Текст: Пётр Маняхин / 04 февраля 2016
Иллюстрации: Сергей Жданов

«Батенька, да вы трансформер» продолжает исследование вещественной среды Постапокалипсиса. Сегодня мы рассказываем об удивительных приключениях и перерождениях топора в мировой и, особенно, русской культуре. Ведь сложно найти орудие, лучше ложащееся в руку россиянину.

Положение в мире

Топор сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Он перекочевал из пещеры в избу, а оттуда — в городскую квартиру, и, несомненно, в будущем найдёт себе место даже в самом высокотехнологичном жилище. От топора не убежать и не спастись, ведь именно им срублена Россия — он слишком глубоко всажен в нашу ментальность (или что там у нас?).

Топор — предмет вроде бы совершенно обычный, но это только на первый взгляд. Если копнуть глубже, именно при помощи него строились империи и утопии, решалась судьба и частного человека, и целого мира, если верить мифологии.

Особые отношения связывают топор и Россию. Помните сказку о каше из топора? Она отлично показывает, что, пока не появится топор, пока кто-то не начнёт рубить сплеча, никто ничего делать не будет. Топор — зачастую единственное средство, если не считать портвейн «Три топора», при помощи которого можно расшевелить русского человека.

Генезис

Топор с самого момента своего изобретения был амбивалентен. Археологи до сих пор не могут точно сказать, для каких целей он был изготовлен — хозяйственных или военных. Зато топор отражает степень развития цивилизации. По тому, из какого материала изготовлен инструмент, учёные определяют, к какому веку, «каменному», «бронзовому» или «железному», принадлежала та или иная культура, ведь древний человек не мог представить свою жизнь без топора.

Время идёт, первобытное прошлое осталось далеко позади, а топор всё лежит в кладовке. В этом нет ничего удивительного, ведь это орудие естественного человека, сражающегося со стихией, но близкого природе и зависимого от неё. Сложно представить лучшее описание русского человека, настолько вмонтированного в натуру, что его жизнь напрямую зависит от нарубленных дров.

Топор всегда был чем-то большим, он изначально имел мистическую надстройку. Возможно, поэтому он и стал героем многих эпических нарративов. В полумифическом подвиге красноармейца Дмитрия Овчаренко фигурирует топор. Суть в том, что солдат был обезоружен и попал в плен, но на допросе выхватил из повозки топор и обезглавил немецкого офицера, после чего бросил три гранаты в фашистов, убив двадцать одного человека. После всего этого он собрал имеющиеся во вражеском штабе документы и вернулся в свою часть. Где была немецкая охрана и почему Овчаренко на подходе не убили свои, не уточняется. Да и какая разница, когда есть топор? Кстати, советские идеологи, придумывая подобные подвиги, возможно, опирались на древнюю мифологию. Многие скандинавские и славянские боги носили топор, а творец мира в древнекитайских мифах Пань-Гу вообще разрубил им небо и землю.

Согласно теологической теории возникновения государства, монарх — наместник (или родственник) бога на земле. Оправдывая своё право на власть сверхъестественным происхождением, правитель неизбежно переносит божественные атрибуты в светскую церемониальную жизнь. Это подтверждается тем, что в XX веке у изолированных австралийских племён топоры обнаруживались исключительно в жилищах жрецов и старейшин. Всё испортили христианские миссионеры, когда раздали топоры всем желающим. В Древнем Риме же существовали фасции — пучки розог со вложенным в них топором. Сначала они символизировали власть царя, а в эпоху Республики стали атрибутом высших магистров и консулов. Многим позже Бенито Муссолини избрал фасции символом своей партии (отсюда и её название — фашистская), а Рособрнадзор и Федеральная служба исполнения наказаний России поместили их на свои гербы. Всё потому, что топор в фасциях символизировал право казнить и миловать. Топор вообще был связан с показательной казнью — убийством, легализованным единоличным правителем, — вплоть до Великой французской революции, когда на смену пришла гильотина — символ убийства, одобряемого обществом.

