«Аборт в складчину» в раннем советском кино
Текст: Лина Новик
16 июля 2019

Советское кино начала прошлого века развивалось в строгом соответствии с идеологией. Вслед за Лениным большевики считали кинематограф «важнейшим из искусств» и видели в нём мощное средство пропаганды новых ценностей, в том числе женской эмансипации и определённых моделей романтических отношений и семьи. В 1920-х годах социальная и гендерная повестка в СССР диктовала деконструкцию традиционной семьи и разрушение брака как института, что отразилось в кинематографе. Автор самиздата рассказывает, как в раннем советском кино изображались брак, семья и любовная связь.

В 1918 году революционерка Александра Коллонтай писала в брошюре «Семья и коммунистическое государство»: «Такой пестроты брачных отношений ещё не знавала история: неразрывный брак с устойчивой семьёй и рядом преходящая свободная связь, тайный адюльтер в браке и открытое сожительство девушки с её возлюбленным — „дикий брак“, брак парный и „брак втроём“ и даже сложная форма брака вчетвером». Такой подход к отношениям был отображён в советском киноавангарде 1920-х годов. 

Идея о необходимости «твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», была высказана Лениным в беседе с Анатолием Луначарским в феврале 1922 года. Об этом Луначарский упоминал в своём письме к Григорию Болтянскому, датированном 25 января 1925 года.

«Третья Мещанская» (1927) Абрам Роом
Теория стакана воды

«Третья Мещанская», или «Любовь втроём» (1927) Абрама Роома ― одна из самых смелых советских картин второй половины 1920-х годов. По сюжету молодой печатник Володя Фогель переезжает в Москву и останавливается у своего фронтового друга Коли. Тот живёт с женой Людой в скромной квартире на Третьей Мещанской улице.

Историю сценарист фильма Виктор Шкловский почерпнул из газетной заметки о двух мужчинах, которые пришли в роддом к молодой женщине. Каждый из них считал себя её мужем, а на вопрос о том, как такое возможно, они отвечали, что живут втроём и что «любви комсомольцев чужда ревность». Ещё одна история любви втроём, которая вдохновила Шкловского, ― любовный треугольник Лили Брик, её мужа и Владимира Маяковского. С ними Шкловский познакомился в Крыму.

Между героями фильма ― женой Коли Людой и его другом Володей ― зарождается симпатия, которая в полной мере проявляет себя, когда муж уезжает в командировку. Молодые люди гуляли по городу, много времени проводили вместе и в конце концов переспали. Вернувшись в Москву и обнаружив, что Люда теперь вместе с Володей, Коля уходит из дома, но вскоре возвращается: идти ему некуда.

«Третья Мещанская» (1927) Абрам Роом
«Третья Мещанская» (1927) Абрам Роом
«Третья Мещанская» (1927) Абрам Роом

Герои жили втроём дружно, пока не выяснилось, что Люда беременна. Коля отправил жену на аборт и заявил, что не намерен воспитывать чужого ребёнка. Но на самом деле никто не был уверен, чей ребёнок это был — Володи или Коли, — и Люда потребовала «аборт в складчину». В частную клинику она пошла одна, однако и Володя, и Коля пришли встречать её после. На вопрос медсестры о том, кто Люду спрашивает, мужчины заявили в один голос: «Муж». Однако Люду никто из них так и не увидел: отказавшись от аборта в последний момент, она уехала из столицы «в новую жизнь».

В 1920-е годы в СССР появилась концепция социальной революции, утверждавшая, что в «новом обществе» не должно быть моральных предрассудков, а потому жёны, мужья и дети, в том числе и воспитанники детдомов, могут быть общими. Концепция перекликается с известной в то время «теорией стакана воды», согласно которой потребность человека в сексе столь же естественна и неизбежна, как жажда, а потому и удовлетворить её должно быть так же просто, как выпить стакан воды.

«Третья Мещанская» (1927) Абрам Роом
Чужих детей и супругов не бывает

Киновед Нея Зоркая писала, что после Октябрьской революции «формируется… тип особого, специфически советского „феминизма“ и утверждается образ женщины, решающей родить и воспитать ребёнка без отца». Так поступила и героиня фильма Эдуарда Иогансона и Фридриха Эрмлера «Катька — бумажный ранет» (1926). Она сознательно отказалась от союза с ненадёжным мужчиной, несмотря на то, что он был биологическим отцом её будущего ребёнка. 

