Что случилось с «Левиафаном»? Он утонул

Иллюстрации: Lana Haivor
15 января 2015

Погрузившись на самое дно рубрики «Киношок» вместе со студентами Британской Высшей школы дизайна, самиздат обнаружил там рецензию на «Левиафана». Однако речь не о фильме режиссёра Андрея Звягинцева, а об одноимённом боевике 1989 года, в котором, однако, русские всё так же много пьют, а Левиафан действительно никого не щадит.

Кто бы мог вообще подумать. Кто бы мог в такое поверить, что фильм, признанный многими неудачным в момент выхода, через двадцать пять лет вдруг получит вторую жизнь. Да и какую. Последнюю неделю ведь только и слышно, что про «Левиафан».

Бывают же совпадения в жизни. Недавно совсем мой хороший знакомый, поклонник прежних шедевров, спросил у меня совета, стоит ли ему смотреть «Левиафан»? Я, конечно, сказал, что стоит. В любом случае стоит. Потому что, даже если не понравится, посмотреть это кино надо всем — уже классика, как-никак. Через полтора часа он мне пишет, что не досмотрел фильм и удалил его. Не смог, в общем. Потому что очень «Чужого» любит. А это, видите ли, плагиат.

Спорить с тем, что «Левиафан» — рип-офф «Чужого», никто, наверное, не будет. Вот и я не стал. Но это не означает, что «Левиафан» беспомощный. Наоборот, его надо смотреть, чтобы сравнить с оригинальными картинами, чтобы понять, в чём же «Чужой» его так превосходит, если правда превосходит. Вот почему вслед за остальными критиками, обсуждающими кино, мы должны вернуться к истокам «Левиафана».

Сюжет картины таков. Американцы на большой глубине занимаются добычей всякого добра. Среди этого добра они обнаруживают затонувшую советскую подводную лодку, на которой написано «ЛЕВИАФАН». Это американец один образованный даже прочитать смог. Оттуда, с Левиафана этого, самый глупый американец (остальные почти все умные) утаскивает сейф. В принципе, это не космос же? Что такого может быть на советской подводной лодке опасного? И в сейфе? В сейфе-то, наоборот, что-то ценное должно быть. Поэтому никто против присутствия на американском судне советского сейфа не возражает. В сейфе же всякая ерунда: личные досье, видеоплёнка, бутылка водки.

Разумеется, что ещё советскому человеку в сейф положить, если не водку? Ещё флягу — как водится, тоже с водкой. Бутылку капитан судна предусмотрительно забирает и, как это выясняется впоследствии, наполняет её водой, чтобы экипаж, жаждущий алкоголя, чем не заразился. А вот флягу самый тупой американец утаскивает.

Вы, конечно, думаете, чего же это он тупой? Умный, наоборот. Никакой не тупой, а хитрый, мол, думаете. Советскую водку утащил. Но постойте, постойте.

При нём, при дураке, досье русских разбирали. Доктор американский этот, что читал по-русски, язык хорошо знал, потому что у него бабушка была русская. Вот, он и читает: «Болезнь», «Болезнь», «Болезнь». Умерли все советские люди, в общем. От болезни умерли. Потом американцы плёнку включают, а на ней — русский. Этот русский и говорит: зараза тут у нас, беда, мол. И кто после такого захочет водку из заразного места пить? Никто, думаете? Нетушки. Американец захотел. Достает он флягу и давай глотать из неё. А тут подбегает его подруга и говорит, чтобы и ей водки дал. Он дал. Ну и что вы думаете? Заболели они, в общем. Ну, умные?

Понятно теперь, почему так все в социальных сетях возмущаются, что в фильме «Левиафан» водку пьют, из горла, стаканами, алкоголики. Вот поэтому, видимо, и возмущаются. А это возмутительно!

Значит, эти двое стали болеть. Доктор начал переживать, что делать с ними. Так, умер сначала первый, весь гноем покрытый, нарывами. А эта, не выдержав генетических изменений в организме, покончила с собой. Их в мешке понесли выкидывать, а они как зашевелятся. И выскакивает, стало быть, чудовище. После этого фильм набирает обороты. Промотайте, если хотите. Там дальше, правда, интересно.

По сюжету потом чудовище вбирает в себя всех умерших членов экипажа и охотится за оставшимися. Последние должны дать монстру бой. Но они умные же вроде и поэтому спасаются бегством. Ну, конец точно не буду вам рассказывать.

Неплохое кино-то ведь. Заслуживает того, чтобы о нём вспоминали.

Надо признать, что сегодня фильм смотрится не так, как в начале девяностых, в славные времена VHS. Но и беспомощным его не назовёшь. Фильм долго разгоняется. Некоторые моменты нелепые. Особенно удручает финал, из-за которого, полагаю, у картины такие низкие оценки среди пользователей. Но режиссёр — мастер своего дела. Вот почему он выжимает из истории всё, что можно.

Кстати, в детстве я всё время думал, что же это за Левиафан такой. Почему так называется кино? Может, монстр там будет такой? И этот момент меня всегда тревожил. Если в «Чужом» монстр хоть и вырастает на наших глазах, он всё же чужероден человеческому телу, равно как чужероден телу человека и организм в «Нечто» — в ещё одной картине, которую часто вспоминают, когда говорят о «Левиафане». То есть, монстры там происходят не генетически. В «Левиафане» же это дело рук человеческих, это вирус, зараза, которая — в соответствии с заветами гениального Кроненберга — пришла изнутри.

Ну, и потом здорово же придумали, чтобы чудовище под водой жило. В «Чужом» монстр живёт в космосе, в «Нечто» — во льдах, а в «Левиафане» — под водой. Причём если в «Чужом» и «Нечто» монстры — этимологически предельно чуждые существа — что-то не наше, что-то совершенно незнакомое, то в «Левиафане» чудовище именитое. То есть оно не только рукотворно, но ещё и источник происхождения его известен. Это, между прочим, перекликается с другим, более ранним фильмом режиссёра — «Происхождение неизвестно». Там — неизвестно, здесь — известно. Впрочем, экипаж корабля это известное знание не спасает никак.

Я мог бы долго сравнивать упомянутые три фильма, чтобы доказать, что «Левиафан» не беспомощен. Уже хотя бы потому, что концептуально довольно сильно отличается от картин, на которые он якобы похож. Но зачем вам это? Сейчас «Левиафана» и так все обсуждают. Главное — фильм на слуху. И вы его, конечно, наконец-то посмотрите.

Очень жаль, что режиссёр картины Джордж Пан Косматос не дожил до этого успеха, когда внезапно весь мир обратил внимание на его кино. Давайте же воздадим ему должное и ознакомимся с этим фильмом, пожалуйста.

Кстати, режиссёр снял также и «Кобру» — один из самых великих боевиков всех времён. Под шумок посмотрите и его с «Левиафаном». Не останетесь в накладе.

Текст
Москва
Иллюстрации