Масоны, равенство и рабство
Иллюстрация: Bojemoi!
21 сентября 2017


Исследование
«Рабство»

Один из самых выдающихся и почитаемых масонов Альберт Пайк был и остаётся крайне противоречивой фигурой американской истории. Это имя неизбежно всплывает в первые несколько минут разговора с погружёнными в тайны мировых заговоров конспирологами; для них Пайк — дьявол во плоти и мозг, стоящий за самым масштабным заговором двадцатого столетия. Это же имя неизбежно появляется в беседах со знатоками и любителями масонов — только для них он один из главных светочей. В последние годы Пайка часто упоминают в американской прессе в связи с тем, что во время Гражданской войны он был генералом армии Южан (выступавших за рабство и и проигравших войну), но при этом памятник ему стоит в столице Соединённых Штатов Америки и вызывает возмущение и негодование либерального большинства. Его обвиняют в связях с ку-клукс-кланом, хотя всё, что связывает его с людьми в белых колпаках — единственное письмо, в котором он консультирует основателей этого одиозного ордена касательно ритуалов. Попытаемся разобраться, кем был Альберт Пайк, почему он воевал за защиту рабства и что он говорил на самом деле.

Страшные легенды

«Чёрный Папа мирового масонства», «основатель чёрного люциферианского масонства», «основатель и идеолог ку-клукс-клана», «Великий Дракон», «Великий волшебник», организатор сатанистских оргий, кровавых жертвоприношений — всеми этими титулами Альберта Пайка наградили конспирологи, разоблачители илюминатов и рептилоидов и прочие любители темноты. Один из самых видных лжетитулов Пайка — главный конспиратор и идеолог теории Трёх Мировых Войн. По этой теории, Первая мировая война была затеяна, чтобы сбросить русского царя и заложить основу для коммунизма, который должен был разрушить все мировые религии. Вторая мировая война должна была привести к созданию сионистского государства, эта цель тоже была исполнена ящерообразными заговорщиками. По ходу Третьей — и последней — мировой войны мусульмане и сионисты уничтожат друг друга, а все остальные страны, разделённые войной на востоке, падут жертвами тотального нигилизма и атеизма. И вот после этого установится новый мировой порядок, с глобальным религиозным правительством, которое окончательно закабалит человечество и будет править до скончания времён.

Естественно, Альберт Пайк не имел ни малейшего отношения к этой теории, и все до единого источники, на которые ссылаются разоблачители, при первом же рассмотрении оказываются кучей апокалиптического бреда. Можно предположить, что на Пайка конспирологов натравили религиозные институты, с которыми он на протяжении своей жизни вёл интеллектуальную борьбу, особо выделяя Римскую Католическую церковь, которая, в свою очередь, славилась бесконечными гонениями на масонов всех мастей. Тем не менее Альберт Пайк писал вещи, которые все непосвящённые могут понимать, как хотят, в меру своей испорченности: «Весь мир — это огромная республика, в которой каждое государство — отдельная семья, а каждый человек — ребёнок в ней. Масонство, ни в коей мере не требуя от своих посвящённых отклонения от многочисленных и разнообразных обязанностей, которые налагает на них деление мира на государства, тем не менее, стремится к созданию новой нации, которая, состоя из граждан всех стран мира, всех народов, будет связана воедино узами просвещения, нравственности и добродетели».

Сторонники Альберта Пайка награждали его не менее забавными и напыщенными званиями: «Масонский Платон», «Масонский Прометей», «Американский Гомер», «Мастер Строитель», «Владыка Покрова», «Оракул свободных масонов», «Зороастр современной Азии», и так далее. Если высушить все эти характеристики и составить выжимку из его реальной биографии, Альберт Пайк всё равно останется крайне любопытным персонажем: реформатор масонства, генерал армии Конфедерации, почётный вождь арканзасских индейцев, губернатор Индейских территорий, соавтор конституции Арканзаса, влиятельный юрист, владелец нескольких газет, плодовитый журналист, писатель, поэт, историк и философ.

