Для чего режиссёры «раздевают» своих героев
Текст: Карина Сечина
/ 10 июля 2018

Кинематографическая нагота или философия обнаженного тела – это далеко не просто эротика. В кино она передаёт куда более метафорический и глубокий смысл, чем неуёмный интерес героев к половой жизни. В сущности, это вообще не о ней. Но раз уж герой полностью раздет, а рядом с ним даже нет партнёра, то стоит задуматься, как трактовать этот внушительный посыл. Не стоит сомневаться, что он несёт в себе уникальный, порой скрытый, но важный смысл. Рассказываем о нескольких из них (18+).

Нагота в кино может рассматриваться и как единение с природой, и конкретный символизм, и символ уязвимости, и жажда тела, и источник вдохновения. Чтобы максимально раскрыть каждый из этих типов, разгадаем обнажённые загадки режиссёров, которые мастерски работают с телом.

Нагота как единение с природой

Ларс фон Триер
«Меланхолия» 

Люди, подверженные депрессии, в стрессовых ситуациях действуют спокойнее, потому что они и так всегда ожидают плохого. Это датский режиссер запомнил во время одной из бесед со своим психотерапевтом.  Столкнувшись с неизбежным, человек чувствует, как внутри воцаряется умиротворение и томительное предвкушение. Именно это состояние описывает самая роскошная и утончённая сцена из фильма, когда главная героиня лежит посреди ночи в траве на скале и становится одним целым с природой. Она медленно гладит свое обнажённое тело, не сводя взгляда с приближающейся планеты, которая совсем скоро уничтожит Землю. На лице застыло блаженство. Именно в обнажённом виде главная героиня скрепляет узы с природой, показывая свою готовность отдаться приближающейся планете. Для Триера свойственно раздевать своих героинь в лесах, в траве, возле воды. Для него нагота — естественное внешнее состояние, потому что человек рождён, чтобы быть частью природы. Режиссер напоминает  об этом едва ли не в каждом своем фильме.

Нагота как элемент символизма

Гильермо дель Торо
«Форма воды» 

Уже в первые минуты фильма режиссёр вполне неожиданно заряжает обычные куриные яйца мощной энергией. Они становятся первым элементом пазла из трёх фрагментов. Второй — обнаженное тело главной героини. Третий — вода. Каждый вечер перед работой она ставит на плиту вариться яйца, засекает таймер (тоже в виде яйца!), берёт его с собой в ванную, залезает в нее, принимает удобную позу и мастурбирует. Обнажённая героиня взаимодействует со стихией воды, которой она отдает свою сексуальную энергию. Здесь вода выступает, как проводник. В этот момент зритель совершенно неожиданно видит обнаженное тело скромной и сдержанной героини. Она прекрасно понимает свои сексуальные потребности, а яйца, как мощный атрибут, который фактически стимулирует её при помощи таймера довести начатое до конца, позже приобретают ещё более яркую окраску. Это именно то, чем изо дня в день Элайза кормит Ихтиандра. Существо, в которого ей предстояло влюбиться.

Нагота как состояние уязвимости

Ильдико Эньеди
 «О теле и душе» 

Вся красота обнажённого тела главной героини предстаёт перед зрителями в тот момент, когда она решает умереть. Она ставит на пол магнитофон, берёт осколок, залезает в ванную, включает песню о любви и вскрывает вены. А потом звонит телефон, она судорожно вылезает из воды, хватает трубку и начинает разговор с человеком, перед которым открыта её душа и которого желает её тело. Именно об этом нам рассказывает оператор, когда медленно уводит камеру от лица, плавно спускаясь вдоль всего тела. Кровь струится по руке и ногам, но не это волнует девушку. Здесь передана нагота, как состояние уязвимости. Примечательно, что прежде, изучая свое тело и его реакцию на ласку, героиня была показана исключительно в одежде. Мы видим ее голой лишь в момент, когда она окончательно обнажилась перед героем душой, так чего же стоит раздеть еще и те ло. Наивысшая степень уязвимости перед другим человеком – вот о чем нагота в истории Ильдико Эньеди.

Нагота как способ показать жажду тела

Андрей Звягинцев
«Нелюбовь»

Несмотря на то, что здесь стоит всё же разобрать сексуальную сцену, есть в ней нечто особенное и несвойственное для кинематографа. Её участницей становится женщина на последнем сроке беременности. Примечательно, что это первый опыт Звягинцева с эротическими сценами. И передал он этим очень откровенную и интимную жажду любить. Цель – не порно показать, а «тело, которое жаждет тела», как говорил сам режиссёр. Чтобы сделать акцент именно на этом, во время съёмок использовали контровой свет. При таком освещении мы видим лишь обнажённые силуэты, но именно это добавляет ноток интимности и накопившегося возбуждения. Беременный живот женщины заставляет героя быть обходительным и аккуратным, но при этом всё так же жадно и уверенно демонстрировать неподдельную жажду тела.

Нагота как источник вдохновения

Фернандо Труэба
«Художник и его натурщица» 

Обнажённого тела в этом фильме много, ведь он об искусстве, а оно прославляло наготу, как нечто превосходное ещё со времен Древней Греции. События фильма Труэба разворачиваются в 1943 году. Мы видим скульптора и художника, который находит для себя «цель». Объект его восхищения – девушка, тело которой он жаждет запечатлеть в искусстве. Здесь нагота служит источником вдохновения, музой. Естественная красота веками вдохновляла людей на создание настоящих шедевров. Интересно ещё и то, что оператор детально наводит камеру на части тела, задерживает её. Он позволяет зрителям увидеть те детали, на которые обращает внимание художник, почувствовать его вдохновение, понять, чем он восхищается и что заставляет его творить.

Принимая решение обнажить своих героев, режиссёры сталкиваются с множеством задач: нужно добиваться согласия актеров, правильно работать со светом, чтобы не опошлить сцену, подбирать выгодные ракурсы, вовремя задерживать и уводить камеру (хотя это уже слава операторам), иногда даже нужно нанимать дублёров, а уж тогда монтажёрам не позавидуешь.

Обнажить тело в кино – это не пустяк и не популизм. Часто это авторское решение, без которого режиссёр не видит свою картину полной. Сцена может длиться всего полминуты, но объяснит зрителю всю глубину происходящего на экране. Нагота вдохновляет, показывает уязвимость, приближает к природе, демонстрирует жажду другого тела и символизирует нечто, на что режиссеру хочется по-философски намекнуть. Разгадывать обнаженные загадки в кино — чистейшее эстетическое удовольствие.


Источник фотографий: скриншоты фильмов


Голые партизаны