Тимоти Лири: Как правильно шевелить мозгами?
Перевод: Роман Шевчук
Иллюстрация: Bojemoi!
08 июля 2016

Эта знаковая лекция, прочитанная в колледже Купер Юнион 29 ноября 1964 года, впервые открыла широкой публике ЛСД, положила начало психоделической революции, а также подарила прочитавшему её звание ЛСД-гуру. Тимоти Лири отказался от научной карьеры ради популяризации психоделиков на благодарной почве движения хиппи. Сделало ли это его врагом государства или одним из хедлайнеров исследований в области фармакологического метода контроля — до сих пор неизвестно. «Психоделические наркотики вызывают панику и временное умопомрачение у людей, которые никогда их не принимали», — сказал однажды Тимоти Лири — и был прав.

Первоначальные результаты использования ЛСД в лечении шизофрении и алкоголизма были обнадёживающими, однако фальсификация результатов собственных исследований и вызывающее поведение вскоре навлекли на Лири гнев руководства Гарварда и привлекли внимание ЦРУ. А после того, как одиозному экспериментатору удалось привлечь на свою сторону таких знаменитостей как Pink Floyd, The Beatles, Jefferson Airplane, Аллена Гинзберга, Кена Кизи и Тома Вулфа, с подачи которых ЛСД превратился в распространённый среди молодежи рекреационный наркотик, американское правительство и вовсе объявило вещество вне закона, а сам Лири отправился в тюрьму. «Отец» ЛСД Альберт Хофманн впоследствии также возлагал вину за замораживание дальнейших исследований во всём мире именно на Лири: «Эволюции ЛСД от лекарственного средства до опьяняющего наркотического вещества способствовала главным образом деятельность доктора Тимоти Лири из Гарвардского университета», — позже написал он в своей книге. Хофманн прожил сто два года, не дожив всего один год до знаменательной даты: недавно впервые за более чем сорок лет клинические испытания ЛСД на людях были возобновлены. В ожидании результатов самое время вспомнить, с чего же всё начиналось.

«Моя цель, какой бы донкихотской она ни показалась, состоит в том, чтобы изменить представление о человеке. Звучит грандиозно, но сама идея вовсе не нова. Более того, это старейшая проблема в истории человечества. Для изложения её можно использовать литературный, философский или научный язык. Но я попробую изложить суть этой проблемы в форме детективной истории, потому что речь идёт о краже бесценного сокровища. А жертвы этого ограбления космического масштаба даже не подозревают о том, что их обокрали.

При рождении человек получает бесценный дар — невероятно сложный инструмент, камеру с миллиардами линз. Речь идёт, конечно же, о человеческом мозге. По словам неврологов, мозг состоит из десяти-тринадцати миллиардов нервных клеток, каждая из которых может подключаться к двадцати пяти тысячам других клеток, а количество связей в мозге каждую секунду превышает количество атомов во вселенной. Человеческий мозг посылает пять миллионов сигналов ежесекундно. Он одновременно контролирует процессы во внутренних органах, обрабатывает информацию об уровне pH, составе крови, уровне сахара, кислорода, углекислого газа и так далее. Наш мозг осведомлён обо всём этом огромном объёме информации, но мы лишены осознания большинства из этих процессов. Несоответствие между тем, что осознаёт ум, и пределами нашей собственной осознанности — и есть вышеупомянутое ограбление.

Большинство религий мира содержат теории о том, как это произошло: христианская теология утверждает, что мы утратили осознанность из-за грехов наших праотцов; восточная философия — что утраченное остаётся внутри нас, но нас отвлекают от него внешние процессы. У каждой религии есть выработанный метод, призванный расширить сознание и, таким образом, вернуть утраченное богатство: согласно монотеистическим религиям — иудаизму, христианству и исламу — на небесах сидит судья, который вернёт нам утраченное, если мы будем следовать его правилам и делать то, что велят нам его адвокаты. Восточные религии предлагают самый широкий выбор методов достижения этой цели. Даже примитивные культуры выработали мифы о том, как человек может попытаться вернуть своё сокровище.

Занимая эксцентричную позицию человека, который принимает процессы сознания всерьёз, вы рискуете быть непонятым сослуживцами. Но есть также и положительная сторона: вы становитесь членом другого клуба, который представляет собой одно из старейших научных и философских сообществ в истории и состоит из людей, осознавших, что в жизни есть нечто большее, чем принято считать. Настоящее время — особенное для этого клуба, потому что некоторые последние научные достижения пролили новый свет на великую тайну и предоставили новые способы заново обрести утраченное сокровище.

Вот эти три достижения:

1.
Открытия в области генетического кода.
2.
Исследования механизма импринтинга.
3.
Создание психоделических наркотиков.

Почему мы потеряли доступ к осознанности внутренних процессов и по чьей вине? Первое, что необходимо сделать, чтобы раскрыть любое преступление, — это поставить себя на место преступника и установить мотив преступления.

ПОЧЕМУ

Выражаясь метафорически, можно сказать, что генетический код создал нервную систему, чтобы лишить человека доступа к его уму.

Почему ты бегаешь за этим безжизненным резиновым мячом, а не за мягкой и тёплой матерью-уткой?

С точки зрения стратегии генетического материала, каждый живой организм — это просто креативное упаковочное решение. Каждый одноклеточный организм, каждая низшая форма жизни, каждая морская рыба, вид растительности и млекопитающее, включая человека, — это индивидуально разработанная упаковка, призванная решить проблемы, с которыми сталкивается данный вид в воздухе, под землёй, в воде или на суше. В случае с высшими формами жизни упаковочное решение достигает невероятной степени сложности для выполнения такой простой задачи. Генетический код сталкивается с необычной проблемой: для обеспечения работы тела млекопитающего становится необходима нервная система, которая координирует и регистрирует информацию обо всём происходящем как внутри этого сложного механизма, так и снаружи. Мозг должен осознавать миллиарды событий каждую секунду. Но штурман этой огромной подвижной упаковки, само собой, не может быть в курсе всей этой деятельности, потому что, если бы мы осознавали этот калейдоскоп внутренних событий, мы были бы настолько заворожены, что застыли бы на месте в экстазе и больше бы не сдвинулись с места, а это идёт вразрез с планами генетического кода.

