Недетский транспорт. Как самокаты завоюют мир

06 октября 2016

Сегодня в «Бизнесе Постапокалипсиса» история калининградского предпринимателя, который уверен, что скоро по всей стране (да и по всему миру) все будут ездить на самокатах. И эта идея не так безумна, как может показаться: проект «Самокат шеринг» уже выиграл в нескольких конкурсах и начал привлекать инвестиции. Будущее потихоньку наступает.

Спасибо Кнопке за любовь к хорошим текстам
Кнопка

«Когда ко мне только пришла эта идея, я открыл блокнот и на одном листке нарисовал сам автомат, а на другом подсчитал экономику проекта. И понял, насколько это выгодно и интересно. После этого я две ночи не мог уснуть, — вспоминает Василий Быков, основатель компании «Самокат шеринг». — И я тогда всё не мог поверить, что такого пока ещё нигде нет. Казалось бы, идея лежит на поверхности, всё так очевидно. Но, сколько я ни искал, нигде ничего подобного не находил».

Три года назад Василий сделал в своём блокноте набросок станции городского автоматизированного проката самокатов. Следующие два дня предприниматель всё просчитывал и пытался определиться, насколько хороша его идея и почему никто до сих пор до неё не додумался. А потом, прежде чем запустить свой проект, он ещё целый год выжидал: думал, раз ему такое пришло в голову, значит, наверняка подобная мысль возникла у кого-то ещё и этот кто-то уже вовсю над ней работает и успеет запуститься раньше. Для него самого всё было вполне очевидно: сам Василий каждый день ездит на самокате, и это очень удобно. И если дать людям возможность брать самокаты в аренду прямо на улице, они обязательно этим заинтересуются.
— Через много месяцев, когда я в очередной раз пролистывал свой блокнот в поисках идей и наткнулся на тот набросок, я понял, что шеринга самокатов как тогда не было, так и сейчас нет, — говорит Василий. — То есть надо делать его самому. Вообще-то это не первый мой бизнес — раньше я занимался вендингом. Но я всегда покупал франшизы, а вот франшизу на автомат с самокатами купить было не у кого. Так что пришлось его создавать.

Основная идея была простая — создать сеть станций проката самокатов, наподобие велосипедных.

Но это только на словах всё просто, а на деле пришлось разрабатывать не только сами станции и специальные самокаты для них — такие, чтобы нельзя было скрутить ни одну деталь, но и электронные замки, чипы с идентификационными номерами и облачный сервис, который объединит все станции в одну систему.

Тому, кто отстал от жизни и давно не выходил на улицу, может показаться, что идея с самокатным прокатом — надуманная и может заинтересовать только людей детсадовского возраста. Но, если почитать новости, становится ясно, что на самом деле самокаты нужны всем, независимо от возраста и социального положения. Вот, например, в сентябре в Одинцово неизвестный пожилой человек украл самокат прямо у входа в поликлинику, и его не остановила даже камера видеонаблюдения: злоумышленник действовал прямо перед её объективом, так что теперь мужчину ищет полиция. В Ставрополе женщина украла самокат из дома своего соседа: вместе с транспортом она вынесла на улицу несколько банок варенья, свиного жира и мёда. Правда, далеко уйти ей не удалось: подозреваемую задержали, и теперь против неё заведено уголовное дело. Особо отчаянный похититель из Москвы разбил окно в автомобиле оперативника из управления наркоконтроля, чтобы забрать самокат полицейского. Совершенно очевидно, что самокаты нужны всем, а те, у кого их нет, идут на крайние меры и теряют человеческое лицо. Прервать этот замкнутый круг боли, унижения и самокатной дискриминации могут только радикальные меры: например, доступные самокаты у каждой автобусной остановки и станции метро, которые и собирается всем обеспечить предприниматель из Калининграда.

— Обычно мы ходим от остановки транспорта до дома или работы примерно два километра, — рассуждает Василий. — Это вроде бы не так уж много, но для пешехода расстояние всё-таки заметное. А я хочу сделать так, чтобы у каждого был выбор и вместо двадцати минут пешком он мог потратить пять минут на самокате. Тогда города перестанут казаться такими большими.

У самоката куча преимуществ перед другим транспортом в мегаполисе, считает Василий. Вот, например, если сравнивать с велосипедом: самокат легче, и его везде можно брать с собой, даже в метро.

Кроме того, в Москве мало велодорожек, а тротуары в основном узкие. На велосипеде в таких условиях очень трудно проезжать между пешеходами, а по проезжей части передвигаться страшно и опасно. А вот самокат — маленький и манёвренный, поэтому по тротуару на нём двигаться проще (кстати, по правилам дорожного движения самокат транспортом не является и ездить на нём можно исключительно по тротуарам). А это уже совершенно другой уровень риска.

Выигрывает, по мнению Быкова, самокат также у сегвеев и гироскутеров, у которых два колеса располагаются не друг за другом, а в ряд, и так просто в толпе на них не проедешь. А на самокатах — запросто.
— И вообще, самокат сам по себе — прекрасная вещь, у каждого должен быть в багажнике, — говорит предприниматель. — Только подумайте: встал ты в пробку, припарковался, достал самокат из багажника и поехал дальше. С такой опцией, если вы куда-то приехали по делам, не нужно оставлять машину прямо у входа. Это очень удобно в Москве и в других городах с платной парковкой.

Сегодня «Самокат шеринг» пока ещё только делает первые шаги на рынке: буквально на прошлой неделе компания установила первую мини-сеть самокатных станций в Сколково. Правда, у предпринимателя уже есть предзаказы из Берлина, Нью-Йорка, Парижа и Страсбурга — там сейчас ждут результатов первого пилотного проекта. Ещё за последний год проект «Самокат шеринг» успел победить в двух больших конкурсах для стартапов — GenerationS и Open Innovation Marketplace — и теперь ведёт переговоры по новым проектам в Москве.

