Николай Куликов: Семь шагов к сценарию

15 ноября 2016

Важнейшим из всех искусств для нас по-прежнему является кино, но оно по ряду причин находится в глубоком тёмном месте российской действительности. Образование в профильных вузах даёт хорошую теоретическую базу, но хромает на ногу практики: мало кто понимает систему функционирования кинобизнеса и кинорынка. Молодые профессионалы решили заполнить этот пробел в системе и создали образовательный онлайн-сервис KinoGenesis, который напрямую передаёт практический опыт создания зрительского коммерческого кино от лидеров киноиндустрии к тем, кто только собирается разобраться в секретах производства кино. Самиздат вместе с KinoGenesis запускает серию материалов от маститых кинематографистов — лайфхаки для тех, кто хочет начать свой путь в кино.

В первом выпуске — знаменитый реутовчанин, журналист, мастер стендапа и один из самых успешных молодых сценаристов России Николай Куликов. Один из авторов сценариев фильмов «Легенда № 17», «Горько!» и «Экипаж» рассказывает о том, какими должны быть ваши первые шаги как сценариста.

1.

Когда я получил первую стипендию (90 рублей), то на все деньги купил три видеокассеты — трилогию Кшиштофа Кесьлёвского «Три цвета». Меня тогда поразило, что фильм можно назвать цветом — «Синий», «Белый», «Красный». Это был мой первый сознательный шаг в сторону кинематографа: я выбрал кино. До следующей стипендии был ещё месяц.

Я учился на кафедре литературно-художественной критики и писал о театре и кино как наблюдатель. Мне казалось, что заниматься кино должны особые люди, которые родились с камерой в руках в киношной семье. Но однажды друг предложил мне написать сценарий к рекламному ролику. У нас получилось, мы осмелели и стали писать скетчи в духе «Монти Пайтон». Предлагали их всем подряд, пока наш знакомый режиссёр Лёша Андрианов не решил сделать из одного из них короткометражку «Последний день Булкина И. С.»

Фильм Алексея Андрианова по сценарию Николая Куликова и Дмитрия Павлова

Сейчас огромное количество площадок, куда вы можете выкладывать своё творчество и искать аудиторию и единомышленников. Это как будто стоишь и размахиваешь флагом: смотрите, я могу кое-что делать! Можно выкладывать короткие сценки в Инстаграм, выступать со стендапом или писать шутки в Твиттер, демонстрируя, какой вы смешной юморист.

2.

Если вы не знаете, с чего начать, напишите сразу сценарий мечты — то кино, которое вы бы сами с радостью побежали смотреть за деньги в первый день проката. Когда будете писать, не задумывайтесь над тем, возможно ли снять такой фильм в России и сколько он будет стоить. Просто покажите всё своё мастерство, свой почерк, пусть в нём будут выражены ваши ценности. Даже если вы не продадите его, вы покажете, что вы за автор.

Фильм Жоры Крыжовникова по собственному сценарию

Мы с Лёшей Казаковым однажды написали сценарий «Чего хотят девственницы». Это была Лёшина идея, и он был уверен, что это хит. Ребята из компании «Лунапарк» сказали, что конкретно этот сценарий им не нужен, но им нравится наше чувство юмора, и они хотели бы, чтобы мы им написали что-нибудь про русскую свадьбу. Мы кое-что написали. Потом появился Жора Крыжовников, который тоже осознанно или неосознанно размахивал флагом, выкладывая в сеть свои короткометражки. Он этот сценарий подхватил, развил, серьёзно вложился сам, и так получился фильм «Горько!».

3.

Есть сценаристы, которые держатся за свои идеи и не хотят уступать продюсерам. Я бы хотел помочь изменить жизнь этих творческих людей в лучшую сторону. Такие сценаристы ставят желание высказаться выше, чем желание сделать людей счастливыми. А следует писать о том, что сделает большинство зрителей довольными, чтобы они потерялись в твоих фантазиях (для художника — здесь Куликов показывает рожицу — зритель с открытым ртом и поглупевшим лицом получает кайф от фильма). Наверное, во мне такое отношение к публике сформировала стендап-комедия. Когда ты выступаешь перед живой публикой, ты сразу понимаешь, интересно людям в зале или нет. И таким образом ты учишься быть интересным всегда.

В 2018 году выйдет фильм по моему сценарию «Движение вверх». Это будет история о победе советской баскетбольной команды над, разумеется, американской в 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене. 

Помните, это бизнес: мы делаем то, что можно продать. В сценаристе ценится готовность из раза в раз переписывать текст. Когда Лёша Андрианов попросил поправить под него что-то в короткометражке про Булкина, я легко всё переписал. И когда у него уже был полнометражный проект, он знал только одного сценариста, который смог бы сидеть с ним и искать новые решения для сцен. Так он пригласил меня в проект «Шпион» (по роману Бориса Акунина).

Мне уже тридцать семь лет, и я всегда был наёмным сценаристом — разрабатывал идеи продюсеров. Только сейчас у меня появляются свои идеи, которые я вижу как «продавабельные». В этом году я впервые заключил контракт на фильм по моей собственной идее. В 2005 году мой гонорар укладывался в 15 000 долларов, сейчас — 5 000 000 рублей за полный метр.

4.

Когда я иду по улице, слушаю не музыку, а подкасты на английском, где профессионалы рассказывают, как делается кино. Наверное, сценаристу не всегда легко найти людей, с которыми он может поговорить о своей работе, но ему очень важно всегда находиться в теме. Подкасты позволяют всегда быть в курсе. 

В нашей сфере сейчас нет никакой конкуренции. У нас очень мало профессионалов, поэтому, если вы умеете хоть что-то делать, — вступайте в коммуникацию с индустрией. Прочитайте все книги по драматургии (особенно эти). Обязательно читайте сценарии американских фильмов. И выучите английский: без него вы будете отключены от мира кино.

5.

При экранизации материал, как правило, сопротивляется структуре драматургии. И нужно найти в себе наглость перестроить сюжет. При работе над «Легендой № 17» нам мешал биографический факт — первая автокатастрофа, в которую попал Валерий Харламов. Пришлось отважиться и немного перекроить жизнь нашего героя, перенести эту аварию на несколько лет раньше. А по литературному произведению писать сценарий сложно потому, что часто режиссёр и продюсер покупаются на язык, атмосферу, дух романа, и сценаристу приходится передавать всё это через драму.

6.

Прежде чем писать сценарий, нужно сначала исследовать материал, изучить тему — прочесть всё, до чего дотянутся руки, просмотреть все документальные фильмы, провести интервью со знающими людьми, если надо. Это может показаться ненужным и утомительным, но именно такая подготовка сделает ваш фильм особенным, подлинным, и откроет новые стороны сюжета. 

Потом нужно постоянно задавать себе вопросы: чего хотят герои в этой сцене? Каковы ценности героя, его характер, что он считает правильным? Как он должен измениться в финале? Как сделать так, чтобы персонаж всё время удивлял зрителя? И всё это — про каждого персонажа, не только про главного героя.

Лекция Николая Куликова

Каждая реплика персонажа — следствие его особого взгляда на мир: она должна как можно ярче выражать характер героя и говорить о его ценностях. Особенно в комедии. Чем больше ценности героя отличаются от общепринятых, тем смешнее он может быть.

7.

Не торопитесь написать своё главное произведение сразу же. Не спешите вместить в первый же сценарий все свои идеи. Кино — игра вдолгую, на много лет. Великие сценаристы — это очень взрослые дядьки и тётьки.

Текст
Москва
Иллюстрации
Астана
Редактор
Москва