КАК

Чтобы отрезать сознание человека от большей части деятельности мозга, генетический код прибегает к помощи импринтинга.

Первые часы или дни жизни каждого животного — критический период, на протяжении которого нервная система способна фиксировать в памяти определённые внешние события. После завершения этого периода импринтинг становится уже невозможен. Рассмотрим пример: новорождённый утёнок фиксирует первый объект, который движется и издаёт звук. После окончания критического периода все инстинкты утёнка будут направлены на этот первый объект. Разумеется, почти во всех случаях первый объект в жизни утёнка — это мать. Но если до окончания критического периода (который в случае уток составляет от двенадцати до двадцати часов) заменить мать-утку любым другим объектом, который движется и издаёт звук, утёнок импринтирует его. В одном эксперименте учёные использовали для этой цели обыкновенный оранжевый баскетбольный мяч. В результате утёнок стал следовать за мячом, который катали по комнате. Чтобы проверить, состоялся ли импринтинг, учёные затем поместили утенка в Y-образный лабиринт с матерью-уткой в конце одного хода и баскетбольным мячом — в конце другого. Утёнок, который импринтировал баскетбольный мяч, игнорировал утку и направлялся прямиком к мячу. Это зрелище одновременно комично и тревожно, ведь оно заставляет задуматься о том, какие случайные баскетбольные мячи мы сами импринтировали на раннем этапе жизни.

Импринтинг — это необратимый биохимический механизм запечатления информации в памяти.

Есть один примечательный аспект импринтинга, который имеет особое значение в контексте психоделического опыта, от наркотиков до религии: импринтинг направлен на внешние объекты. Цель, которую преследует генетический код в создании механизма импринтинга, заключается в том, чтобы отвлечь наше внимание на один конкретный объект вовне. После того, как этот объект импринтирован, при помощи кондиционирования и закрепления происходит пошаговый процесс, в результате которого человек становится приспособленным к жизни в обществе.

Импринтинг — это необратимый биохимический механизм запечатления информации в памяти. В этой игре генетический код ставит на статистическую вероятность. Ему известно, что в большинстве случаев будет запечатлена взрослая особь одного с нами вида, и если мы затем будем учиться у объекта импринтинга, то вырастем и станем такими же, как наши родители, которые — с точки зрения генетического кода — преуспели, родив нас и тем самым продолжив жизнь. Главный момент в этом для настоящей дискуссии заключается в том, что, как только импринтинг завершён, нервная система навсегда остаётся со снимком утки или баскетбольного мяча.

Но у импринтинга есть и один тревожный аспект: я совершенно уверен, что, если спросить у утёнка: «Почему ты бегаешь за этим безжизненным резиновым мячом, а не за мягкой и тёплой матерью-уткой?», у него найдётся миллион совершенно рациональных причин в пользу своего выбора. Дело в том, что одна из функций сознания состоит в рационализации и защите изначального импринта.

Таким образом, импринтинг — это метод, используемый генетическим кодом с целью сосредоточить внимание штурмана на определённых аспектах окружающей среды, которые предоставят организму самые высокие статистические шансы на выживание. Это также означает, что генетический код присвоил 99,999% нашего мозга, оставив нам только 0,001%. Олдос Хаксли по этому поводу однажды сказал, что находит очень занимательным тот факт, что девяноста девяти процентам его мозга неизвестно о существовании Олдоса Хаксли.»
Последняя часть лекции Тимоти Лири называется «Решение» и содержит в себе несколько неоднозначный, по мнению редакции, взгляд на пользу употребления психоделиков. Чтобы совместить просвещение и соблюдение наших этических принципов, мы решили не печатать последнюю часть лекции в открытом доступе. Все, кто хочет её прочесть, могут получить её на свою почту, подписавшись на нашу рассылку. Держите аппарат критического мышления включённым — и хорошего вам настроения.

Перевод
Фотографии

ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

comments powered by HyperComments

Больше?

Ваш личный Астропрогноз: 20 — 26 июня

Оля Осипова
Эта неделя так себе: полнолуние и Меркурий снова козлит. Катастрофы, бедствия, заражение, столбняк, боль, смерть. Рассказываем, как выжить

Ваш личный Астропрогноз: 27 июня — 3 июля

Оля Осипова
Ещё одна неделя на планете Земля, и все как будто с цепи сорвались. Рассказываем, как не вляпаться и пережить конец июня без травм и потерь

Ваш личный Астропрогноз: 4 — 10 июля

Оля Осипова
На этой неделе новолуние: тянитесь к жизни, всех простите, наберите в рот камней. Как не поддаться на провокации и пережить первую фазу Луны

Хорхе Луис Борхес: Стихотворное ремесло, часть II

Роман Шевчук
Эссе Хорхе Луиса Борхеса о том, почему человечеству нужны истории и как быть поэтом

Олдос Хаксли: Замены освобождению

Роман Шевчук
Олдос Хаксли об алкоголе, наркотиках, сексе, искусстве и войне как ложных способах трансценденции

Бертран Рассел: идеи, которые навредили человечеству

Роман Шевчук
Рационалист Бертран Рассел критикует религиозные убеждения, эгоизм, гордыню и фанатиков демократии и не обещает нам ничего хорошего