Кто такой Альберт Пайк

Альберт Пайк родился в Бостоне в 1809 году. К шестнадцати годам он неплохо разбирался в классической и современной литературе, а также владел основами иврита, греческого и латыни, что позволило ему успешно сдать экзамены в Гарвард. Получить полноценное образование в Гарварде не получилось из-за проблем с деньгами, так что Пайк стал осваивать профессию учителя, а в свободное время писал стихи (в этом деле он, правда, не особо преуспел) и принимал участие в затяжных исследовательских экспедициях. В двадцать четыре года Пайк оказался в Арканзасе, где начал приобщаться к политике и журналистике: серия его статей под псевдонимом «Каска» (имя одного из убийц Юлия Цезаря) помогла местному политику занять место в Конгрессе, а самому Пайку принесла популярность в пишущих кругах. Он начал писать в газету Arcansas Advocate и через некоторое время, удачно женившись и обзаведясь небольшим состоянием, стал единовластным хозяином этой газеты.

«Ложь превратилась в обычное орудие политической борьбы, используемое во время всех кампаний и общественных потрясений, и цена её тем больше, чем она полезнее в данный исторический момент, чем она прибыльнее; ложь хранят, её целенаправленно производят, ею торгуют; существует настоящий рынок лжи, как существует рынок свинца и серы, хотя она гораздо смертоноснее и опаснее их, вместе взятых», — о журналистике Пайк отзывался нелестно, считая, что, с одной стороны, она должна быть свободной, а с другой — оставаться в рамках, заданных законодательством, то есть властью. Это одно из многочисленных противоречий в биографии Пайка.

Характерно, что Advocate была газетой Партии вигов — до появления Республиканской партии были основными соперниками Демократов, и кроме того, славились своей антимасонской направленностью. В двадцать восемь лет Пайк сдал экзамены и получил право работать юристом, после чего продал газеты и с головой погрузился в судопроизводство.

Пайк — политик

Благодаря успешной юридической практике и высокопоставленным клиентам Пайк приобрёл статус в политической элите США, а кроме того стал известным защитником и другом индейцев, чьи земли в то время ещё не полностью принадлежали Америке. С индейцами вели войны, истребляли их целыми селениями, депортировали, иногда брали в рабство, силой приобщали к Писанию и в целом, как и чернокожих, считали существами низшего порядка. Когда Пайку было около сорока, он в качестве командира кавалерийского соединения принял участие в Мексиканской войне, которая также называется Североамериканской интервенцией. Эта война началась после того, как Соединённые Штаты аннексировали у Мексики Техас, и закончилась тем, что Мексика отдала США земли, на которых сейчас располагаются штаты Калифорния, Нью-Мексико, Аризона, Невада и Юта.

«Любой народ постоянно или прогрессирует, или деградирует; и как при попытке вскарабкаться на отвесный ледяной склон, чтобы продвинуться вперёд и вверх, необходимо постоянно применять усилия, а чтобы скатиться вниз, достаточно просто остановиться»


Альберт Пайк

После Мексиканской войны Пайк вышел из разваливающейся Партии вигов и на некоторое время присоединился к Американской партии, которая в народе называлась Партией «Ничего не знаю» (Know Nothing Party). «Незнайками» они назывались потому, что на любые вопросы посторонних о политике их партии они отвечали: «Я ничего не знаю», — и в общем были похожи на тайное общество. Партия имела антикатолическую и антииммигрантскую направленность, отстаивала права коренного населения (то есть белых свободных мужчин, живших и обладавших собственностью в США) и в особенности протестовала против иммигрантов из Германии и Ирландии, которые в 1850-х активно переселялись в Америку. Партия «Ничего не знаю» просуществовала недолго, так как не смогла внутри себя договориться по главному политическому и экономическому вопросу того времени — рабству. Часть «незнаек», выступавшая за отмену рабства после развала партии, присоединилась к недавно возникшей Республиканской партии, а другая часть встала на сторону южан, настаивавших на сохранении рабства.

