Самиздат «Батенька, да вы трансформер» любит сериалы. Хорошие сериалы. Особенно те, о съёмках которых можно снять несколько короткометражек и полнометражный фильм. Веб-сериал «Это я» подходит под эту категорию. Историю молодых кинематографистов, которые поняли, что современные медиа позволяют снимать за копейки и на голом энтузиазме продукт, который потом посмотрят сотни тысяч зрителей, впору саму экранизировать. Пока этого не произошло, объявляем премьеру одного из первых российских веб-сериалов на «Батеньке», а один из его создателей Елизавета Симбирская рассказывает, как вообще ввязалась во всё это.
Меня зовут Елизавета Симбирская. Мне двадцать восемь лет, в 2013 году я закончила ВГИК, факультет драматургии. Летом 2017 года я написала сценарий веб-сериала «Это я». Вместе с режиссёром Андреем Феночкой, оператором Сергеем Фёдоровым, звукорежиссёром Елизаветой Хабчук, художницей Тоней Краевской, тоже выпускниками ВГИКа разных лет, и ещё десятком людей мы сняли пилот — четыре серии по четыре минуты.
Нам потребовалось три дня, 45 000 рублей, месяц подготовки и безвозмездная помощь порядка тридцати друзей и знакомых, чтобы осуществить задуманное.
Всё началось с того, что в прошлом году я посмотрела американский веб-сериал «Кайф с доставкой» (High maintenance) — десяток серий по три минуты о парне, продающем марихуану в Нью-Йорке. Авторы сериала снимали его на свои деньги с друзьями и выкладывали на Vimeo. В какой-то момент, когда их стало смотреть действительно много людей, Vimeo предложил им деньги, а ещё позже кабельный канал HBO оценил этот сериал как потенциально выгодный и купил его. Теперь «Кайф с доставкой» — это тридцатиминутные серии, идущие по телевизору для сотен тысяч зрителей.
Главное в этой истории для меня — то, что авторы изначально снимали копеечное кино своими силами, а смотрели его сотни и тысячи людей. Это открыло мне глаза на то, что двадцать первый век даёт нам шанс реализовываться самыми разными способами. Каждый, кто работает в кино, знает, что это сфера унижения людей, морального насилия. Авторы годами пишут и снимают сериалы, которые им не нравятся, чтобы выбиться в топы и начать заниматься тем, что приносит удовольствие; авторы отправляют сотни заявок на сериалы и полные метры продюсерам, а они эти заявки чаще всего не читают, а в худших случаях воруют; авторы тратят свои нервы на то, чтобы доказать редакторам студий и группе людей во главе индустрии, что они достойны внимания. Но в действительности каждый автор мечтает не о внимании продюсера, а о зрительском признании. Это парадокс. Интернет, айфон, дешёвые камеры, Facebook и «ВКонтакте» с сотнями друзей из разных сфер, с перепостами, с лайками, Twitter и Instagram, а также русская пословица «голь на выдумки хитра» дают нам всем шанс найти своих зрителей и добиться их внимания напрямую — или понять, что то, что мы сделали, зрителю не интересно, и сколько бы денег мы туда ни влили, это не будут смотреть, и значит, надо что-то менять. Я поняла, что схема, по которой я бы хотела работать — это стать сначала интересной зрителю, а потом продюсеру, чтобы не состоять с ним в подчинённых отношениях. Как только я поняла это и внутренне приняла ответственность за возможный первоначальный успех или провал на себя, я стала готова наконец перестать пытаться и начала просто делать.
Дальше дело техники. Режиссёр Андрей Феночка — выпускник ВГИКа, факультета «Режиссура неигрового кино». Мы учились в разное время, даже не виделись ни разу лично, но читали друг друга в «Твиттере». Было ясно, что мы на одной киноволне. Мы впервые встретились в кафе весной этого года, я рассказала свою идею, и Андрей ею сразу проникся. Не забыл о нашем разговоре через день, подталкивал меня и поддерживал, пока я писала сценарии к сериям, давал очень полезные советы. В итоге появилось несколько коротких историй про девушку Катю Сомову (актриса Алиса Сельникова), художницу, выпускницу Строгановки, которая после окончания академии, как и все, пытается найти работу по душе в городе, где это максимально сложно. Ну и параллельно, естественно, решает проблемы личной жизни, борется с моральным насилием со стороны своего бывшего парня Кости (актёр Вася Поспелов), делится переживаниями с лучшей подругой (актриса Лиза Дезен), получает знаки внимания от продавца из дворового магазина (актёр Никита Щетинин) и пытается быть в жизни такой же, какой она себя представляет в своих мечтах. Пытается быть приятной, в первую очередь, самой себе.
Для нас это был первый опыт работы: Андрей раньше не снимал игровое кино, а я раньше не видела свои игровые сценарии реализованными (а это очень полезно!). Конечно же, не всё получилось идеально. Мы не строим иллюзий. Но у нас есть желание работать дальше, и очень большую поддержку в этом деле нам окажут зрительские просмотры, лайки, отзывы, которые покажут, что мы на правильном пути.