Как создать, профинансировать и заставить всю страну смотреть национальное кино? Над этим вопросом уже сто раз задумывались Министерство культуры и Фонд кино. В воздухе постоянно витают идеи, как можно помочь развитию кино: от предложений собирать деньги на развитие кино с владельцев онлайн-кинотеатров до создания лотереи, победитель которой будет удостоен делового ужина с Владимиром Мединским. Это, конечно же, не работает. Будет ли работать проект «Национальной кинематографической программы импортозамещения с целью создания полноценной экономической и законодательной базы для успешного развития отрасли кинематографии как отрасли культуры»?
Есть и более масштабные проекты, которые рассказывают, как можно построить индустрию кино в современной России. Гильдия продюсеров Союза кинематографистов недавно одобрила проект модернизации киноиндустрии в России. Некоторые из представленных в нём инициатив уже начали реализовываться. Мы попытались разобраться, как работает индустрия кино сегодня и во что она может превратиться завтра.
- Иностранное кино в российском кинопрокате получило в тридцать раз больше дохода, чем отечественное: 3 070 000 000 долларов против 111 600 000.
- В США в год выходит четыреста фильмов, а в России — шестьдесят. Рынок занят американскими мейджорами.
- Двадцать пять лет в России смотрели преимущественно американское кино: в результате выросло целое поколение, воспитанное на американской культуре.
Кино — это непрямое, но действенное средство пропаганды, которое «помогает формировать национальные культурные ценности в нашей стране».
Заместить можно всё! В проекте упоминаются страны, в которых квотирование на голливудское кино давно является нормой. В Китае американский блокбастер может идти, только когда в прокате нет китайского и иностранных фильмов (в год выходит не больше пятидесяти). Франция, по данным, представленным в проекте, — единственная европейская страна, сохранившая кино как национальную индустрию: отечественное кино там составляет от 30% до 50% кинопоказа, существует налог на доход с американского проката. Создатели проекта, полагаясь на опыт иностранных коллег, предлагают реализовать протекционистские меры и в России.
«Импортозамещение кино в России сейчас невозможно.
Во-первых, все выросли на голливудских фильмах, и, если перестать их показывать, в копии не поверят, потому что знают вкус другого, настоящего.
Во-вторых, интернет. Если люди захотят смотреть лучшее, то пойдут его искать.
В-третьих, никакой закон и никакая финансовая поддержка никаких приоритетов не изменят. Отечественное развлекательное кино несопоставимо по качеству с голливудским. Как только запретили сыры, отечественное производство не вышло на новый уровень. Взлёта российского сыра не произошло».
Государство уже реализует один альтернативный замещению американского кино путь к «формированию национальной культуры»: Министерство культуры уже несколько лет подряд публично объявляет, на какую тему нужно написать сценарий, чтобы получить деньги на съёмку фильма. В этом году Мединский объявил, что тема борьбы с коррупцией перестала быть актуальной для кино. Министр культуры заявил, что в 2016 году куда важнее снимать кино о терроризме. Также приоритетными темами стали отношения отцов и детей, проблемы молодёжи и столетие Гражданской войны. Сейчас Фонд кино принимает заявки на фильмы с темами «Сделано в России» — о людях, которые создают новейшие образцы отечественной промышленности; «Энергия энергетиков» — о героях, работающих в области энергетики, их судьбах и роли в жизни страны.
А пока Фонд кино помог появиться на свет следующим фильмам:
«8 новых свиданий»
(Марюс Вайсберг, 2014)
Вера и Никита женаты уже три года; как и у обычных пар, у них регулярно происходят, по выражению прокатчика, «радостные ссоры», в разгар которых они обмениваются категоричными мнениями о том, какими должны быть «нормальный муж» и «хорошая жена». Однажды утром каждый просыпается с «идеальной половинкой». У Никиты — жена-блондинка с третьим размером груди, которая хорошо готовит; у Веры — заботливый муж-бизнесмен, сам покупающий к завтраку её любимые круассаны. «С кем жить лучше — с любимым или идеальным? Будьте осторожны с желаниями — иногда они сбываются!», — предостерегает режиссёр от похода в кинотеатр.
30 свиданий
(Татьяна Капитан, 2016)
На что только не пойдёшь, чтобы обрести счастье. Невезучая Даша верит в найденный в интернете рецепт: в течение месяца сходить на тридцать свиданий — и тогда мужчина твоей мечты сам найдёт тебя. Только бы остаться в живых после встреч с самыми безумными кавалерами и разглядеть среди них того самого. А как остаться в живых зрителю?