«Проповедуя Свободу, Равенство и Братство, масонство учит тому, что человек обретёт их, лишь доказав, что достоин их, а докажет он это, лишь обретя нравственную силу, разум и просвещение. Масонство не заключает никаких заговоров, не замышляет никаких переворотов. Оно не жаждет незрелых революций…»


Альберт Пайк
Война Севера и Юга

В общих чертах конфликт между южанами и северянами сводился к тому, что индустриально развитый Север (на его долю приходилось 90 % производства всех готовых товаров в США) настаивал на отмене рабства — «неизбежного зла», от которого пришло время отказаться. Основой экономики Юга была добыча хлопка и в целом аграрный промысел, рабы составляли треть населения всех южных штатов и были самым ценным ресурсом, который, кстати, успешно, в качестве собственности, страховали в северных штатах. В случае отмены рабства элита Юга автоматически лишилась бы большей части своей собственности и неизбежно должна была обанкротиться, а это банкротство негативно сказалось бы, по мнению богатых южан, и на жизни афроамериканцев, для которых рабство было не только естественным, с точки зрения белых господ, но и выгодным, так как хозяин давал рабу крышу над головой, кормил и одевал его, а также спасал от скуки, постоянно подкидывая работу. Аргументы в защиту рабства — невыносимое насилие над здравым смыслом. Сам Пайк ратовал за более гуманное обращение с рабами: «Там, где существует рабство, масонство учит хозяев быть гуманными, улучшать условия жизни и труда своих рабов, поддерживать твёрдую, но не жестокую дисциплину». Ещё одно объяснение, почему масон, ратующий за Свободу, Равенство и Братство, с оружием в руках защищал рабство на стороне Юга, крайне лаконичен: хотя Пайк и испытывал отвращение к рабству, он решил «не предавать друзей и не терять собственность».

Во время Гражданской войны Пайк специализировался на привлечении индейцев, с которыми у него были давние и тёплые отношения, на сторону армии южан, а также был назначен главой департамента Индейских Территорий. Со временем ему было присвоено звание бригадного генерала, и на поле боя он руководил отрядами из рекрутированных им же индейцев. Его военная карьера была относительно успешной, но Юг был обречён на поражение, так как его главным боевым ресурсом были разве что крайне грамотные военачальники, а во всём остальном Север был значительно сильнее. Для сравнения: армия Севера насчитывала двадцать два миллиона человек, а армия Юга — всего девять миллионов, из которых три с половиной были рабами.

Пайк не всегда справлялся со своими подопечными индейцами, и со временем стало известно, что его солдаты снимают скальпы прямо на поле боя. Пошла молва, что индейцы перестали слушаться и собираются бунтовать, Пайка арестовали и посадили в тюрьму. Под конец войны он оказался на свободе, но практически сразу после этого война закончилась, и он был вынужден бежать в Канаду, чтобы не попасть под трибунал. Со временем его сторонники выхлопотали ему прощение, которое подписал президент Джонсон. Ему было разрешено вернуться в США при условии, что он принесёт клятву верности и будет послушен властям. После возвращения на родину Пайк продолжил юридическую практику, писал в газету «The Patriot», но большую часть времени и сил посвящал масонскому ордену.

Масонство

Точная дата посвящения Альберта Пайка в масонский орден неизвестна, но известно, что свой путь к Братству свободных каменщиков он начал, вступив в братское общество под названием Independent Order of Odd Fellows, возникшее в Англии в начале XVIII века. Его девизом были слова «Дружба, Любовь и Правда». В 1859 году, то есть за два года до начала Гражданской войны, Пайку путём голосования был присвоен высший градус в масонской иерархии. Державный Великий Командор Материнского Верховного Совета Тридцать третьего и последнего градуса Древнего и Принятого Шотландского Устава Южной юрисдикции для Соединённых Штатов Америки — такой титул Альберт Пайк носил больше тридцати лет, вплоть до момента своей смерти в 1891 году.