Катька перебралась из деревни в Ленинград, чтобы «сколотить денег» на корову. Героиня зарабатывала «беспатентной» продажей яблок до последнего дня беременности. Она ни дня не пробыла «в декретном отпуске», выносила и родила ребёнка «без отрыва от производства», а уже на следующий день после родов вернулась на работу.

Незадолго до родов Катька познакомилась с бродягой Вадькой по прозвищу «Тилигент» и взялась «перевоспитать» его. Как отмечал в своей книге «Живые и мёртвое. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов» (2012) Евгений Марголит, мотив «пере-делки» и «пере-монтажа» пространства и человека стал одним из главных для советских режиссёров этого периода. На сей раз «переделывать» пришлось именно «Тилигента». Катька не побоялась трудностей и пообещала бродяжке, что «научит работать» и он «будет человеком». 

При первой встрече с Вадькой Катька попросила его за небольшое вознаграждение постоять «на стрёму», пока она торгует яблоками. Она обеспечивает «Тилигента» работой и забирает его жить к себе, поскольку тот, как выяснилось, ночует в ногах у бронзовой императрицы в Екатерининском сквере (и в сердцах зовет её стервой). 

Когда рождается малыш, заботу о нём берёт на себя Вадька, который кормит ребёнка из бутылочки, стирает пелёнки и управляется с другой домашней работой, пока Катька зарабатывает. Однажды Вадька попытался подменить молодую мать на работе, но в тот же день потерпел фиаско. Зато дома ему комфортно, в то время как у Катьки замечательно шли дела на работе.

«Катька — бумажный ранет» (1926) Эдуард Иогансон и Фридрих Эрмлер
«Катька — бумажный ранет» (1926) Эдуард Иогансон и Фридрих Эрмлер
«Катька — бумажный ранет» (1926) Эдуард Иогансон и Фридрих Эрмлер

«Женские» черты Вадькиного характера и «мужские» Катькиного проявлялись и в ситуациях, когда к ним домой без приглашения заявлялся биологический отец ребёнка, бандит и хулиган Сёмка Жгут. Вадька непрошенного гостя откровенно боялся, подчинялся его приказам и даже повторил за ним клятву, что «ейным хахалем не будет», из-за чего впоследствии попытался убить себя, но ему не удалось. Катька же с Сёмкой не церемонилась и могла запросто ударить его и прогнать. 

Долгое время Катька напоминала «Тилигенту», что у неё с ним «ничего такого». Когда она впервые позвала его к себе, тут же добавила: «Не подумай чего». Она повторила это, когда поцеловала Вадьку в лоб, узнав, что он спрятал ребёнка от Сёмки. Однако после очередной выходки Жгута Катька всё же решила «жить» с Вадькой «ему [то есть Сёмке] назло». 

Ближе к финалу в драку с Сёмкой полез и Вадька, разгневанный попыткой Жгута украсть ребёнка, переодевшись матерью. За Катькиного ребёнка Вадька болел как за своего и чувствовал себя «почти отцом», тем самым возвращая нас к тезису о том, что чужих детей (как и чужих супругов) не бывает. Драка Вадьки с Сёмкой служила доказательством «перерождения» жалкого «Тилигента» в нормального человека, который умеет постоять за себя и свою семью.

«Катька — бумажный ранет» (1926) Эдуард Иогансон и Фридрих Эрмлер
Квартирный вопрос только испортил их

Когда новая подруга Сёмки, манерная Верка, предложила ему расписаться, мужчина заявил, что с Катькой у них «и без ЗАГСа получилось». В свою очередь героиня фильма Бориса Барнета «Девушка с коробкой» (1927) запросто вышла замуж за едва знакомого ей мужчину только для того, чтобы помочь ему решить квартирный вопрос. 

Наташа — так звали «девушку с коробкой» — жила в скромном домике под Москвой вместе со своим дедушкой, мастерила шляпы и утренним поездом возила их на продажу в Москву. Однажды в вагоне на коробку со шляпами наступил Илья — молодой провинциал, который ехал в столицу поступать на рабфак

Головные уборы Наташа продавала мадам Ирэн, которая держала шляпный магазин на первом этаже своей огромной и обставленной ещё по дореволюционной моде квартиры. Из-за установленных норм жилплощади одну из комнат хозяйка фиктивно закрепила за Наташей и после очередной проверки домкома попросила девушку хотя бы иногда ночевать на записанной на неё жилплощади.

