Империя Boft. Как Instagram-автоматы покоряют мир

22 сентября 2016

Сегодня в рубрике «Бизнес Постапокалипсиса» история фирмы Boft, которая поставила по всей России автоматы для печати снимков из Instagram, сумела выжить в кризис и начать продавать франшизы за границу. Спасибо нашим друзьям из Кнопки за помощь в подготовке рубрики!

Спасибо Кнопке за любовь к хорошим текстам
Кнопка

Когда Тос Мовсисян вместе с друзьями собрали свой первый автомат, ни один торговый центр не захотел поставить его у себя: идея казалась всем непонятной и довольно рискованной. Наконец согласился дизайн-завод «Флакон» — генеральный директор даже лично приехал посмотреть на изобретение.

— А дальше мы несколько дней стояли у автомата и наблюдали, как люди печатают фотографии, — рассказывает Тос. — Первое время постоянно что-то ломалось, мы налаживали программу или мчались на Савёловский рынок за новыми деталями. Ошибок и неполадок поначалу было очень много: мы ведь никогда раньше не занимались вендинговым бизнесом. Зато познакомились с кучей интересных людей, которые приходили испробовать наше устройство: на «Флаконе» много молодых предпринимателей, мы обменивались визитками, обсуждали что-то. Ну а потом очень быстро нам стали звонить и писать люди и просить, чтобы мы продали им такой автомат. Правда, в Москве мы их не продаём — только сдаём в аренду. Зато франшизы продали уже во многие города и страны.

В 2010 году в США появился Instagram. В 2012 году приложение выпустили в версии для Android, и за первые сутки его скачали больше миллиона человек. Тогда же Facebook купил Instagram за миллиард долларов. Уже к августу каждую секунду в социальной сети появлялось пятьсот семьдесят пять лайков. Сегодня люди ломают ноги из-за этого приложения, а иногда даже умирают, пытаясь сделать селфи (мы же все понимаем, куда они собираются его выложить). И всё-таки оно того стоит — ведь, не будь Инстаграма, как бы мы узнали, например, что «каменные губы» стали новым трендом, а Дмитрия Нагиева побьют в новом сезоне «Физрука»?

В 2014 году ни Тос Мовсисян, ни Артём Гармерян Инстаграмом не пользовались. Но они видели, что это приложение становится всё более популярным, и понимали, что с этим нужно что-то делать. Друзья оба увлекались компьютерами и разной техникой — даже пытались запустить несколько собственных проектов, но каждый раз что-то шло не так. Как считает Тос, некоторые идеи просто опережали своё время.

И тут они наконец придумали самый своевременный проект в своей жизни — сделали первый в мире автомат для печати фотографий из Instagram.

 — Я заметил, что это приложение делает людей более открытыми, — рассказывает Тос. — Они не стесняются комментировать и ставить лайки, выкладывать себя на фото, не то что в других социальных сетях. Думаю, это потому, что Instagram предоставил каждому пользователю возможность обработать свою фотографию так, чтобы она стала похожа на обложку глянцевого журнала. Раньше ведь красивые снимки были только у моделей, и делали их профессиональные фотографы. В общем, было понятно, что это приложение будет развиваться дальше и становиться всё популярнее.

Никакого инвестора у компании не было — друзья вложили собственные деньги в первый автомат. Сначала сами придумали механизм: пришлось очень долго искать принтер, который мог бы печатать фотографии не 10х15 сантиметров, а 8х8 с белыми полями, как на Полароиде, — такие, чтобы их было удобно класть в кошелёк. В итоге ни одного подходящего производителя так и не нашли и сами разработали устройство, которое обрезало бы снимки под нужный размер.

— Нам собрали такой механизм в Японии, — рассказывает Тос Мовсисян. — И мы получили на него патент. Потом перед нами встал вопрос себестоимости фотографий: надо было сделать её минимальной. Изучая разные виды печати, мы наткнулись на новый вид — термосублимационную печать. Это когда в принтере есть два больших рулона: бумага и плёнка. Под воздействием высокой температуры изображение переносится с плёнки на бумагу. Такие устройства стоят очень дорого, но рулонов хватает надолго, так что не приходится постоянно докупать картриджи и чернила, как в обычных принтерах. Такие аппараты выгодны, если нужно печатать очень много снимков. Себестоимость одной фотографии в итоге получается очень маленькая. А ещё такие принтеры очень компактные, так что нам это идеально подходило — нужно ведь было поместить их в автоматы.

