Алфавит: В — Вандализм
Текст: Саша Нелюба
Иллюстрация: Иван Каменский
17 ноября 2015

В эпоху Постапокалипсиса многие слова теряют свой смысл. Взять, к примеру, слово «вандализм». Вы знаете, что значит это слово? Вы уверены? Ведь акты вандализма в России и в бывших союзных республиках совершаются постоянно, каждый день, мы видим плоды трудов вандалов в метро, в пригородных электричках, на улице, в новостях, на лестничной клетке. Сможете ли вы отличить вандализм от современного искусства? От надписи на заборе? От горящей двери? От оскорбления чувств верующих? От испорченного памятника? Рубрика «Алфавит» рассказывает вам про слово на букву «В».

В ночь с 8 на 9 ноября известный художник-акционист Пётр Павленский подошёл к двери первого подъезда здания ФСБ на Лубянской площади, облил её бензином и поджёг, повернулся к двери спиной и стал ждать полицию. Всё это снимали на камеру несколько сопровождавших его журналистов. Художник не пытался скрыться и был арестован. На суде по избранию меры пресечения 10 ноября он назвал свои действия акцией «Горящая дверь Лубянки» и объяснил их «перчаткой, которую бросает общество в лицо террористической угрозе», а также потребовал судить его за терроризм, как осудили на 20 лет режиссёра Олега Сенцова за подожжённую в Крыму дверь приёмной «Единой России». В понедельник, 16 ноября, Павленскому было предъявлено обвинение по части 2 статьи 214 Уголовного кодекса Российской Федерации — «Вандализм по мотивам идеологической ненависти».

Горящая дверь Лубянки стала одним из самых обсуждаемых дел о вандализме за последнее время, при этом только за минувшие шесть дней в новостях по всей стране не менее пятидесяти раз фигурировало слово «вандализм». И это ведь только те случаи, которые привлекли к себе внимание и попали в новости. Что их объединяет? Тот факт, что словом «вандализм» можно назвать всё что угодно.

В Удмуртии пьяные подростки, один из которых уже привлекался к уголовной ответственности, разрисовали краской из баллончиков памятник Герою Советского Союза Рихарду Зорге. В посёлке Янино Ленинградской области дорожный комитет требует признать актом вандализма уничтожение двух «лежачих полицейских». В Крыму неизвестные туристы нацарапали на столетнем кактусе в Никитском ботаническом саду оскорбительные надписи в адрес президента США Барака Обамы. В посёлке Подсосенье Великоустюгского района Вологодской области шестнадцатилетнего подростка, расстрелявшего городские фонари из пневматического пистолета и оставившего несколько улиц без освещения, обвиняют в вандализме. А председатель Меджлиса крымских татар Нариман Джелял заявил об очередном акте вандализма в одной из сельских мечетей в Джанкойском районе. По неподтверждённым данным, мечеть забросали кирпичами. За несколько дней до этого в другую мечеть уже вламывались неизвестные, которые «перевернули все находившиеся в ней вещи» и украли аккумулятор от системы сигнализации.

Идём дальше. Жители Волгограда требуют вмешательства прокуратуры и считают актом вандализма нанесение дорожной велоразметки на плиты у подножия памятника «Мирному населению, погибшему в дни Сталинградской битвы». Оскорбившая волгоградцев разметка была нанесена по указанию городских властей. В Саратове некие «коллекторы» вломились в подъезд, в котором проживает один из должников, и совершили акт вандализма в отношении дверей его соседей. Двери в квартиры были исписаны и разрисованы оскорбительными надписями и изображениями, глазки замазаны краской, а замочные скважины залиты клеем.

В городе Шахты, что в Ростовской области, неизвестные вандалы разрушили балюстраду на площади перед Драматическим театром, известную в народе как «шахтинский Арбат». В Симферополе уже во второй раз за несколько дней подвергся осквернению православный храм. Вандалы разрисовали стены храма Державной иконы Божьей матери изображениями нацистской символики и надписями «хайль Гитлер» и «гестапо». Тоже дважды за прошедшую неделю был осквернён памятник жертвам Холокоста в Тверской области. В первый раз вандалы облили памятник краской, а во второй — снесли с него звезду Давида. В Ярославле несовершеннолетние вандалы повредили прожекторы на стадионе «Шинник» во время матча «Шинник» — «Камаз». Погром учинили четверо подростков, младшему из которых 14 лет. В Санкт-Петербурге неизвестные вандалы написали баллончиком на могиле советского революционера Моисея Урицкого слово «палач».

Больше всего, как обычно, достаётся Ленину. В Челябинске судят двадцатишестилетнего вандала, ещё в апреле этого года раскрасившего бюст Ленина жёлтой и голубой краской и скрывавшегося от полиции вплоть до сентября. По словам обвиняемого, надругательство над памятником он совершил, дабы «показать своё единодушие с радикальным движением на Украине». Другой акт вандализма, в результате которого пострадал памятник Ленину, произошёл в Миассе. Его поджёг «далёкий от политики бомж» (так был охарактеризован злоумышленник в местных СМИ), желавший тем самым отомстить администрации парка. В Коми сразу по нескольким статьям судят лидера общественного движения «Рубеж Севера» Алексея Колегова. Помимо истязаний, сопровождавшихся угрозами убийством, которым Колегов и его сообщники подвергали мужчин, заподозренных ими в педофилии, они также облили жёлтой и синей краской памятник Ленину на Стефановской площади Сыктывкара. Подозревали ли обвиняемые Ильича в педофилии, не сообщается, но понятно, что ребята умеют развлекаться. Ну а в Ярославле неизвестные «накрасили губы» и «поставили фингал» статуе Ленина. В посёлке Моряковский Затон Томского района наконец-то восстановили памятник Ленину, который ещё в мае этого года был обезглавлен вооружённым кувалдой вандалом. Лишившийся головы памятник вскоре остался и без торса, его повредил любитель селфи, пытавшийся ради прикольной фоточки взобраться на безголового Ленина.

Но и это ещё не всё. В Санкт-Петербурге жильцы одного из домов совместно с сотрудниками полиции застукали за актом вандализма местного чиновника. Замглавы Выборгского района, который когда-то был председателем ТСЖ в этом доме, попался с болгаркой во время предполагаемой попытки испортить водопровод. Поймать чиновника помогли установленные жильцами камеры наблюдения. Поставить эти камеры было решено после того, как в доме несколько раз разбивались молотками новенькие домофоны, спиливались двери и были намеренно сломаны свежеотремонтированные лифты. Также жители Санкт-Петербурга обвиняют в вандализме реставраторов, превративших прекрасную нимфу на барельефе старинного дома на углу улиц Восстания и Жуковского ни много ни мало в ведьму. Выглядит нимфа теперь действительно так себе, а градозащитники сравнивают сложившуюся ситуацию с другим резонансным случаем вандализма, когда в конце августа в Северной столице с фасада доходного дома Лишневского был сбит барельеф с изображением Мефистофеля. До сих пор не выяснено, кто же уничтожил скульптуру и зачем.

В Рыбинске Ярославской области пьяные вандалы отобрали плащ у памятника поэту Льву Ошанину. Отломанную часть скульптуры злоумышленники пытались сдать на металлолом и теперь ожидают суда по статье «Кража». В Липецке неизвестные вандалы отколошматили кирпичом два автомобиля. Кирпич был обнаружен владелицами автомобилей на месте преступления, злоумышленники скрылись. В Кирове из-за повсеместного вандализма граждан на остановках общественного транспорта нет расписаний маршрутов. Именно так объяснил плачевное состояние остановок начальник отдела транспорта администрации города Кирова. В городе Горнозаводске Пермского края неизвестные вандалы постоянно оставляют жителей без телефонной связи и доступа в интернет. Не проходит и суток после того, как связисты прокладывают заново повреждённые линии, как их снова вырезают.

