Однажды наступает день, когда ты чувствуешь, что постарел. Этот день настёт, например, тогда, когда в титрах фильма значится имя Хэйли Джоэла Осмента, а на экране вместо трогательного ребёнка с большими прозрачными глазами из «Шестого чувства» и «Искусственного интеллекта» — низкорослый любитель пончиков с короткими предплечьями и ручками-веточками. Завтра на экраны выходит фильм «Половое воспитание» про девственного секс-просветителя, и нам всем предстоит как-то с этим жить. Штатный дипломированный киновед Настя Травкина рассказывает, как.
Первый полнометражный фильм сериально-короткометражного режиссёра Исаака Федера и одного из сценаристов «Карточного домика» Билла Кеннеди разрабатывает классическую тему триумфа маленького неудачника. В данном случае это мир сексуального невежества и половой распущенности, который завоёвывает задрот, девственник и математик с учительским призванием — Эдди. Его сыграл тот самый волшебный ребенок из «Искусственного интеллекта», изрядно выросший. Правда, почему-то только вширь.
Эдди устраивается факультативным учителем в школу и, обнаружив, что дети ни черта не понимают ни в этике, ни в гигиене сексуальных отношений, решает их просвещать, преодолевая ханжеское сопротивление власть имущей религиозной группы. Параллельно он решает свои личные вопросы: плохо ли, что к двадцати трём годам он всё ещё девственник? Нужно ли скорее избавиться от девственности, чтобы привлечь любовь? Стоит ли заниматься сексом просто потому, что ты нашёл кого-то, кто хочет тебя?
Действительно интересно то, что это «зеркальная» ситуация: в современном прозападном обществе эти вопросы обыкновенно обсуждаются применительно к особям женского пола. Для мужчины по умолчанию продолжает гореть красная лампочка мачизма: чем раньше — тем лучше, чем больше — тем лучше. Лучший друг главного героя воплощает как раз такую «традиционную» позицию и, несмотря на внешние преимущества, выглядит в своих рассуждениях действительно старомодно на фоне разумной осознанности главного героя.
Лёгкое ощущение уныния от фильма появляется именно из-за того, что он невероятно правильный. Такой же правильный, как заправленная в бежевые брюки рубашечка учителя полового воспитания. Это первый, наверное, лёгкий, развлекательный, ненапряжный жанровый фильм, смотрящий на историю романтических и сексуальных отношений с феминистской точки зрения — и при этом не стесняющийся показать, что феминизм защищает право мужчин быть самими собой точно так же, как права женщин. После речи Эммы Уотсон в поддержку программы HeForShe этот подход действительно должен был стать трендом.
На эпизодах, показывающих уроки полового воспитания, не хочется ржать, потому что это практически драма о «луче света в тёмном царстве». Детям рассказывают о том, что менструация — это естественно, а не стыдно; что презерватив — это не унижение человеческого достоинства, а защита; что прерванный половой акт не защищает от беременности; что, если симпатичный парень из интернета присылает тебе фотографии своего члена, — это не любовь; что форма женских половых органов может быть разной и это нормально; что главное условие секса — взаимное уважение и явно выраженное согласие, а также множество других неочевидных очевидностей. Ну, то есть я знаю людей, которые и до тридцати лет до сих пор не в курсе тела.
Тем любопытнее, что этот фильм наконец покажут в России — в США он вышел в прошлом году. Ведь всего пару месяцев назад глава Федерального центра по борьбе со СПИДом заявил, что ситуация с ВИЧ в стране достигла «уровня национальной катастрофы»: в нынешних условиях количество заражённых ВИЧ к концу года достигнет одного миллиона человек, а уже через два года этот показатель удвоится. В качестве мер борьбы с этим глава центра потребовал от властей срочно принять ряд мер, среди которых — ввести уроки сексуального просвещения в школах. В ответ на это Мосгордума назвала его «распространителем небылиц» и агентом, действующим против интересов страны. А поскольку депутаты Госдумы страстно хотят запретить аборты, а патриарх Кирилл считает введение уроков по половому воспитанию в школе «неприемлемым», не сомневайтесь — никаких триумфальных речей половых просветителей нам в ближайшее время не ждать.
А сама эта речь в фильме, несмотря на небольшой объём, успевает не только пройтись по теме отсутствия доверия между родителями и детьми, но и поднять проблему образовательного вреда порнографии. Он прямо так и говорит: дети учатся из порнографии тому, что секс — это когда мужчины делают с женщиной что-то не очень приятное, довольно грубо и в позах, которые могут привести к травмам, и им кажется, что это и есть норма. Чем больше я думаю об авторах фильма, тем больше восхищаюсь способностью этих хитрецов протолкнуть в массовый прокат под видом лёгкой и местами забавной комедии серьёзный социальный дискурс. Я вот считаю, что для кинематографиста это одно из серьезных достижений овладения «самым массовым искусством». Правда, было бы лучше, если бы комедия вызывала смех, но мы уже посмеялись на прошлой неделе на ужастиках — и хватит.
В фильме есть ещё один идеологический перевёртыш. Традиционная схема сюжета о триумфе неудачника предполагает следование за наставником и победу. В случае с историей девственника это должен быть сексуально активный полигамный самец в роли учителя и завоевание обалденной красотки с финальным сексом, обозначающим инициацию мальчика в статус мужчины. В «Половом воспитании» эта схема перевёрнута так, что всё наконец встаёт на свои места. Наставник-мачо превращается в шутовскую пародию, а настоящим проводником в мир зрелости становится, как и положено, женщина: пышная негритянка, хозяйка уютного бара, любительница классической блюзовой чувственности и просто очень крутая дама. Она-то и доносит Эдди представление о том, что быть мужчиной — это не трахать женщину, а иметь силы быть тем, кем ты восхищаешься; что стыдна не жизнь без секса, а жизнь без чувства; и что взрослым и сильным тебя делает не стояк, а умение принимать решение и следовать ему до конца.
Так как никто из вас, чёртовы снобы, не станет смотреть эту комедию, я расскажу финал истории. Влюблённый Эдди получает в свои объятия готовую ко всему красавицу, жаждущую лишить его девственности. И знаете, что? Он ей не даёт, потому что понимает, что между ними нет ни чувства, ни взаимного приятия и уважения. После этого негритянка-наставница говорит герою: «Вот теперь ты стал мужчиной». О да, да, чуваки!
А если очень уж донимает то, что нежное детское лицо Хэйли Джоэла Осмента превратилось в раздутую вольным бегом бедренную мышцу бульдога с невероятно маленькими пуговичками глаз, — соверши простой математический расчёт. С 2001 года, который сделал Осмента по-настоящему известным ребёнком, прошло четырнадцать лет. Думаешь, с твоим лицом за это время ничего не произошло?
P.S.: А здесь вы можете почитать рассказы людей, которые смогли сбежать из сексуального рабства в ИГИЛ, XXI век на дворе, а вы говорите, Конец Света не наступил.