Сказочное мещанское насилие

Текст: Настя Травкина
/ 03 декабря 2015

Интернациональная сказка о стокгольмском синдроме жертвы домашнего насилия «Он — дракон» от продюсера Тимура Бекмамбетова выходит на экраны страны. Штатный дипломированный киновед Настя Травкина и рубрика «Киношок» отправились на показ, а там — международное мещанское буйство и типичные нездоровые отношения.

«Он — дракон» — настоящее детище глобализации. Это режиссёрский дебют уроженца Карачаево-Черкесской Республики Индара Джендубаева, «фэнтези-мелодрама» по роману украинского писательского дуэта Марины и Сергея Дяченко, спродюсированный казахоамериканцем Тимуром Бекмамбетовым и снимавшийся в Болгарии, Москве и Якутии (где английский художник сноу-арта вытоптал на снегу огромного дракона для первых кадров фильма). Главные роли исполнили героиня «Класса коррекции» Мария Поезжаева и первый мужчина-топ модель из России, востребованный самыми известными брендами, Матвей Лыков, которого пригласили в фильм, увидев в клипе Woodkid.

Постеры фильма сделала Юлдус Бахтиозина, первый русский спикер TED и фотограф, подарившая нам коврофэшн.

По разным данным от восьмидесяти до девяноста процентов фильма сделаны с помощью компьютерной графики, в том числе — самый технологически сложный персонаж российского кино, дракон, над которым группа художников трудилась около двух лет.

Короче, ваши дети, младшие сёстры и братья уже напяливают рейтузы, чтобы пойти в ближайший кинотеатр и полюбоваться на обнажённого Лыкова в роли дракона.

Но мы-то знаем, что настоящий Казанова был его папа в сериале «Улицы разбитых фонарей», драконов, согласно аналитической психологии, нужно побеждать на пути к целостности и от неадекватно агрессивных мужиков бежать с первого же свидания и навсегда. А «любить страшно», потому что перестать быть в любви эгоистом трудно — но не потому, что твой возлюбленный может тебя убить.

Чтобы вам не пришлось недоуменно спрашивать в комментариях «ну а фильм-то понравился?», я так скажу: очень красиво. Лепестки по ветру, пористая пещера и водопад в ста метрах над уровнем моря. А вот во время диалогов посетители пресс-показа истерически икали от смеха. Потому что когда утром двое молодых людей просыпаются в пещере, и юноша модельной внешности в набедренной повязке, вчера превращавшийся в огнедышащую пятидесятиметровую тварь, говорит девушке: «Прости меня за вчерашнее», — это невероятно смешно. Или когда девушка заставляет юношу таскать в их пещеру ткани, пуфики и сундуки платьев с затонувших кораблей, покачивая ножкой и приговаривая: «Я сделаю из тебя человека», — это тоже смешно, а ещё тоскливо. Никакая сказочная атмосфера, евроремонт драконьей пещеры и даже нежное воркование о ветре не могут скрыть от чуткого уха мещанских интонаций, которыми наполнен этот миф о «романтической любви» студентки экономфака, дочки губернатора, с наследником крупного бизнесмена, имеющим отдельную жилплощадь, наркотическую зависимость и приступы агрессии. Склеить эту пару предполагается домашним уютом и «человеческим» досугом с хорошей кухней, аквапарком и свадьбой. Так и живём. Молодые зрители, наверное, этой социально-классовой иронии не заметят, а без неё фильм становится действительно трогательной романтической историей о том, как люди созданы опасными друг для друга и как любовь заставляет их меняться. Это очень хороший посыл, но он использует классические архетипы довольно странным образом. Сказка приобрела любопытный оттенок больной реальности, щедро посыпанной сахарной пудрой. Я узнала, что сценарист Сергей Дяченко был когда-то психиатром и любит читать рецензии на свои работы, распознавая комплексы рецензентов. Сергей, мы очень любим психиатров в комментариях!

Итак, вы либо не пойдёте на этот фильм, либо всё равно с самого начала будете знать, чем он закончится, так что давайте поговорим о сюжете.

Младшая дочь некоего славянского князя, ребячливая Мирослава, должна быть выдана замуж в краях, где лет сто тому назад победили дракона, наведывавшегося за девственницами княжества. Будущий муж Мирославы — тщеславный внук драконоборца — приказывает петь драконью песню перед свадьбой. Разумеется, неопознанный дракон прилетает, крадёт Мирославу со свадьбы, бросает её в пещеру на острове посреди моря и пытается там её убить. Скоро оказывается, что у дракона два лица, одно из которых — горячий юноша Арман (э, Армана дед барана голыми руками душил от гнева), мечтающий стать человеком, но не умеющий справляться с драконом внутри себя. Дракон вырывается из него, когда он касается Мирославы: тогда он наполняется желанием сжечь её (как это делали с женщинами его предки сотни лет, чтобы получить ребёнка-дракона). Поэтому они решают друг друга не трогать и ждать, пока за Мирославой приедет её жених, который сможет найти остров, влекомый силой её любви (тем более она страшно надоедает Арману болтливостью). Мирослава жениха не любит, зато начинает влюбляться в дракона. Он всё чаще слышит позывы выпустить своего ящера навстречу Мирославе, поэтому однажды сажает её в лодку от греха подальше и отправляет навстречу жениху, который забирает её домой. Дома Мирослава решает, что не хочет замуж за драконоборца, а хочет за дракона, поёт драконью песню, Арман забирает её и готовится спалить на «ритуальном ложе». Мирослава говорит ему, что она его не боится и что драконом его тоже любит. Потом у них рождаются дети, а Арман — то человек, то драконит, но пока все живы, потому что Мирослава — ласковая и добрая жена.