Осквернению неизвестными вандалами подверглась Владивостокская крепость — одну из пушек береговой батареи «Новосильцевская» расписали свастиками и нацистскими приветствиями. При этом судить вандалов, которых усиленно ищет полиция, собираются по статье «Экстремизм». В городе Волжском банда вандалов продолжает рандомно громить машины. Автомобили остаются без стёкол и получают значительные повреждения, из салонов ничего не пропадает. В Пскове неизвестные вандалы, предположительно несовершеннолетние, глумились над могилами на местном кладбище. В Богучаре Воронежской области атаке вандалов подвергся информационный стенд возле местного музея. По словам директора музея, чтобы испортить этот стенд, вандалам пришлось «очень постараться», ведь конструкция была изготовлена из закалённого стекла. «Обидно, что такое украшение музея люди не оценили», — сокрушается директор.

Не отстают от российских и вандалы братских народов Украины и Белоруссии. Всё за ту же прошедшую неделю в Сумах сломали установленное на улице пианино; в Одессе уничтожили Аллею памяти Небесной сотни; в Киеве «автохамы» повредили заграждавшие въезд на тротуар Крещатика полушария, а скульптуре Маленького принца на Пейзажной аллее неизвестные вандалы отбили руку; на Приднепровской железной дороге от камня, кинутого вандалами в окно поезда «Днепродзержинск — Днепропетровск», пострадала пассажирка; в Белоруссии в Лунинецком районе пьяный вандал отобрал бетонный автомат у бетонного солдата на братской могиле, а в Полоцке двадцатипятилетний педагог и двое его учеников напились и осквернили захоронения на местном кладбище.

И так, что это всё было такое?

КТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ВАНДАЛИЗМ

Статья 214 Уголовного кодекса Российской Федерации «Вандализм» существует в Уголовном кодексе не так давно, раньше этот состав преступления подпадал под статью «Хулиганство». Согласно статье, вандализм — это осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте и в других общественных местах. При этом комментарий к статье разъясняет, что вандализм совершается с прямым умыслом и мотивы его схожи с хулиганскими. Также в УК есть несколько статей, смежных с 214 по составу преступления, например, статья 148 — пресловутое «Оскорбление чувств верующих», статья 167 — «Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества», статья 244 — «Надругательство над местами захоронения умерших», статья 243 — «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия» и всё та же 213 статья — «Хулиганство». Тех, кого в новостях условно называют вандалами, далеко не всегда судят за вандализм, зачастую их действия квалифицируют по одной из этих статей или по совокупности.

Если вы неадекватный или пьяный подросток без головы и тормозов и рисуете на стенах свастики, скорее всего, вам вменят статью 20.3 КОАП (Кодекса об административных правонарушениях), а вот если вы рисуете их на стене синагоги или на памятнике жертвам Холокоста, то тогда вам грозит та самая 214 статья УК. Если же вы уже не подросток и прокурор того захочет, то за свастоны вас будут судить по намного более тяжкой 282 статье — «Возбуждение ненависти или вражды».

Вандализм трактуется не только Уголовным кодексом, но и социологической наукой. И здесь это понятие намного шире. Уголовный кодекс классифицирует как вандализм лишь те надписи и рисунки, которые носят оскорбительный и непристойный характер. Но кто оценивает степень оскорбительности и непристойности? В теории — независимый эксперт, на практике — судья. При этом опирается он чаще всего на собственные человеческие представления о том, что такое вандализм и что такое плохо. Исследователь феномена вандализма Стэнли Коэн в своей работе «Уничтожение собственности: мотивы и смыслы» пишет: «Мы приходим к неприятному признанию того, что вандализм не является ни точной характеристикой поведения, ни узнаваемой правовой категорией, это ярлык, применяемый к определённым типам поведения при определённых условиях». И этот ярлык можно повесить на всё что угодно. Кто-то считает вандализмом рисунки уличного художника Бэнкси, кто-то вандализмом называет попытки эти рисунки закрасить.

Тот же Уголовный кодекс в комментарии к 214 статье разъясняет, что политическая и религиозная пропаганда в виде надписей на стенах не образует состава преступления, предусмотренного этой статьёй. Как не образует его и нанесение надписей и изображений, хотя и нарушающих нормы морали, но не рассчитанных на значительную общественную реакцию. Но где проходит граница норм морали и кто её определяет? Как понять, рассчитана оскорбительная надпись на стене на значительную общественную реакцию или нет? И почему вообще поджог двери ФСБ — это осквернение, а не уничтожение?