Связь топора с убийством очевидна. Это интимный процесс, в отличие от родственного ему, но публичного выражения социального протеста при помощи вил и факелов. Тут всегда есть личностный порыв, сильное переживание и драма. Первым таким преступлением стало убийство Каином Авеля. Именно оно завершило формирование грешной человеческой сущности как результата внутреннего конфликта между родственными отношениями и тщеславием и внешнего конфликта между небесным и земным мирами. Схожую роль топор играет в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников — студент, разночинец, символ новой мысли, приходящей на смену идеологии патриархальной дворянской России. Но он не выходит на площадь, не участвует в народнических организациях. Раскольников совершает революцию в себе, в миг убийства, как ему кажется, возносясь до уровня «право имеющих». Психологически слабый бывший студент ищет себе надёжного союзника, которым становится топор.

Набрав такой значительный бэкграунд, топор встретился лицом к лицу с Апокалипсисом.

Апокалиптическая трансформация

Топор неразрывно связан с Апокалипсисом и под его влиянием приобретает новые значения. Например, во вселенной «The Walking Dead» топором и от зомби отбиваются, и споры решают, и отрубают заражённые конечности. Топор остаётся ключом к выживанию даже в реальном Постапокалипсисе. Например, пятеро неизвестных в Реутове отобрали у водителя одежду и термос, видимо, пытаясь выжить. На месте преступления обнаружен топор, которым преступники били по стеклам машины.

Постапокалипсис характеризуется постепенным возвратом к доапокалиптическим ценностям, только в более примитивной форме. Политические явления становятся антропоморфными, то есть привязываются к какой-то личности, как в Средневековье. Именно поэтому социальный протест срастается с межличностным конфликтом. То есть, если ты против того, что происходит в России сейчас, ты против Путина. Поэтому ты не собираешь компанию людей с факелами и вилами, а вызываешь лидера на дуэль на топорах, как это сделал поэт Александр Юрьевич Полозов из Владивостока.

В России людям хронически не хватает общения, но и тут на помощь приходит топор. Житель Новокузнецка пил в одиночестве, в результате чего захотел с кем-нибудь поговорить. Выйдя на улицу, он обратился к незнакомому мужчине и получил отказ, после чего вспылил, взял топор и кинул в нового друга, надеясь наладить коммуникацию. Но общение не задалось, увернувшийся от топора мужчина сел в машину и уехал, а заскучавший подвыпивший житель Новокузнецка устроил погоню, но не справился с управлением и врезался в бордюр. В Иркутске тоже охотно используют топор для того, чтобы налаживать отношения. Соседи поссорились из-за того, что один решил, что другой украл у него 3 000 рублей. Спустя месяц подозреваемый в воровстве пошёл мириться к обиженному пенсионеру и взял с собой топор. Ну а как мириться-то без топора? Завязалась словесная перепалка и визитёр ударил хозяина дома обухом по голове, за что получил электрошокером в бок. После этого мужчины сели, поговорили, но снова что-то не поделили, и в результате пенсионер был найден мёртвым. Житель Аркадака пришёл к своей бывшей жене в надежде, что та поздравит его с 23 февраля, но они поругались, и мужчина отрубил ей голову топором.

Топор настолько въелся в процесс обучения и воспитания, что без него уже невозможно становление личности ни одного россиянина. В Поморье мужчина в ходе распития спиртных напитков с сыном начал упрекать его в отсутствии опыта тюремной жизни. После этого сын сказал отцу, что тот прав и пришло время сесть, а затем убил его топором. В Пензенской области бабушка зарубила трёхлетнюю внучку топором, потому что та не хотела ложиться спать. Теперь она больше так не будет.

Если у вас есть топор, вы готовы ко всему.

Текст
Новосибирск
Иллюстрации
Киев