Компания Василия Быкова вообще участвует во многих конкурсах. Предприниматель считает, что для развития такого бизнеса ему сейчас в первую очередь нужна огласка, потому что сама идея требует сдвигов в менталитете многих людей.
— Любая победа, любое признание открывает нам двери. По моему опыту, без побед в конкурсах зайти в кабинет чиновника и сказать: «Давайте мы будем у вас тут ставить станции проката самокатов» — нереально, — рассуждает он. — Тебя либо сразу развернут, либо спросят, где ещё такое делают. Это, кстати, удивительная история. Когда говоришь, что подобного нигде в мире нет, что это новая идея, на тебя смотрят, как на сумасшедшего,

потому что считают, что придумать ничего дельного в России по определению не могут.
В декабре прошлого года компания Быкова получила первые небольшие инвестиции, на которые дорабатывала станции. Но серьёзно продвинуться технологически ей удалось только летом 2016.
— Всякие там e-commerce, смузи, коворкинг и четыре компьютера — это не наша история, — говорит Быков о своей компании. — В нашем деле всё завязано на производстве. Сделали одну станцию, протестировали, поняли, что не то, надо переделывать. А любая такая переделка — это две недели инженерного проектирования и ещё две производства. Только через месяц мы получаем новый образец. Так за десять месяцев мы сделали десять образцов, и все они нам не подходили. Хотя, казалось бы, самокаты — что тут сложного? А в итоге мы год потратили на разработку.

Тормозит проект ещё и то, что нужные изделия часто бывает просто негде производить. Площадок, где в одном месте были бы собраны все нужные для изготовления деталей станки, нет, приходится даже такой простой предмет, как самокат, собирать этапами по всей стране: часть в Москве, часть в Санкт-Петербурге, часть в Набережных Челнах или Калининграде.
— О месте, где можно начертить деталь и получить её на следующий день готовую, мечтают все предприниматели, которые занимаются «железными» проектами, — говорит Быков. — Оборудовать такую площадку стоит огромных денег, станки за сотни миллионов мы себе позволить не можем. А на больших производствах, где нужные станки есть, тебе говорят: «Мальчик, у нас тут вообще-то план на сто тысяч деталей, и ради твоих нескольких штук производство останавливать мы не будем». Спасают где-то связи, а где-то — гаражи. Но на поисках мы теряем время.

Для будущих пользователей «Самокат шеринга» придумали уже несколько тарифов. Поминутная тарификация, как в каршеринге: одна минута на самокате стоит два рубля, а после первого часа каждый следующий обойдётся в 60 рублей. Взять самокат на день можно будет за 300 рублей, на неделю — за 1 000. А на специальных территориях будут действовать абонементы: любое количество краткосрочных поездок (до часа) за полторы-две тысячи в месяц.

Правда, теперь, чтобы построить полноценную систему проката самокатов, в Москве, например, нужно установить пять тысяч станций, подсчитывает Василий. Дело в том, что в столице примерно столько остановок общественного транспорта, от которых люди привыкли куда-нибудь добираться пешком. 

В перспективе к каждой из самокатных станций, установленных городом, можно будет присоединить по несколько станций-спутников.

Быков верит: вырасти до такого масштаба можно за пять лет. Причём не обязательно, чтобы все станции устанавливались за счёт города — что-то может взять на себя и частный бизнес. Например, если у кого-то есть кафе или торговый центр в нескольких километрах от метро, то можно за свой счёт поставить станцию проката самокатов, чтобы клиентам и посетителям было удобно добираться. Если такая схема сработает, то может получиться частно-государственное партнёрство, когда город ставит станции на транспортных узлах, а бизнес — около своих предприятий.

Быков уверен, есть много предпосылок для успеха его бизнеса. В конце концов, ещё пять лет назад трудно было представить, что взрослые люди будут ездить по городу на самокатах, причём не для развлечения, а чтобы сэкономить время. Даже моделей самокатов для взрослых тогда почти не было. А сейчас появились «серьёзные» самокаты с десятидюймовыми колёсами, которые без сильной тряски едут по плитке. И даже отношение взрослых людей к самокату меняется. Многие, конечно, продолжают относиться к такому виду транспорта скептически, но всё больше таких, кто говорит: «Это круто, хочу себе такой же».

Сейчас Василий ищет идеи для новых проектов. Новичков в суровом предпринимательском деле он предупреждает: безумные замыслы — это хорошо, именно из них и может получиться действительно крутой бизнес. Но для этого нужно свободное время, силы и ресурсы — либо люди, готовые с вами работать, либо деньги, чтобы этих людей нанимать.
— Если ресурса нет — надо начинать с маленького и простого бизнеса, — добавляет Быков. — Открывайте закусочную или ставьте автомат по продаже шоколадных батончиков и учитесь управлять денежными потоками. Если сможете это, то осилите и любой, даже самый безумный проект.

P.S.:

Если у вас родилась фантастическая бизнес-идея, не нужно её стесняться.
Начинайте действовать. А если вы не знаете, с чего начать, всегда можно спросить совета у Кнопки.
КНОПКА

1. Транспорт будущего. Что такое аэросани.
Что такое аэросани и зачем нужно было их изобретать?

2. Империя Boft. Как Instagram-автоматы покоряют мир.
Рассказываем, откуда в торговых центрах автоматы для печати фото.

3. Красная скрепка и вагон памперсов. Как обменять всё на всё.
Как обменять скрепку на дом, машину на квартиру, а зарядное устройство на гирю.

Текст
Москва
Иллюстрация
Санкт-Петербург