Биеннале в Google Street View
Текст: Теодор Глаголев
/ 13 июня 2018

В Московском музее современного искусства, в рамках Московской международной биеннале молодого искусства, стартовал стратегический проект «Ведутся революционные работы» под кураторством Барбары Куэто, посвящённый так называемому цифровому сопротивлению. В ходе него художники из разных стран размышляют, как может выглядеть протест в эпоху цифровых олигархий, как противостоять механизмам контроля в интернете и что считать насилием в цифровом пространстве. Платформа CosmosCarl.co.uk, участвующая в проекте ММОМА, представляет собой сайт-паразит, собирающий гиперссылки на сетевые арт-проекты, фактически партизанскими методами размещённые на коммерческих онлайн-платформах. По просьбе самиздата представители Cosmos Carl рассказали о своей работе и возможностях укрываться от властей в мировой сети.

Cosmos Carl воплощает чистый акт цифрового сопротивления и предлагает художникам стратегию, позволяющую размещать работы в интернете с помощью инструментов, встроенных в коммерческие платформы, тогда как на самом сайте Cosmos Carl представлены только ссылки на них. Таким образом, доступные напрямую по гиперссылкам на сайте Cosmos Carl, работы художников одновременно выставлены на коммерческих онлайн-платформах — в виде архива, транслируемые в прямом эфире, скачиваемые, доступные через открытое программное обеспечение или Google Street View, в онлайн-магазине или в «тёмном интернете».

Один из основных способов, которыми интернет формирует искусство, — это необходимость его распространения в онлайн-сетях. Важность того, как искусство встраивается в пространство, многое говорит о том, как мы относимся к нему. Работа должна быть фотогеничной. Проект Cosmos Karl в большей степени связан с традицией межсетевого искусства, цифрового искусства, распространяемого через интернет.

То, что вы видите, как только нажали на гиперссылку на веб-сайте Cosmos Carl, — это фактическое произведение искусства, а не документация об автономном оформлении или выставочном мероприятии. Такой подход к онлайн-искусству приводит к очень универсальным практикам. Веб — это совершенно новая среда, которая благодаря шаблонам и интерфейсам теперь может использоваться практически всеми, а не только технически подкованной молодёжью. Мы думали, что было бы стыдно ограничивать онлайн-искусство работами и видео на основе кода: любопытнее посмотреть, как художники будут реагировать на платформы, не предназначенные для производства или отображения искусства.

Интернет изменил наше восприятие искусства в целом — от производства отдельных объектов до работы над проектами. Какие риски и возможности приносят коммерческие онлайн-платформы и Darknet? Большинство, если не все онлайн-сферы, существуют за счёт продажи ваших данных для рекламы. Это главный недостаток коммерческих платформ. В большинстве стран также существует разного рода контроль за вебом (или даже цензура), начиная от запрета на пиратство и распространение детской порнографии и заканчивая ограничением свободы слова и независимой журналистики.

Darknet — это только более экстремальная версия «обычного» интернета 2.0. Работа в условиях полной защиты частной жизни — тоже форма безнаказанности. С одной стороны, это означает возможность пользоваться услугами наёмников и покупать наркотики, но с другой — это значит, что активисты, журналисты, осведомители, LGBTQIA + и другие маргинализированные сообщества и движения могут вести свою активную работу.

Главный вопрос: каким организациям мы доверяем наши данные? Правительствам или коммерческим компаниям? И в чём разница между ними? Почему мы должны сопротивляться им? Cosmos Carl уже некоторое время выступает за онлайн-публичное пространство. Мы иногда думаем, что Cosmos Carl работает как хаки или теги на этих коммерческих платформах. Это идея, которая восходит к феномену затухания культуры 60-х годов — целевому использованию объекта критики в качестве метода.

Cosmos Carl появился как некоммерческое онлайн-пространство, перенаправляющее своих посетителей к объектам искусства. Веб-сайт не собирает и не продаёт данные о посетителях, при этом коммерческие платформы не имеют доступа к нашей коллекции гиперссылок. В результате у них нет доступа и к ценным данным отдельных пользователей, так что они не могут группировать и профилировать их.


Наши посетители перенаправляют трафик и не обязательно ведут себя как обычные пользователи платформ. Поэтому их данные скрыты и бесполезны для компаний. Cosmos Carl использует частную инфраструктуру интернета в качестве носителей для произведений искусства, размещённых в публичном доступе. Онлайн-работы не обязательно являются политическими, но, используя платформы для отображения искусства, они нарушают обычный трафик платформ. Таким образом, работы потенциально могут протестировать глобальные платформы, такие как Google и Facebook.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 9 ИЮНЯ — 22 ИЮЛЯ 2018

АДРЕС: ММОМА, ГОГОЛЕВСКИЙ 10, КОРПУС 2

Текст
Москва