В случае с художником Павленским мы наблюдаем небывалый пример единодушия российского хтонического правосудия и мировой социологической науки. «Горящая дверь Лубянки» — это хрестоматийный пример идеологического вандализма по мотивационной классификации Коэна (вандализм, преследующий социально-политические цели, объект которого имеет ярко выраженный символический характер) и вандализма экзистенциального исследования по классификации Кантера (вандализм как средство самоутверждения, исследования возможностей своего влияния на общество и способ привлечь внимание). А вот судить его, по большому счёту, можно за что угодно — как за вандализм, так и за хулиганство, а ещё за уничтожение имущества, экстремизм и даже терроризм. Сенцова, в конце концов, осудили же.

Зато Дмитрия «Энтео» Цорионова и его банду «Божья Воля», разгромивших выставку в Манеже и повредивших экспонаты на почти 200 000 рублей, ни за какой вандализм судить не стали, хотя, казалось бы, — а что это ещё, если не вандализм? Так называемые православные активисты отделались мизерным штрафом за мелкое хулиганство.

Российский суд умело жонглирует статьями, по мановению руки меняя административную ответственность на уголовную и обратно, если это удобно следствию или поступило указание свыше, и то, что 214 статья УК РФ (вандализм) ещё не стала повсеместным карательным инструментом, как излюбленные прокурорами 282 (экстремизм), 213 (хулиганство) и 148 (оскорбление чувств верующих), под которые при желании можно подвести всё что угодно, — только вопрос времени.

ИСТОРИЯ ПРО ТЁЩУ

В моём родном городе Туле живут люди с чувством юмора. Поэтому скульптуру тираннозавра перед входом в экзотариум здесь никто не называет иначе как Памятником тёще или Тёщезавром. Помимо чувства юмора туляки также обладают недюжинной фантазией и изобретательностью. Поэтому редко когда можно увидеть Тёщу голенькой, чаще всего она предстаёт перед туристами в разнообразных тематических костюмах. Ни для кого не секрет, что совершается это с позволения, а порой и при участии администрации экзотариума. В кого только не наряжали Тёщу: и в костюмы символов наступающего года, и в спортивную форму дзюдоиста (перед приездом в город, угадайте, кого), и в платье с фартучком на 1 сентября. А теперь представьте себе заголовок: «В преддверии Нового года был совершён вопиющий акт вандализма — скульптуру тираннозавра, один из символов города-героя Тулы, обрядили в противный православным людям костюм гейропского Санта-Клауса». Думаете, такого никогда не может произойти? А я вот не удивлюсь.

По какой статье в итоге будут судить Павленского — непредсказуемо, как показывает практика, переквалифицировать её можно в любой момент без всякого труда. Понесёт ли он наказание? Скорее всего, понесёт. Дверь ФСБ — это вам не Мефистофель и не какой-нибудь Сидур. А мы с вами так и продолжим ездить в электричках со вспоротыми сиденьями, замалёванными окнами, загаженными полами и стенами, разрисованными свастиками и пенисами, потому что вандализм — это состояние души.

Иллюстрация

ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

comments powered by HyperComments

Больше?

Не такие, как все

Лиза Меламед
«Кэрол» — лесбийский ярлык банального сюжета и торжество андрогинности Кейт Бланшетт

Блатная песня в СССР: по женскому бараку — отбой

Роман Навескин
Лагерные песни в исполнении прекрасных женщин, которые не имеют к блатной жизни никакого отношения

«Джус! Джус!»: карманный словарь покойника

Роман Навескин
Роман Навескин слушает белый шум и послания мёртвых на старых плёнках

Опиум для народа: новый альбом Tool уже в iTunes

Роман Навескин
Вышел пятый студийный альбом метал-группы Tool, который мы ждали десять лет

Считалочка лорда смерти

Роман Навескин
«Аудиошок» изучил историю и музыку тоталитарной секты воинствующих буддистов «Аум Синрикё», которые собирались стереть жизнь с лица Земли

Джексон Си Фрэнк: юдоль скорби

Роман Навескин
О чём пели барды 60-х, как Ник Дрейк повлиял на Александра Башлачёва и почему Фрэнк умер к лучшему