Что можно сделать за 90 000 000 долларов?

Текст: Настя Травкина
/ 29 октября 2015

Сегодня в прокат выходит фильм с Вином Дизелем — и это не «Форсаж», а фэнтези-боевик «Последний охотник на ведьм». Внутри — Дизель, работающий без остановки вот уже восемьсот лет, Элайджа Вуд, Майкл Кейн, рыженькая из «Игры престолов», калейдоскоп безудержного ничто, хорошие люди делают вид, что делают кино, последовательность действий делает вид, что она сюжет. Но это не всё. Наш штатный дипломированный киновед Настя Травкина отправилась на премьеру фильма, а вернулась оттуда с очерком про Вина Дизеля: на самом деле он задрот, театрал, человек с тонкой душевной организацией, уже двадцать лет играет в Dungeons & Dragons, но всё это ему не помогает. Печальная жизнь Марка Синклера Винсента, заработки Беларуси и траты Казахстана, а также наш идиотизм — перед вами.

Орден Креста и Топора — это не название православной рюмочной, а религиозная организация по борьбе с организованным ведьмачеством. Вернее, это католический фан-клуб единственного оставшегося в живых охотника на ведьм, который работает без отпуска уже восемьсот лет подряд по причине внезапного бессмертия. Каждые пятьдесят лет орден назначает бессмертному нового «лучшего друга», попа, который продолжит вести летопись его подвигов. Восемь веков длится перемирие между людьми и ведьмами, которые обязались не использовать свои «плохие» силы. В общем, «Ночной дозор» по-американски — не зря первоначально в режиссёрское кресло приглашали специалиста по вампирам Тимура Бекмамбетова. Что они там не поделили, не ясно, но Бекмамбетова скоро поменяли на американского телевизионщика. Честно говоря, я не понимаю, как сценарий «Последнего охотника на ведьм», который был отмечен в The Black List — списке самых желанных нереализованных историй — превратился в невнятное визуально перегруженное месиво безжизненных диалогов, несвязных эпизодов и бессмысленных характеров, разодетых в пух и прах.

Куча сложносочинённых локаций непонятного назначения. Женщина-дерево, за которой все охотятся — а потом непременно передумывают убивать. Флешбэки счастливого семейного прошлого. Вин Дизель вдруг сосредоточенно починяет гору механических часов. Все топ-модели — ведьмы. Громадный костяной паук с трудным интерфейсом. Внезапная ловля ребёнка на желатинового мишку. Чуму разносят мухи. Мухи живут в ульях. Главное ощущение от фильма — рандомность: авторы перлись и тащились от того, что можно сделать гигантское дерево, напечатать доспехи на 3D-принтере, навесить Дизелю огромную бороду и ирокез, чтобы он стал похож на байкера из Мехико-сити, вернуться во времени назад (потом чуть вперёд, потом чуть более назад, потом чуть менее более назад). Нет, в целом всё понятно, но не вполне ясно — а зачем?

Единственная смешная шутка попа на весь фильм в исполнении обаятельного Майкла Кейна (которого, к слову, можно поподробнее разглядеть в новом фильме Соррентино «Молодость», идущем сейчас в кино) об айпаде и мухе, спасавшая унылый пафос неуклюжих диалогов, и та оказалась украденной вот отсюда:

В общем, печальный кинчик. Гораздо интереснее поговорить об исполнителе главной роли и продюсере фильма Вине Дизеле, пытаясь дознаться: почему? Я к этому персонажу испытываю нежную симпатию с 2002 года, когда вышел фильм «Три икса» о русской мафии и лысом супермене без способностей к рефлексии. Но полюбила я его не за фильм, а за интервью, в котором он рассказывал о своей юности. Марк Синклер Винсент, как его на самом деле зовут, оказывается, в школе был каланчой, дрищём, очкариком и невероятно застенчивым любителем стишат. Кроме того, с двенадцати лет он играл в театре. Поэтому девчонки не обращали на него внимания, а мальчишки чмырили и мутузили. Решив покончить с этим, юный книголюб обосновался в качалке, а когда приобрёл внушительные размеры, бросил театр, устроился вышибалой в ночной клуб, где наконец научился драться, любезничать с дамами и брить голову. Придумав себе новое имя, Вин Дизель всё же не сразу избавился от задротского голоса, звучавшего в его лысой — отныне и навсегда — голове: три года штудировал в колледже классическую литературу и учился писать сценарии. В Голливуд уехал с надеждой, что эти знания помогут ему выбирать классные сценарии. Нууууу... Как сказать. Наверное, без образования было бы совсем плохо. Не бросайте школу, дети!

