Стоимость путешествия — мытьё 135 туалетов и 250 кило навоза

01 июня 2017

online

Исследование 
«Жизнь в прямом эфире»

Передачи о путешествиях — важная часть телеэфиров. Все помнят красную шапочку Жака-Ива Кусто, маячившую на носу его «Калипсо», а словосочетание «Орёл или решка» для многих означает в первую очередь название передачи. Социальные сети превратили трансляцию путешествий в массовое явление. Сотни блогеров, собирая деньги на очередное приключение с помощью краудфандинговых платформ, стримят свои похождения на YouTube. Кто-то создаёт глянцевую картинку, оставляя за кадром отвратительную еду, грязные ночлежки и проблемы с местными жителями, кто-то показывает всё как есть. Специально для «Батеньки» журналист Ира Летягина поговорила с тремя путешественниками-видеоблогерами о том, зачем они вообще завели личные каналы и как им живётся внутри собственноручно созданного реалити-шоу.


Превращать своё путешествие в реалити-шоу — популярный формат, но придумали его задолго до того, как у человечества появился смартфон. Первопроходцем этого жанра можно считать Тура Хейердала — великого путешественника, который ещё в сороковые стал тщательно снимать жизнь команды знаменитого плота Кон-Тики во время экспедиции через Тихий океан. В итоге снятый материал был смонтирован в оскароносный фильм. Плот постоянно был на связи с большой землёй с помощью радиооборудования, которым заведовали Кнут Хаугланд и Турстейн Раабю. Благодаря посланиям с плота за путешествием Кон-Тики следил весь мир.

Фильмы человека в красной шапочке, Жака-Ива Кусто — тоже хроники жизни его команды на борту «Калипсо». Зрители следили за тем, как исследователи ловят акул, чинят лодку и борются со штормом, и это увлекало их едва ли не больше, чем жизнь океана.

Социальные сети превратили трансляцию путешествий в массовое явление, упростив её в разы. Путешественники не только стримят свои похождения в YouTube, но и объединяются через краудфандинговые платформы вроде patreon.com, зарабатывая на эфирах из пустынь, джунглей, морей и океанов.

Отчёт о двухнедельной экспедиции «Обитель чёрного дьявола»

Нора

Блогер Нора из Нидерландов. Она мечтала в одиночку отправиться в путешествие на мотоцикле через полпланеты, чтобы убедиться самой и убедить своих подписчиков в безопасности мира и доброте людей. Своё приключение она заканчивает в Индонезии, проехав на мотоцикле через Нидерланды, Германию, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Россию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Пакистан, Индию, Непал, Бирму, Таиланд, Малайзию.

«С того момента, как я стала публиковать видео на YouTube, я стала чувствовать себя участником реалити-шоу. Конечно же я не снимаю всю свою жизнь на камеру. Это было бы очень скучное и долгое видео. Я рада, что у меня нет спонсоров, поэтому я свободна в выборе маршрута и способе его преодоления, мне не нужно каждый день говорить на камеру о каком-нибудь продукте, чтобы оправдать контракт. Я общаюсь с моими подписчиками через свой канал. Я стараюсь быть позитивной и открытой для самой себя и для зрителей. Никто не хочет смотреть на злых людей, даже если они путешествуют на мотоцикле через полмира.

Я начала своё путешествие, потому что мне хотелось исследовать планету, на которой я родилась. Мне хотелось увидеть собственными глазами, как живут люди в Туркменистане и России, в Иране и Таиланде. При этом я чётко понимала, что длительное путешествие сильно отличается от вылазки на выходные. Чтобы долго путешествовать, нужно любить открывать в себе что-то новое, нужно быть готовым справляться со сложными ситуациями. Путешествие не сделает тебя счастливее, но оно многому научит.

Я стараюсь быть честной с подписчиками, но учусь не быть негативной. В Непале под колёса моего мотоцикла попал парень. Я провела сорок восемь часов в непальской полиции, ожидая результатов медицинских осмотров. Мне было очень страшно. Я будто переживала смерть близкого: сначала винила себя за неосмотрительность, потом гадала, как я могла бы этого избежать, потом мысленно возвращалась к моменту аварии и снова думала о том, что повела себя неправильно. Мне было страшно, что авария может повториться. Я словно спустилась с небес на землю. Позже я приняла случившееся, стала более внимательной. Мне какое-то время было сложно общаться с моими подписчиками и улыбаться. Некоторые стали мне писать, что я сильно поменялась, что я не похожа на себя.

Но на самом деле они не знают меня. Я разная со своими друзьями, со своими родителями, со своими подписчиками. Для меня это разные сферы жизни. Иногда зрители пишут злые комментарии, или говорят, что мои видео скучные, или отписываются от меня. Это нормально, это часть моего проекта, и я к этому готова. Я путешествую в первую очередь для себя и знаю, что могу закончить в любой момент.

Но при этом блогерство сильно дисциплинирует. Иногда лень выходить из отеля, но я знаю, что у меня недостаточно материала для видео. Тогда я заставляю себя выходить на улицу, присматриваться, искать что-то интересное. Вроде бы я делаю это для моих подписчиков, но в итоге сама становлюсь внимательней к тому, что происходит вокруг. А иначе зачем путешествовать?»

