Пока в России праздновали день, когда предки выгнали поляков из Китай-города, в прокат вышла вторая часть хоррора «Инфекция», недурно раскрывшего тему неожиданных последствий случайных половых связей. Интервенты с Запада уже не пугают? Можете сходить в кинотеатр и испугаться неведомой заразы. Угроза же вполне реальная — вспомните, как в прошлом году либерийские СМИ рассказывали о людях, которые умерли от вируса Эбола, а на самом деле совсем не умерли. Итак, прямо сейчас в кинотеатрах страны — если подружка оказалась зомби, наложите хирургические швы с помощью швейного набора и дешёвого виски, пожалуйтесь в полицию, убейте маньяка. Сегодняшний «Киношок» посвящается важности сохранения здоровья в условиях Постапокалипсиса.
Первый фильм франшизы «Инфекция» вышел в 2013 году и был остроумным и стильным инди-хоррором. Нервная лесбиянка Саманта напилась на вечеринке и согрешила с подозрительным парнем, за что в течение следующих трёх дней несла наказание — бутафорская кровь сочилась из всех отверстий, доктор предложил мазать проблемные места увлажняющим кремом, авось пройдёт, друзья говорили Саманте, что выглядит она не очень, и их пришлось убить. В финале Саманта перегрызла горло собственной матери и получила пулю в голову. В общем, одна девочка не предохранялась и превратилась в зомби, понимаете?
Слэшер — самый негибкий поджанр фильмов ужасов, и работает он чаще всего по одной простой схеме: герои сбиваются с праведного пути и несут за это разнообразные наказания. Выжить в борьбе со Злом можно, но только если вы девственница, трезвенница и умница. Мужских персонажей мало, на них не так удобно демонстрировать преимущества христианских ценностей, да и орут они не так задорно и сексуально. Слэшеры рассказывают целевой аудитории — подросткам и молодым людям — о том, как важно быть хорошим. Первая «Инфекция» в доступной и бодрой форме объясняла, что отсутствие контрацепции может стать роковой ошибкой. Слоган намекал на это достаточно ясно: «Надо было предохраняться». В эпизоде мелькает растянутая на скамейке социальная реклама марша в поддержку больных СПИДом. На фоне дискуссий о важности полового воспитания подрастающего поколения и неуклонно растущей статистики заболеваемости ВИЧ-инфекцией, передающейся половым путём, фильм 2013 года выглядел вполне поучительно. Благородный посыл в соусе из крови и червей зрители оценили. Однако любой хоть капельку успешный хоррор превращается во франшизу — таков закон голливудских джунглей.
И в этом году мы получили продолжение.
Слоган второго фильма: «Предохраняться поздно». А это значит, что вам будут рассказывать о том, что делать, если вы по неосторожности уже сунули половой орган, куда не следует. Главным героем второй части становится стеснительный придурок Райли, которому почившая Саманта успела подарить ночь незащищённой любви. Парень сильно испугался выпадающих из подружкиной вагины многоножек и литров крови, но было уже поздно. Теперь он тоже инфицирован, и эту проблему, кажется, надо решать, человечество в опасности. Но режиссёр Джош Форбс, принявший эстафету от добросовестно сработавшего на копеечном бюджете Эрика Инглунда, похоже, решил, что его предшественник сделал всё слишком просто.
Поэтому для начала добавляется детективная линия — периодически в действие вступает женщина-полицейский, бегающая туда-сюда в поисках маньяка, заразившего Саманту. Маньяк с внешностью слабоумного дровосека ходит рядом — и у него на пальце татуировка «ABADDON». Ангел смерти, понимаете ли. Несёт вирус от самого Дьявола, понимаете ли. «Кто распространяет эту болезнь?» — «Он сам — эта болезнь!» Невнятный мистический элемент губит затею, предложенную в первой части: о происхождении болезни там не сообщалось, она просто была — как факт, с которым героине предлагалось как-то жить (ну, ладно, умирать) дальше. Мы ведь каждый год сталкиваемся с разнообразными мутациями гриппа, удивительными африканскими болезнями и катаемся на захватывающей параноидальной карусели — что будет дальше? Мы все умрём? Пасхи не будет? Христос не воскрес? Возвращение Средневековья? Нашествия зомби тревожат киноиндустрию много лет подряд, «Инфекция» 2013 года раскрывала эту тему с очень бытовой стороны. Введённая в продолжении дьявольщина как-то снижает ощущение близкой опасности.
Но вернёмся к нашему герою, чудесным образом превратившемуся из второплановой жертвы в неубиваемого Рембо. В перерывах между допросами и похоронами друзей он навещает любимую бабулю (угадайте, что с ней случится?), встречает девушку (угадайте, что с ней случится?) и разбрызгивает море крови везде, где только можно. Доктор сказал ему, что СПИДа нет, однако ему чрезвычайно досаждает обломок зуба Саманты, застрявший в спине. Все заражают друг друга поцелуями, в общем — любовь, чума, приключения. Незабываемая сцена, в которой главный герой занимается домашней хирургией и выковыривает из открытых ран несимпатичных многоножек. Всё очень плохо.
В августе этого года скончался Уэс Крейвен — папа знаменитого «Кошмара на улице вязов» и франшизы «Крик», в которой детально разбирались всевозможные клише слэшеров. В этом жанре может быть либо очень плохо, либо очень хорошо — ведь, с одной стороны, людям всегда есть, чего бояться, а с другой стороны, создатели этих фильмов чаще поражают полным отсутствием фантазии и желания наложить знакомые приёмы на актуальную действительность. Наши страхи прячутся не в космосе, не в аду, не в жерле вулкана, а в нас самих и нашей повседневной жизни. Первый фильм ещё выдерживал баланс между понятной реальностью и неведомым ужасом, просачивающимся в эту реальность; второй же оказывается набором довольно нелепых и недоразвитых вариаций на ту же тему. Болезнь и страх её носителя, неприятие окружающих, тщетные попытки поиска решения проблемы — всё отодвинулось на дальний план, дав дорогу милым, но бессмысленным спецэффектам и не очень убедительной миссии горе-спасателя. К сожалению, финальная сцена, для большей интриги отодвинутая за титры, намекает на то, что создатели порадуют нас и третьей частью.
Не болейте свиным гриппом и Эболой, дорогие друзья, не ленитесь тратиться на контрацепцию, если планируете быстрый секс на вечеринке, а если хотите посмотреть на зомби — в вашем распоряжении целых шесть сезонов «Ходячих мертвецов».
«Инфекция: Фаза II» не убеждает, совсем-совсем — особенно если вы листаете «Батеньку» хотя бы пару раз в неделю и понимаете, что настоящий ужас — он не такой.