Наташа решила вопрос радикально. Столкнувшись с Ильёй во второй раз на вокзале и узнав, что ему негде жить, она отвела его в ЗАГС, женила на себе и поселила в записанной на неё комнате — к неудовольствию Ирэн и её мужа. Те указали на фиктивный брак в домоуправление, и к Илье пришли с проверкой. Наташа, которая оказалась поблизости, напоказ бросилась в объятья Ильи, изображая бурную страсть. Проверяющие ушли ни с чем, а между фиктивными супругами и правда зародились чувства, а значит, и брак перестал быть фиктивным.

Рабочим факультетом, или рабфаком, называли учебные курсы, а затем и самостоятельные факультеты, готовившие рабочих и крестьян для поступления в вузы. Рабфак как явление существовал с 1919-го до середины 1930-х годов.

«Девушка с коробкой» (1927) Борис Барнет
«Девушка с коробкой» (1927) Борис Барнет
В здоровом теле — здоровый дух

Будущий муж Наташи, героини фильма «Девушка с коробкой», ехал в Москву с узелком и двумя связками книг, которых он никогда не читал, а использовал для утяжеления во время утренних тренировок. Зарядку он делал почти нагишом: подобные сцены должны были помочь советскому зрителю побороть стеснительность перед собственной и чужой наготой и приучить его к новому типу пространств вроде общего душа. 

Вадька стесняется своего голого тела, когда впервые оказывается в Катькиной квартире. Другие мужские персонажи спокойно воспринимали собственную наготу, поскольку ответственно относились к личной гигиене, несмотря ни на какие трудности: в «Третьей Мещанской» Коля мылся, стоя в тазу под струёй воды из самовара, а Илья из «Девушки с коробкой» мыл голову в умывальнике.

«Третья Мещанская» (1927) Абрам Роом
«Третья Мещанская» (1927) Абрам Роом

Мотивы личной гигиены и физической культуры следует рассматривать в контексте более широкой проблематики демонстрации телесности на киноэкране. Спортивные молодые люди, которые умывались, причёсывались и принимали душ, должны были стать ролевой моделью для кинозрителей. Киновед Оксана Булгакова писала в книге «Фабрика жестов» (2005), что советская молодёжь в театральных постановках, кино и литературе 1920-х годов «ест руками, пьёт из бутылки, ест на ходу на улице, при ходьбе размахивает руками, кричит, хохочет, не идёт, а бежит, не стесняется своего и чужого обнажённого или полуобнажённого тела».

Юные, крепкие, жизнерадостные герои противопоставлялись немолодым и часто физически несовершенным буржуа, обычно слишком худым, как Ирэн, или, напротив, чрезмерно упитанным, как её супруг. Отрицательные герои и героини не только выглядели иначе, но и вели себя не так, как положительные. Например, в ситуациях, когда Наташа, Люда или Катька уверенно жали мужчине руку, Верка или мадам Ирэн всё ещё жеманно протягивали кисть для поцелуя.

Каждый из режиссёров выступал в качестве «транслятора» новых ценностей, в том числе и негласных предписаний относительно романтических отношений, брака, семьи и статуса женщины в советском обществе (причём, как позднее вспоминал об этом режиссёр Григорий Козинцев, «для этого поколения „соцзаказ“ был чем-то вроде клятвы на Воробьёвых горах» ). Киногероини 1920-х годов независимы и решительны. Катька, Люда и Наташа выбирают подходящих партнёров, отказывают неподходящим, женят на себе мужчин или бегут от них прочь, рожают детей, которых готовы воспитывать самостоятельно, и в полной мере несут ответственность за собственную жизнь, жизнь своих детей и, если нужно, малознакомых мужчин, которые оказались в трудной жизненной ситуации, с готовностью помогают им с работой и жильём. При этом ни о какой «безусловной любви» не идёт и речи: главное, чтоб человек был хороший.

В 1827 году Александр Герцен и Николай Огарёв принесли клятву на Воробьёвых горах посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье.