В России советского режиссёра Динару Асанову сейчас знают разве что киноманы и профессионалы киноиндустрии. Между тем, тридцатипятилетняя испанка Нинес Адева вдохновилась картинами Асановой и создала коллекцию одежды Dinara под своим брендом Teeny Bopper. Дмитрий Мишенин поговорил с Нинес Адевой о забытых фильмах и забытых людях, эстетике артефактов и жизни, в которой всё сходится, как в кино.
Нинес, расскажи, пожалуйста, немного о себе: сколько тебе лет, где ты живёшь, кто твои родители?
Мне тридцать пять лет, я живу в Мадриде. По национальности я испанка. Мама Кармен — домохозяйка, а папа Федерико давно уже вышел на пенсию. Довольно обычная и скромная семья. Я изучала дизайн одежды, но учёбу не закончила. После стажировки в одном модном доме меня приняли на работу, и так я начала свою карьеру модельера. Это было девять лет назад. С тех пор я работала в Pepe Jeans, Zara и El Corte Inglés — международных компаниях, где создаются большие коллекции для масс-маркета. Но прямо сейчас я ни на кого не работаю. Я выбрала свой путь, чтобы создать и запустить собственный бренд одежды Teeny Bopper.
Когда и как ты узнала о Динаре Асановой?
О, это почти детективная история! Полтора года назад я совершенно случайно наткнулась на её фотографию в интернете. И сразу безмерно влюбилась в её образ и стиль! На том изображении она запечатлена в бежевом плаще, ярком горчично-жёлтом свитере и в её фирменных очках в чёрной оправе. Этот портрет Динары вызвал у меня странные чувства: задумчивость и ощущение светлой грусти. И я решила узнать больше об этом — явно неординарном — человеке. В Google я нашла несколько интригующих кадров из её фильмов. Позже мне посчастливилось прочесть текст испанского писателя Хулио Поллино Тамайо, в котором он рассказывает о Динаре Асановой и других российских кинорежиссёрах. Я связалась с ним. Всё, что он знал о ней, было написано в его тексте, но мне было приятно поговорить о Динаре с кем-то, кто заболел ею так же сильно, как я.
Ты хорошо знаешь её биографию?
Я знаю, что Динара выиграла награду за свой первый короткометражный фильм «Рудольфио» (1969), который позволил ей продолжить карьеру уже в статусе самобытного и выдающегося режиссёра. Я также знаю, что она самородок, женщина, которая сама сделала свою карьеру, и меня это очень вдохновляет!
В карьере Динары всё было не так радужно. На самом деле, после своего весьма противоречивого и спорного на тот момент дебюта, «Рудольфио», она была отлучена советскими чиновниками от большого кино и пять лет ничего не снимала. А призов были удостоены уже её полнометражные ленты, такие как «Не болит голова у дятла» (1974) и особенно «Ключ без права передачи» (1976). Какой твой любимый фильм Динары и почему?
Я не могу сказать, какой мой любимый фильм у Динары, потому что все фильмы, которые я видела, были без дубляжа и даже субтитров.
Но если я должна выбрать сейчас один, это однозначно будет «Не болит голова у дятла». Главный герой фильма — Муха — отчётливо напомнил мне моего первого парня. Правда, он не играл на барабанах, но был горячим любителем музыки и очень чувствительным человеком. Такие персонажи, как Муха или его друг Скрипач, очень важны для меня. То, как Скрипач защищает Муху и борется изо всех сил, чтобы главная мечта друга — барабаны, которые были отняты мерзким соседом, — вернулась к хозяину, действительно глубоко трогает меня!
Мне нравится, какое огромное значение Динара придаёт детскому миру. Она делает его видимым, ощутимым, захватывая самые критические моменты начала человеческой жизни. Киноистории Динары — это своего рода суммарная визуализация того, что я пережила в детстве и юности. Я воспринимаю её творчество на каком-то глубинном, подсознательном уровне.
Есть сцены и кадры из фильмов Динары, которые напрямую касаются меня. Например, сцена с маленьким мальчиком, который держит в руке яблоко во время музыкальной репетиции. Или сцена, в которой девочка танцует, отвернувшись от камеры. Или кадры из «Рудольфио», где мальчики теряют свои воздушные шары. Все эти образы я будто уже видела в своей реальной жизни.
Как родилась идея коллекции одежды?
Идея коллекции в честь Динары возникла, потому что я отождествляла себя с ней. Я хотела превратить её чувствительность, её невинность и её честность в нечто реальное. Выразить себя так же, как она, — откровенно и прямо. Кроме того, я одержима школьной формой. Хотя в «Рудольфио» и «Не болит голова у дятла» меня вдохновил не столько стиль — советская школьная форма, которую носила Ио и другие женские персонажи, — сколько необыкновенный дух этих картин. Всё было связано.
К слову, когда я была подростком, меня часто называли дятлом, потому что мои волосы на затылке топорщились хохолком! (смеётся)
Это художественный проект или коммерческий?