Найти остальные составляющие было уже не так сложно. Первый автомат Boft сделали из металла. В процессе выяснилось, что механизм, который без оболочки прекрасно печатал фотографии в домашних условиях, почему-то не работает внутри корпуса — несколько недель пришлось собирать его заново. С самого начала никто не был уверен, что идея с автоматом для инстаграмных снимков вообще сработает: раньше никто ещё не делал ничего подобного, так что, вложившись в это предприятие, Тос с Артёмом шли на большой риск. Но уже первая неделя на дизайн-заводе «Флакон» показала: люди действительно хотят печатать фотографии.

— Дома на обычном принтере снимки получаются не такие красивые, — считает Тос. — И по размеру они подходят только для того, чтобы вставлять их в рамку. Такую не подаришь любимой девушке и не вставишь в прозрачное отверстие кошелька. Да и вообще, принтеры дома есть далеко не у всех, а то время, когда все ходили в фотосалоны, чтобы напечатать фотографии, давно прошло. Ни у кого нет на это времени. А в нашем случае работает принцип импульсивной покупки. Мы стараемся расположить автоматы в самых удобных и заметных местах — у входов в магазины и кинотеатры, например, а не где-нибудь возле туалета. Человек идёт мимо, видит наш автомат и думает:

«О, мне ведь как раз надо распечатать фото!».

Когда друзья собрались делать второй автомат, они решили, что куда лучше будет заказать корпус из дерева — делать его быстрее, чем металлический, а выглядит он как-то приятнее — в эстетике Полароида и самого Инстаграма, да и на ощупь лучше. При этом предприниматели с самого начала очень заботились о качестве: как утверждает Тос, автомат Boft может выдержать тридцатипятиградусный мороз. Ещё сенсорным экраном можно пользоваться в перчатках, а фотографии не выгорают от солнца.

Каждый месяц в компанию Bodt приходит примерно по три тысячи заявок из разных городов. Но Тос с Артёмом решили, что в каждом городе они будут продавать франшизу только одному человеку. Сегодня автоматы стоят по всей России — от Калининграда до Владивостока. Конечно, больше всего их в Москве и Петербурге, но с тех пор, как смартфонами стали поголовно пользоваться не только в столицах, спрос постоянно растёт. Ещё Boft есть в Казахстане и Молдове — постепенно маленькое предприятие превращается в целую империю, а распечатать теперь можно не только свои посты в Instagram, но и обычные фото с телефона.

— Когда мы только запустились, все почему-то думали, что наши автоматы из США, — вспоминает Тос. — Наверное, это логично, ведь Instagram изначально появился там. Да и новинки куда чаще привозят оттуда сюда, чем наоборот.

Когда в России только появились первые автоматы для печати снимков из Instagram и предприниматели думали, как им расширяться дальше и собирались продавать первую франшизу, начался кризис, и курс доллара резко подскочил. Зарубежные детали стали стоить намного дороже, поднялись и цены на аренду площадей в супермаркетах. В итоге сами автоматы пришлось продавать немного дороже, чем планировали Тос с Артёмом. Но вот цены на фотографии они всё-таки старались не поднимать. По мнению Тоса, это — одно из тех решений, которое помогло бизнесу выжить в кризис.

— Даже когда у людей урезают зарплаты, они хотят печатать фотографии, делиться эмоциями, — рассуждает он. — Сейчас два снимка у нас стоят 50 рублей, и это, по-моему, не очень много. Ну что можно купить на 50 рублей? Буханку хлеба? Но вот если мы поднимем до ста рублей, люди, наверное, просто перестанут пользоваться нашими автоматами, так что повышать цену — только себе дороже. Мне кажется, это отличная бизнес модель — стараться сделать так, чтобы и клиенты, и франчайзы были довольны.

P.S.:

Если у вас родилась фантастическая бизнес-идея, не нужно её стесняться.
Начинайте действовать. А если вы не знаете, с чего начать, всегда можно спросить совета у Кнопки.
КНОПКА

1. Как живёт самиздат «Батенька, да вы трансформер».
Рассказываем про устройство и бизнес-модель Ордена «Батенька, да вы трансформер».

2. Настоящий пёс из интернета.
История про сайт Teddyfood, который похож на Тамагочи, но, в отличие от него, там можно кормить настоящих животных.

3. Красная скрепка и вагон памперсов. Как обменять всё на всё.
Как обменять скрепку на дом, машину на квартиру, а зарядное устройство на гирю.

Текст
Москва
Иллюстрация
Санкт-Петербург