Карл Густав Юнг полагал, что образ Дракона символизирует архетип Тени — все те неприемлемые стремления, которые мы не хотим видеть и которых боимся в себе. Похоть, жажда нанести вред, страсти, пороки, стремление к абсолютной власти, даже любовь к шлепкам по жопе или непозволительным эклерам — всё это может оказаться в тени нашего осознания, создавая напряжение и вырываясь помутнениями рассудка, припадками ярости или ступорами ужаса. Похищенная Драконом Принцесса в мире архетипов обозначает такую ситуацию, при которой нечестность человека с самим собой доходит до таких пределов, что его вытесненные «пороки» как бы похищают его душу — то есть он становится как заколдованный, сам не свой, «не ведает, что творит». Герой, побеждающий Дракона, — это личное стремление человека к целостности и честности с самим собой. Его оружие, меч и копьё, символизируют разум и способность осознанно взглянуть на свои «неприемлемые стороны», воплощённые в Драконе. Убить Дракона — значит рассеять комплекс «плохой страшный я», принять себя со всей своей историей и стараться преобразовать неприемлемое в приемлемое. В фильме «Он — Дракон» роль героя переходит к Мирославе, а Дракон превращается в фигуру Анимуса (в юнгианской психологии так называется индивидуальное бессознательное женщины, которое в противоположность ей имеет мужскую природу). Анимус — это сумма бессознательных стремлений женщины, всё то, что делает для неё иррационально привлекательными силу и власть, независимость и интеллект. В самом лучшем варианте сценария отношений женщины со своим бессознательным Анимусом действие развивается так: женщина осознает Анимуса как влечение к силе; затем она осознает влекущую её силу в самой себе и становится способной на серьёзные поступки и сильные решения; затем она обнаруживает в себе самой центр производства смыслов, античный Логос, понимание и прочую мудрость, но поиск духовности всё ещё направлен наружу; на последней стадии женщина обнаруживает в своём Анимусе духовного учителя. Вариант, который дан в фильме, — невероятно сильный Анимус на первой стадии развития, сросшийся с Тенью (душа похищена порочными привычками, шлепками по жопе и эклерами), захватывает Мирославу в плен. Вместо того, чтобы бороться с существующим положением дел, Мирослава в качестве героя идёт на компромисс, оставаясь в изоляции на острове посреди океана один на один со своим надзирателем. Сознание малодушно закрывает глаза на вырывающуюся драконом Тень, которая держит его в заложниках океанически безграничного безумия.

Я бы сказала, что это красивая метафора для некрасивой ситуации социальной изоляции, вызванной безумием и расщеплением личности.

Очень нездоровые отношения архетипов получились из стремления авторов показать толерантное отношение девушки к психически нестабильному юноше. Даже если спуститься в интерпретации чуть ближе к земле из мира архетипов — получатся классические абьюзивные отношения, основанные на психическом (а часто и физическом) насилии над женщиной эмоционально нестабильного, часто психически нездорового или имеющего серьёзные наркотические зависимости мужчины. Причём в данном фильме взят самый трагический вариант жертвы насильственных отношений, которая находится в очень юном возрасте и в своих самых первых отношениях, когда критический аппарат оценки поведения противоположного пола ещё не выработан.

После того, как ваши дети, младшие сёстры и братья вернутся из кинотеатра, расскажите им, что такое психологическое насилие. Пусть запомнят следующее.

Если ваш партнёр, дети, под действием эмоций, алкоголя или каких-либо наркотических веществ выходит из себя так, что превращается в Дракона и выказывает признаки стремления вас покалечить или убить — знайте, дети, это не потому, что до вас его просто никто не понял и не любил как следует. Это потому, что он привык к насилию, травмирован и опасен для вас. Вы не сможете помочь ему своей любовью бросить наркотики или привычку калечить людей: это сможет сделать только врач.

Если ваш партнёр, дети, для сохранения отношений требует вашей полной социальной изоляции, немедленного переезда к нему, отказа от общения с вашими друзьями и родственниками, ухода с учёбы или работы и посвящения всего-всего времени ему — знайте, дети, перед вами классический психологический насильник (в будущем, вероятно, и физический) или абьюзер (от английского слова «abuse» (плохое недоброе обращение).

Если, дети, ваш партнёр без вас не может жить и кончает самоубийством всякий раз, когда вы едете в гости к родителям или идёте на встречу с друзьями, — знайте, дети, это cозависимость — патологическое состояние (оно характеризуется глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека).

Если, дети, ваш партнёр однажды ударил вас в пылу спора ладонью, кулаком или подручным предметом, не верьте его слезливым извинениям: он сделает это снова, и в один из этих раз бежать будет слишком поздно, так что начинайте готовить лодку прямо сейчас.

Если, дети, секс с вашим партнёром похож на ритуал принесения вас в жертву с опасностью летального исхода, и в нём боль, страх отказа и чувство унижение константны, — то это, дети, не весёлая игра в БДСМ, а настоящее насилие.

Помните, дети: из абьюзивных отношений есть выход только через разрыв (существуют однако случаи возобновления отношений бывших созависимых партнёров после нескольких лет терапии). Распознав абьюзера, вежливо предложите ему посетить терапевта и (вне зависимости от его ответа) валите подальше. Пребывание в таких отношениях долгое время калечит психику, поэтому не стоит махать рукой на своих друзей и коллег, которые состоят в таких отношениях: «Им самим это нравится», расскажите им то, что вы узнали, дети. Они могут просто не понимать, что происходит, ведь во времена ремиссии Дракон превращается в красавца Матвея Лыкова, показывает им театр теней и приносит красивые платья.