Страна чудес
(Дмитрий Дьяченко, Максим Свешников, 2016)
Семёну и Любе — пожарным из Костромы — выпадает шанс осуществить заветную мечту: поехать в Москву на любимую программу «Поле Чудес», где им предстоит сделать выбор всей жизни — «приз или деньги». Неопытный ППСник — но опытный неудачник — Саня должен не только пережить свой первый день в патруле, но ещё и принять роды у жены и реанимировать своего напарника. Четвёрка новоиспечённых приятелей должна во что бы то ни стало в нелётную погоду улететь в Москву, а пара юных влюблённых каким-то непостижимым способом примирить своих непримиримых родителей. А Валере вообще предстоит решить дилемму: спасать человечество от всемирного потопа или просто улететь с дружками по караоке, пришельцами, на их cтареньком НЛО? И всё это в одном фильме.
Бабоньки
(Антон Коваленко, 2016)
Жительницы деревни похищают шоумена Влада Сташевского для своей подруги, его фанатки.
«Это только слова. Все эти приоритеты указываются для тех халявщиков, которые не хотят и не умеют снимать кино. Они хотят денег, невозвратимых. Ждут, когда им скажут, о чём нужно снять фильм, чтобы их получить. Они могут сделать заявку, написать синопсис или сценарий. Но такие проекты, как правило, не проходят даже первого уровня испытаний. Иногда они проходят в прокат, но проваливаются. «Сталинград» очень поддерживало государство, но это всё же был продукт Роднянского, и этим объясняется успех фильма».
«Сценарии, которые мы читали, мы оценивали исключительно по профессиональным критериям, а не по тому, на какую тему они написаны. В итоге рекомендовали то, что просто хорошо написано, — там и драма про декабристов, и слэшер про человека в инвалидном кресле, и мультик про пчёлку Майю, и ещё десятки совершенно разношёрстных фильмов».
— Почему вы не рассматриваете возможность финансовой поддержки со стороны государства?
— Потому что я снимаю проблемное кино.
Проект предлагает некоторые меры, которые должны привести к созданию национальной киноиндустрии в России. Мы постарались разобраться, насколько возможно реализовать это предложение.
Создать главное управляющее звено — Госкинокорпорацию, под большой крышей которой в прозрачных условиях будут сотрудничать чиновники, контролирующие государственный заказ на патриотическое и пропагандирующее национальные ценности кино, и независимые продюсеры. Государство при этом обязуется вкладывать 51% средств в производство фильма, а продюсер должен найти другие 49%, которые принесут частные компании. За три года создатели проекта планируют увеличить количество создаваемых за один год отечественных фильмов в два-три раза.
В 2009 году был организован Фонд кино — это последняя из попыток создать нечто, подобное Госкинокорпорации. Фонд должен был помогать самым большим кинокомпаниям. С 2013 года он объединился с Министерством культуры, что усилило роль государства в финансировании кинопроизводства. На сегодняшний день кинобизнес осуществляется благодаря работе Фонда кино и частных компаний: иногда они работают вместе, иногда фильм спонсирует только государство, или он может быть сделан исключительно на деньги компании. Большинство фильмов, попадающих в прокат, сделаны вскладчину: 75% даёт государство, а остальные деньги находит продюсер.
«У нас очень сильна роль личности. Во всей стране есть человек пять, кто смог бы возглавить такую корпорацию, творческих и волевых.
В кино всё решает личность, а кто смог бы стать такой личностью? Нужно доверие государства и лет семь-восемь работы. А в Госкинокорпорацию придут карьеристы, которые её развалят. Ведь человек, который придёт её возглавить, должен не снимать кино, а всё организовывать. А что есть единица кино? У нас была дискуссия на эту тему. Студия, режиссёр, сценарист? Единица кино — это фильм».
Огромный монстр Госкинокорпорации в идеале должен дать дорогу этой единице, рождение которой никак не подчиняется законам логики.
— Не окупается у нас кино. Никогда.
Так печально завершилось наше интервью с продюсером Александром Боковиковым. Говорили в основном о грустном: «нет системы кредитования, только разовые спонсорские проекты», «всё инсценировано, все деньги распределены заранее и по известным для участников процесса правилам», «госденьги распространяются тремя конкретными людьми через ими же созданные механизмы» — тон разговора становился всё темнее и темнее, мы погружались всё глубже, пока не стало совсем темно, и разговоры о прозрачности денежного оборота прозвучали бы уже наивно. Разобраться представилась возможность только в том, почему всё-таки
«не окупается. Никогда».