Я прекратила свою работу в модном доме, чтобы начать продвигать Teeny Bopper. Я заплатила за всё сама — вложила свои сбережения. И я работаю на дому. Это коммерческий проект, хотя он берёт начало из очень личной и очень художественной идеи. И я занялась им надолго!
Ты сама делаешь коллажи, дизайн тканей и моделей, фотосессии? Или у тебя есть команда, которая тебе помогает?
Я и дизайнер, и креативный директор Teeny Bopper — создаю концепцию и рисую. И я сотрудничаю с другими профессионалами в своей нише. Замечательный модельер, с которым я работаю, делает шаблоны, а сама коллекция была пошита в очень маленьком ателье в Мадриде. Всё локально.
Портрет Динары на футболках коллекции был нарисован моей близкой подругой Лаурой Кенсингтон, чьими работами я восхищаюсь уже давно. Мне хотелось, чтобы именно Лаура нарисовала Динару, потому что она очень чувствительная и любит кино так же беззаветно, как и я.
Я в полном восторге от портрета Динары, сделанного Лаурой. А что означает Teeny Bopper? Откуда появилось это название?
Teeny Bopper — это название песни американского певца Keith, которого я люблю. Несмотря на то, что эта песня немного похожа на стиль Bubble Gum, а я больше соотношу себя с другой музыкой, я довольно чётко идентифицирую её с тем, что делаю. Когда я впервые услышала «Teeny Bopper», я сказала себе: «Если я создам модный бренд, то назову его „Teeny Bopper“». Этот английский термин относится к девочкам-подросткам, которые опережают всех с точки зрения модных тенденций, культуры и музыки. Но реальный смысл моего бренда такой:
Teeny Bopper — захватывающие моменты в нашей жизни. Это то, что называется подростковой сенсацией. Встреча с любовью, с одиночеством, с уверенностью, что мы можем лепить мир по своей прихоти, как пластилин, и с разочарованием, когда мы обнаруживаем, что мир уже имеет собственные правила — взрослые правила. Время побудило нас вырасти, но мы ещё не забыли игры нашего детства, а одежда и цвета могут вернуть нас в то время, чтобы соединиться с волнением и острыми ощущениями подростковых лет и помочь нам пережить их уже в настоящем.
В твоей коллекции можно угадать героев из фильмов Асановой?
Одна футболка появилась благодаря тому самому изображению Динары, где она в плаще и горчично-жёлтом свитере. В моей коллекции была блузка в духе персонажа из «Дятла», хотя она не фигурировала в фильме. Моё воображение само создало этот образ: рубашку с оборванным воротником и гигантским артистическим бантом. Длинный воротник блузки — символ непокорности, бунтарства. И я отчётливо представляла Скрипача в этой блузе!
Ещё есть тренч, который идёт под названием «Рудольфио». Но на самом деле я вдохновлялась в этой работе танцем девочки из «Ключа без права передачи» (1976).
Конечно, сложно признать героев или персонажей фильмов Динары в моей одежде, если вы не видели её работ. Можно сказать, что своей коллекцией я создала совершенно новую историю по мотивам фильмов Динары.
Как думаешь, откуда у тебя интерес к винтажной моде и советскому кино?
Опыт моей жизни сделал меня такой — любознательным человеком со множеством раритетов и артефактов в запасниках.
А какие современные марки тебе нравятся и какие бренды из России ты знаешь?
Я люблю Rei Kawakubo, Jacquemus, J. W. Anderson, Margiela, я также люблю Yamamoto. Из российских дизайнеров мне нравится Рубчинский — лица его моделей отражают дух его бренда. Какие-то из его образов напомнили мне некоторых фотографов, которых я люблю, и людей, которые являются образцом для меня.
Ты бы хотела сыграть какую-нибудь роль в фильмах Динары?
Я хотела бы сыграть девочку-подростка в её незаконченном фильме «Незнакомка». Мне безумно нравится рабочая сцена, в которой эта девочка начинает танцевать и выходит из-под контроля, со старым орущим телевизором на заднем плане, а женский голос — Динары — за кадром приказывает ей танцевать дальше... А она танцует уже из последних сил, и кричит, что больше не может, и падает в конце, почти теряя сознание... Я не знаю, что это за фрагмент и к чему он относится, но я могу точно сказать, что я уже прожила эту сцену в своём прошлом…
Ты знаешь о том, что Динара умерла на съёмках «Незнакомки» в 1985-м?
Нет. К сожалению, я лишь знала, что она умерла, когда ей было сорок два года.
У твоей коллекции уже были съёмки в модных журналах, публичный показ?
В этом году я представила свою коллекцию на ярмарке для молодых модельеров в Мадриде. Была публикация в VOGUE España. И это только начало! Я всё ещё инвестирую в коллекцию Dinara. Одна из моих целей — сделать этих маленьких героев и персонажей известными благодаря моим дизайнам одежды, продвинуть кинематографическую работу Динары и дать ей то место, которое она заслуживает.