Ногтем по стеклу

Текст и фото: Алина Селивер
/ 01 апреля 2016

Сегодня Алина Селивер отправилась на маникюр, а попала в галерею. Концептуализировать объекты обыденности её научили Елена Мартыненко и её проект «Салон красоты».

Салон красоты и арт-пространство — чарующее сочетание, которое выманило меня из дома на этой неделе. Центр современного искусства «Винзавод» — это длинный лабиринт кирпичных стен, кое-где индивидуализированных граффити. Местами его закоулки так пустынны, что мысль «ну вот сейчас точно не пронесёт» заставляет ускорить шаг и покрепче сжать в кармане пятихатку. В каждой стене имеется энное количество дверей, пронумерованных по часовой стрелке, — это входы в выставочные пространства. Их тут много, билет можно купить на конкретную выставку или покутить и взять полный комплект.

Но есть и бесплатные выставки (как мы любим). Они либо двигают острую социальную идею, либо им нужен промоушн. Одна из таких площадок за дверью номер девять — проект «СТАРТ» и, в частности, выставка «Салон красоты». «СТАРТ» — некоммерческий проект, дающий юным дарованиям возможность проявить себя посредством полноценных персональных выставок, — называет себя профессиональным «лифтом» для молодых художников. Выпускники «СТАРТа» — номинанты и победители всевозможных премий в сфере искусства, таких как премия Кандинского, «Инновация» и премия Сергея Курёхина. Я готова была выложить кругленькую сумму, ведь искусство нынче недёшево. Но не пришлось. А раз платить не нужно, значит, это либо совсем днище, либо придётся напрячь мозги, чтобы хоть что-то понять.

Из шести человек, заглянувших в «Салон красоты», четверо с порога сказали: «Что за нах…» — и ушли. О выставке в пространстве два на два метра, на которых расположились восемь экспонатов, пять из которых идентичны друг другу и представляют собой, кхм, ногти, сказать что-то большее действительно сложно. «Салон красоты» — эксперимент молодой художницы Елены Мартыненко. Истолкование каждого экспоната отсутствует, зато впечатляет описание самой выставки: «Идеальный бьюти-бутик, экспонаты которого выставлены по всем законам мерчендайзинга». Гигантские ногтевые пластины двух цветов на стенах плюс пара луж лака на полу.

Среди экспонатов есть и видеоинсталляция: рука, стучащая ногтями по столу. Цвет ногтей на руке меняется, а стук неизменно нервирует. Хорошо, что он тут есть: держит в напряжении. Не будь этого звука, думаю, в этом выставочном пенале можно было бы впасть в умственную кому и простоять так пару часов кряду, образовав на полу третью лужу — из слюней.

Смотрительница зала, конечно, тоже есть. Она раза три бросала на пол сканворд и порывалась уйти, но фотографирующаяся девочка (я) не давала ей это сделать. Ну и зря! Что мне, делать больше нечего, чем пластмассовые ногти тырить?

Выставка совершенно не напоминает салон красоты. Нет, смысл раскрытия исключительно темы маникюра понятен: посты о ноготках занимают лидирующие позиции в новостных лентах модниц, но лично мне не хватило ещё «ресничек» и «волосиков». А контурирование? А губы? А брови? Тьфу!

Минут двадцать я покружила по залу в надежде увидеть что-то более ценное вроде имитации утерянного полотна Леонардо да Винчи. На всякий случай всмотрелась в каждую ногтевую пластину раза по четыре, чем вызвала недоумение смотрительницы.

Расстроилась, но полезла в интернет почитать что-нибудь об авторе Елене Мартыненко. Думаю, мало ли у неё там чего в жизни происходит. Может быть, ей маникюр неудачно сделали, и она решила сказать ему категорическое нет. Мартыненко окончила Полиграф и проработала три года в издательстве художником-дизайнером: «Это была скучная, зомбирующая, рутинная работа в офисе под началом постсовковых тётенек с доморощенным «креативом» в голове». Неплохо, думаю. Даже очень. «Мисс ноготь» начала мне импонировать. «Чтобы вырваться из этого гомеостатического безумия, я начала посещать мастер-классы, курсы в «Британке» и даже вступила в МОСХ», — не, нормальная баба эта Мартыненко.

Я подумала, что ведь почти наверняка она, говоря о тётках с постсовковым креативом, имеет в виду и меня. С чего я вообще взяла, что выставка плохая? Потому что там нет картины с речушкой и поленьями? Ведь смысл у выставки отличный! Гипертрофированное стремление к красоте делает некоторых людей сказочными долбоящерами. И чем лаконичнее послание, тем очевиднее вопросительный знак. Краткость — всё ещё сестра таланта.

Идеальной в этом плане мне кажется работа Барбары Крюгер «Стыдись этого, осуждай это»: скальпель, режущий глаз и тем самым исправляющий «дефект», — вот глубочайшая метафора сферы красоты. У Барбары, как мы все помним, тоже был длинный путь в искусство, начинала она как художественный редактор в глянцевых журналах, после чего и стартовал её личный дадаистский бунт, сделавший её всемирно известным художником.

Покопавшись в подноготной, я узнала, что Елена в своём творчестве успела высмеять лайки в работе «Лайковалоризация», затем современное общение в «Трансформации восприятия» и вот сейчас — повёрнутость общества на красоте.

Теперь Елена Мартыненко – новое имя в моей совершенно секретной картотеке тех, кто молодец. Лихо провела ногтем по увеличительному стеклу! Так что я поднимаю свой пятничный бокал вина за иронию в искусстве.

Текст и фото
Москва