В российский прокат вышел фильм «Белль и Себастьян» о культовых среди французских детей героях — мальчике и его собаке. На изданной в 1970-е книге писательницы Сесиль Обри выросло не одно поколение французов, а когда экранизировать её взялся Николя Ванье, перенесённая на экраны история дружбы юного Себастьяна и пушистой пиренейской собаки Белль собрала в мировом прокате больше ста миллионов долларов. Тем не менее в России о ней прежде знали совсем немногие — разве что местные поклонники группы Belle&Sebastian точно были в курсе, в честь какого произведения назван коллектив. Теперь первый фильм трилогии Ванье доступен у нас, так что ситуация может поменяться. По просьбе самиздата журналист Сергей Сдобнов посмотрел этот фильм и задумался, почему нам вообще так нравится смотреть на собак в кино и что их всех объединяет.
Двадцать килограммов хлеба каждый понедельник светловолосая девушка из маленькой французской пекарни отдаёт смазливому немецкому офицеру. Июль 1943 года, фашистские войска обосновались в горной деревушке и выслеживают беженцев-евреев. За горами Швейцария: там можно передохнуть от войны или уехать в Лондон и бороться с фашистами с берегов туманного Альбиона.
На афише «Белль и Себастьян», первого фильма из трилогии Николя Ванье, война не оставляет своего следа. На первом плане стоит мальчик лет семи и большой пёс, точнее, собака. Фильм назван по именам этих друзей — «Белль и Себастьян». За два часа животных в кадре окажется гораздо больше, чем людей: злые волки, стада недалёких овец, таинственный зверь, которого все взрослые хотят уничтожить, пока он методично сокращает численность стада. На мгновение в ручье появляется лягушка, но она заканчивает свой земной путь в желудке Белль. Белому пушану не везёт: все взрослые думают, что именно эта собака и нападает на овец, а значит, разрушает главный промысел в регионе.
Большую часть фильма главные герои — мальчик и собака — общаются друг с другом, ребёнок открывает Белль тайные убежища, а она защищает Себастьяна от расшалившихся немцев. Несмотря на то, что взрослый мир в этом фильме находится на военном положении, местная власть готова на всё ради немецких оккупантов. Себастьян и собака живут в совсем другом измерении — по сути, в другом, семейном кино во время войны.
Себастьян укоряет племянницу своего приёмного отца: «Ты всегда говоришь, что я слишком мал, а на самом деле ты мне просто не доверяешь». Главное чувство, которое появляется у Себастьяна вместе с приходом Белль, — доверие, ощущение, что он кому-то нужен. Мама главного героя ушла за горы в Америку, друзей из рода человеческого у него не наблюдается. Себастьян не ходит в школу и похож на горного Маугли, защищающего местных оленей от проголодавшихся или просто скучающих немцев. Для ребёнка собака становится буквально всем — другом, родителем и героем.
В семейном кино собаки обычно и создают атмосферу всеобщего доверия и благополучия.
Например, в картине «Лохматый папа» отец семейства превращается в пса, чтобы понять, почему отношения с домашними не складываются.
Можно вспомнить и «Бетховена», или приключения с хорошим концом — «101 далматинец», или «Скуби-Ду».
В любом американском фильме о «семейных ценностях» собака — часть американской мечты, по сути, подарок. Даже если у тебя нет домашнего животного, ты можешь посмотреть на то, как собака появляется у кого-то другого, значит, шанс ещё есть.
В «Белль и Себастьян» пёс возникает в ситуации максимально недоверия: на войне как на войне — каждый думает о своём выживании и готов подстраиваться под ускользающую реальность. И только собака ведёт себя максимально корректно: рискует жизнью, спасая безрассудных людей.