За 2015 год отечественные картины собрали всего 61 200 000, при этом на их производство было потрачено вдвое больше: 123 000 000. А для того, чтобы картину признали коммерчески успешной и инвестор смог получить хоть какую-то материальную выгоду от своего финансирования, кассовый сбор с проката фильма должен как минимум в три с половиной раза превысить количество вложенных в него средств.
В этом году в прокате окупился пока только один фильм — «Экипаж».
«Кино не окупается, потому что никто не знает, как это сделать. «Экипаж» окупился. Но Лебедев знал, что делать, это единичный случай, он как-то понял запросы аудитории. В середине 2000 окупались «Дозор», «Бумер», хотя последний — авторский фильм, «Питер FM» — это результат очень большой продюсерской воли, творческой воли».
«Почему не окупается коммерческое кино — очевидно. Эталоном коммерческого кино является кино американское, голливудское, но оно делается за такие деньги, которые вернуть возможно только в мировом прокате, а у нас никаких внешних рынков нет».
О том, какой путь должен пройти фильм, чтобы окупиться, Юрий Быков писал на своей странице в Фейсбуке:
Напомним, что в этом году государство выделило на финансирование кино
6 000 000 000 рублей, что составляет бюджет одного голливудского фильма.
Проект продюсеров гильдии предлагает увеличить производство фильмов в два-три раза. Но как можно это сделать, если кино не приносит дохода? А вот как:
Кинофикация — план строительства новых кинозалов, поддерживающих квоту на иностранный продукт и реализующих повторный прокат отечественных фильмов. Проект обещает пятнадцать тысяч кинотеатров по всей стране, а первую тысячу залов — уже в ближайшие три года. Всё это должно помочь окупиться российскому кино.
Среднестатистический житель малого города в России ходит в кино один раз в год, тогда как жители крупных городов ходят в кино в среднем три-пять раз в год.
До конца 2016 года планируется обустроить сто сорок три новых кинозала, но ожидаемый прирост посещаемости составит после этого лишь 0,5%. Неудивительно, что в рамках такой перспективы у государства возникла идея отдавать половину репертуара новых кинозалов полностью отечественным фильмам.
Сейчас принята инициатива об оборудовании двадцати четырёх цирков экранами, на которых будут показывать отечественное кино.
«Зритель стал более избирательным. В кризис поход в кинотеатр стал более продуманным, и чаще всего зритель идёт на кино, которое масштабно поддержано рекламной кампанией. Поэтому блокбастерам всё так же удаётся с лихвой покорять миллионные и миллиардные рубежи. В то время как остальное кино терпит в основном фиаско. Если ежемесячно будут совершаться как минимум два полномасштабных российских блокбастера, аналогичных «Экипажу», «Сталинграду», «Легенде» и так далее, зритель не заставит себя ждать. Но пока российское кинопроизводство, к сожалению, не готово к таким масштабным и релевантным шагам. Новые площадки в регионах открываются для развлечения людей, и это радует. Но насколько зрителям удастся опять-таки в кризис ходить в кино — большой вопрос. Ведь не секрет, что в регионах зарплаты крайне низкие. И, как показывает практика, зачастую даже низкая цена билета не способствует росту посещаемости зрителями».
Как пишет «Российская газета», такое предложение поступило от зампредседателя Комитета Госдумы по культуре и кинорежиссёра Владимира Бортко. По его мнению, программа господдержки будет оправдана, если обязать новые кинотеатры показывать наши фильмы. Однако не все готовы поверить в успех радикальных мер. Кинорежиссёр и продюсер Фёдор Бондарчук смотрит на ситуацию иначе: «Кинопрокатный бизнес прошёл несколько волн кризиса, он только-только встаёт на ноги. И поэтому, когда мы говорим о господдержке, кому-то что-то навязывать — рано и неправильно».
Вот приснится же! Собралась у кассы в кинотеатр очередь, и зрители один за одним покупают билеты на фильм российского производства. Но не потому, что зарубежные фильмы запретили, а потому, что всем очень нравится наше кино: комедии, драмы, ужасы, боевики и фэнтези — все про жизнь людей из этой очереди, и каждый в очереди пришёл в кино посмотреть на себя глазами режиссёра, диалог совершить. И очереди такие в кинотеатрах во всех городах: от Москвы до Амура. И все фильмы, конечно, принесли большую прибыль.