В масонском братстве он считался и считается одной из ключевых фигур по двум причинам. Первая причина заключается в том, что он реформировал ритуальную и символическую систему масонства, и его вариантом ритуалов, степеней и пояснений к ним сейчас пользуется максимальное количество лож по всему миру. Вторая заслуга Пайка перед братством свободных каменщиков заключается в том, что он написал трёхтомную работу под названием «Мораль и догма Древнего и принятого шотландского устава масонства» (у масонов не бывает коротких названий). «Мораль и догма» считается основной «методичкой» по масонскому символизму, в ней собраны все энциклопедические знания Пайка по мировым религиям и разъяснены основные постулаты и символы всех тридцати трёх степеней масонской системы. В отрыве от масонства эту книгу можно считать одним из самых основательных трудов по мировым религиям, написанных с точки зрения эзотеризма, а не с точки зрения антропологии и даже не с точки зрения истории.

Как идеалы расходятся с делами

«Все животные равны, но некоторые равнее других», — знаменитая фраза из антиутопии Джорджа Оруэлла «Скотный двор». В мире животных, живущих на ферме и прогнавших оттуда угнетающих их людей, образуется режим равенства. Но со временем власть узурпируют свиньи, которые начинают последовательно искажать изначальную доктрину равенства и братства всех животных и угнетают всех остальных, вдолбив им в голову, что свиньи — самые равные среди животных. Оруэлл писал эту злую и правдивую сатиру, отталкиваясь от того, что произошло в раннем СССР. Однако эта идея, это классическое двоемыслие, — правда для любого политического режима, который утверждает равенство и братство.

Автор самых известных строк американской конституции — «Все люди созданы равными» — Томас Джефферсон, впоследствии ставший третьим президентом США, владел шестью сотнями рабов. Первый президент Америки и по совместительству один из самых именитых масонов, Джордж Вашингтон, также был крупным рабовладельцем. Высокие идеалы Отцов-основателей часто расходились с делами, так как кроме высокой нравственности они обладали сверхпрактичностью, которая часто идёт вразрез с нравственностью.

Памятник Альберту Пайку в Вашингтоне

То же самое справедливо и в отношении Альберта Пайка, который однозначно принадлежит, если не по времени, то по масштабу и по духу, к числу отцов Американской нации. Несмотря на заслуги перед масонской братией («Альберт Пайк нашёл масонство в деревянной хижине, а оставил его в Храме») и возвышенные идеалы, которые он заложил в основу современного масонства, он всё же воевал за сохранение рабовладельческого строя. Но в отличие от Джефферсона и Вашингтона, Пайк оставил после себя монументальные литературные и философские памятники.

Альберт Пайк — единственный генерал армии конфедерации, которому установлен памятник в Вашингтоне, на Площади правосудия. Рукотворный памятник ему воздвигли не за философские заслуги, а за его военную деятельность по защите рабовладельческого строя, хотя сделано это было на средства масонской братии. Будем с интересом наблюдать, когда волна протестов и уничтожения памятников сторонникам Конфедерации докатится (или не докатится) до Альберта Пайка.

И напоследок — не очень лаконичное и очень пафосное, но всё же определение того, кто такие масоны, самого Альберта Пайка: «Великие Учителя нравственности и философии, Учителя изначальной религии, открытой первым людям, защитники прав и свободы мысли, совести и слова, апостолы разумной и должным образом регулируемой свободы, защитники простого человека, утвердители достоинства труда и прав трудящихся, враги нетерпимости, фанатизма и злобы, всех вредных и бесполезных теорий, порицающих Провидение за те или иные его решения и стремящихся своё субъективное мнение поставить на место абстрактной Справедливости и Правосудия, которые якобы превыше Законов, избранных Богом для управления всеми делами людскими, — вот каковы должны быть вольные каменщики».