Далеко от дома

Ребята, которые создали проект How far from home и собрали сто сорок восемь тысяч подписчиков в инстаграме, просят своих подписчиков не обольщаться по поводу красивых пейзажей и сладкой жизни на берегу океана. В посте под заголовком «Почему мы уволились из рекламного агентства и чистим туалеты»  они честно описали все тяготы жизни путешественников. Это было очень смело и честно — самостоятельно разрушить иллюзии своего же инстаграма, полного фотографий из Каньона Антилопы, цветущего Ханоя, камбоджийского Сиемреапа, здания сиднейской оперы.

Они рассказали о том, какой ценой даются путешествия и что остаётся за кадром. За последние полгода они отдраили сто тридцать пять туалетов, разбросали по полям двести пятьдесят килограммов навоза, отшлифовали две тонны камней. В Йоханнесбурге они работали в рекламных агентствах, играли  в гольф по выходным, ходили на ночные сеансы в кино. Теперь они сидят на диете из дешёвых крекеров и варенья. Их финансы ограничены, так что если они вдруг решат угостить друзей пивом в баре, то это будет означать дыру в бюджете на несколько дней.

Эту сторону путешествий многие блогеры предпочитают скрывать, публикуя только глянцевые фотографии счастливых себя на пляже. Жизнь в длинной дороге, если вы не приберегли пару лишних миллионов, далека от идиллии: местом ночлега может стать улица, зачастую ты не можешь выбирать место для обеда и выбирать что-либо в принципе, довольствуясь тем, что предлагает тебе ситуация. И предложения зачастую не те, которых ты ожидал.  

Но путешественники упорно не хотят возвращаться к своим офисам и работе в рекламе. Более того, они и других пытаются на это настроить: открыли обучающий курс о том, как можно бросить работу, отправиться в путешествие и сделать такой же вдохновляющий инстаграм, как у них.

Майкл

Наутро после вечеринки по случаю окончания университета поляк Майкл не стал рассылать резюме, а сложил в рюкзак палатку, спальный мешок, зарегистрировал ютьюб-канал и отправился путешествовать по миру, рассказывая о своих приключениях по-польски. Он вышел из своего дома в Польше без копейки денег, но не потому что их не было, а потому что такова была его задумка. Знакомым, которые стали первыми подписчиками, идея понравилась, тема подобного эскапизма оказалась близка и другим пользователям, так что канал Майкла быстро набрал популярность.

Деньги на путешествие по Южной Америке он собирался заработать, пуская огромные пузыри на улицах европейских городов. Необходимую сумму он в итоге собрал в Гибралтаре, нанялся на попутную лодку и дошёл до Канарских островов. На корабле он ловил рыбу, драил палубу и готовил еду. Оказавшись на суше, он всё-таки улетел в Южную Америку. Там он прокатился автостопом по Аргентине и Бразилии, походил по чёрным пескам Эквадора, проехался по Дороге смерти в Боливии, купил свитер из шерсти ламы в Перу и успел живым вернуться на свадьбу сестры. Неплохо для человека, вышедшего из дома без кошелька.

Майкл объяснил, почему своё путешествие он решил транслировать на YouTube.

«Изначально я просто хотел показать свою жизнь в путешествии своим друзьям, чтобы каждый по отдельности не спрашивал меня, как у меня дела и где я нахожусь. Думаю, если бы у меня не было камеры под рукой, то моё путешествие было ровно таким же, каким оно и было, только никто бы его не увидел.

Моё путешествие — это проверка самого себя на прочность, а видео в блоге — подтверждение того, что я действительно это сделал: проехался по миру, не тратя сбережения.

Также я рассматриваю свой блог как пиар-площадку себя самого. После публикаций видео мне стало проще продавать статьи редакциям журналов, не нужно распинаться перед редакторами, что я путешественник и рассказывать, где я побывал: всё зафиксировано в блоге. Известность, хоть и небольшая, но уже помогает в общении с издателями книг, ведущими радиопередач и программ о путешествиях.

Что я хочу донести через свой блог? Я хотел бы показать, что жизнь можно прожить по собственному сценарию, можно реализовать мечту с любым стартовым капиталом, можно преодолеть все невзгоды, когда кажется, что всё пропало. Мне хочется вдохновить людей на изменения в их жизни, если они чувствуют, что их жизнь скучна. Но в своих видео я никогда не скажу это вслух. Я просто записываю то, что со мной происходит, и рассказываю истории. Некоторые говорят, что я хороший рассказчик. Зрители никогда не увидят объяснений моим действиям, только сами действия.

В какой-то момент зрители сами стали меня вдохновлять: „Эй, чувак, а может быть тебе пройтись тропой инков в Амазонии? Или поохотиться на крокодила, я бы с радостью посмотрел видео об этом“. Это было круто. Я понял, что людям нравится смотреть за моими передвижениями. Потому я чувствовал, что обязан продолжить вести блог. Ну и я к тому же знатный болтун и люблю, когда меня слушают.

Ведение блога меня изменило. До публикации видео о путешествии любая критика задевала меня, я боялся осуждения и негативных комментариев. Но теперь я стал более открытым. Нет, критика не обходит меня стороной, но я просто стал более уверенным в себе. Я планирую освоить польскую краудфандинговую площадку patronite.pl, где путешественник, например, обещает сделать материал о морских котиках на побережье Штатов, называет необходимую для поездки сумму, а заинтересованные подписчики скидываются на реализацию проекта. Я вижу в этом пользу для обеих сторон: я буду делать вещи, важные для меня и одновременно для кого-то ещё».