Действительно, поначалу Вин Дизель шёл по пути независимого режиссёра. Не найдя в Голливуде работы из-за своего «неопределённого» цвета кожи, он в растерянности вернулся домой и грустил, пока мама (психолог и астролог, прямо как наша Ольга Осипова) не подсунула ему книгу «Фильм по цене твоей подержанной тачки». Сына вдохновился и снял о своих безуспешных попытках получить роль короткометражку, которая была обсыпана комплиментами на Санденсе и благодаря которой, в общем-то, Стивен Спилберг написал для Дизеля первую маленькую роль в большом кино «Спасти рядового Райана», с которой и началась его карьера. Короткометражка называется «Многоликий», длится двадцать минут и лежит на YouTube. Вин Дизель там читает рэп, произносит трогательную элегию на смерть отца и подражает Джо Пеши.

Первая часть вот:

Вторая часть вот:

Мало того что Марк скрытый интеллектуал, он ещё и игранутый на всю свою лысую башку. Двадцать лет он играл в настольную ролевую фэнтези Dungeons & Dragons и мечтал о создании своего собственного выдуманного мира. Сценарист «Последнего охотника на ведьм» Кэри Гудман, собственно, именно разговорами с Вином Дизелем и вдохновился на создание своего многослойного сценария с флешбэками на восемьсот лет назад. Актёрский состав тоже подтянулся прочно ассоциирующийся с миром фэнтези. Дворецкий Бэтмена из трилогии Нолана (Майкл Кейн), хоббит (Элайджа Вуд) и рыжеволосая девица из «Игры Престолов» (Роуз Лесли).

Но что-то пошло не так. На пресс-показе мне дали стопку бумаг, объясняющих, что происходит в фильме и как над ним работали, «пресс-релиз» называется. Так вот, эти объяснения и подробности были гораздо интереснее самого фильма. Многие вещи стали ясны мне только из многословных объяснений пресс-релиза. Но мы же не хотим идти на фильм, в котором без брошюры не разберёшься, если это не ополоумевший от воспаления авангардизма Жан-Люк Годар — а просто боевичок о том, как наши ведьм мутузили?

Тем более глупо, что фильм вышел очень плохим, ведь стоил он девяносто миллионов долларов.

ДЕВЯНОСТО.
МИЛЛИОНОВ.
ДОЛЛАРОВ.

За плохой фильм.

То есть 90 000 000 $, реально.

Не кино, а кусок высокобюджетной стыдобы с семью нулями. Чтобы понять, что это за деньги, приведу немного фактов.

Столько же денег за нынешний год заработала Беларусь на экспорте лесопродуктов. Гражданам этой страны, в свою очередь, понадобилось всего три месяца, чтобы спустить в польских торговых центрах ту же сумму. Украина этой осенью потратила девяносто миллионов долларов на предвыборную кампанию за членство в территориальных органах власти: это ещё глупее, чем тратить столько денег на фильм — но студия Вина Дизеля, по крайней мере, хотя бы может себе это позволить. На днях Китай инвестировал ровно столько же в сельское хозяйство Татарстана, в то время как Россия этой весной простила Мадагаскару вот такенный долг. В Казахстане летом из госбюджета была выделена сумма, равная бюджету «Охотника», на борьбу с религиозным экстремизмом. А также опыт колумбийской полиции говорит, что сегодня за 90 000 000 долларов можно купить 3,3 тонны кокаина.

То есть, это я к чему. Вин Дизель много чего мог сделать с девятью десятками миллионов долларов, но из всех возможных вариантов он выбрал снять свой фэнтези-фильм «Последний охотник на ведьм», который, к сожалению, не будет последним — съёмки сиквела уже на носу. Пожалуй, глупее этого фильма и предвыборной кампании во время экономического кризиса может быть только тот факт, что девяносто миллионов долларов стоит один зарубежный футболист.

Мне кажется, если после новой волны Апокалипсиса от нас останутся только кинофильмы и кассовые чеки, наши далёкие сверхразумные друзья быстро поймут, какими мы были идиотами.