Сегодня на экраны вышел двадцать четвёртый фильм Бондианы — «Спектр» с Дениелом Крэйгом, Моникой Беллуччи, Леей Сейду, Рэйфом Файнсом и Кристофом Вальцем. Штатный дипломированный киновед Настя Травкина внимательно следит за современным кинематографом, чтобы узнать, о чём именно во время Постапокалипсиса с нами пытаются говорить киноязыком. Она сходила на пресс-показ нового Бонда и выяснила, что агент не только чудовищно плохо справляется со своей работой, но и ищет своих врагов совсем не там, где следовало бы.
На пресс-показе нового фильма об агенте 007 было страшновато, особенно поначалу: в битком набитом зале вдоль рядов стояли мощные мужички в классических костюмах, вооружённые лазерными указками. С наступлением темноты они стали светить в лица всем, кто доставал телефон, чтобы ответить на сообщение или посмотреть на время. Угрожающе-ласкательное «телефончики убираем!» раздавалось то тут, то там ещё минут пятнадцать после начала фильма.
Сам просмотр, впрочем, быстро заставил забыть о секьюрити: кружащиеся волчком над площадью вертолёты, погоня по набережным на Астон Мартине и Ягуаре, многотысячный парад Дня Смерти, взрывы, погоня на самолёте за Лэнд Ровером, бёдра Леи Сейду в шелках. Калейдоскоп «роскошностей», на фоне которого милаха Дэниел Крэйг с лицом суровой резиновой уточки и грустными глазами покинутой хозяевами хаски добивает героя франшизы о Джеймсе Бонде по самым больным местам. Он одинок и сам виноват в этом, его работа — сплошное разочарование, он алкоголик и никого не любит. После пресс-показа всем подарили по картонному чемодану с пивом. Это как будто бы у тебя есть набор секретного агента, да. Кстати, пиво было обклеено специальным мерчем под 007. Получилось, что на бутылке красуется чувак с пистолетом и красная звезда. Мне кажется, неплохая идея для новых серий: Джеймс Бонд оказывается русским.
Есть такой жанр, востребованный в народе, — «богатые тоже плачут». Так вот, здесь вариант пожёстче: «богатых тоже п***ят» — сочетание самых дорогих предметов планеты с реками проливающейся крови безымянных персонажей, должно быть, работает, как блеск карманных часов твоего гипнотерапевта. Всё, чем ты хотел владеть, и всё, с чем ты боялся столкнуться, — всё это прямо сейчас есть у Джеймса Бонда. Роскошь, лицензия на убийство и беспорядочный секс с самыми интересными личностями в роскошных нарядах — вот и вся его скудная жизнь. Неудивительно, что к нашему времени Бонд становится все более «проблемным» персонажем: он неэкологичен, как классический автомобиль; он неосознан, как любительница шуб, и ненасытен, как мясоед. Очень интересно, куда пойдёт франшиза 007 дальше: кажется, что характер Бонда устаревает в своей неповоротливости.
Но интереснее всего на примере «Спектра» рассмотреть распределение добра и зла в мире Бондианы. Существует разведывательная организация МИ6, в которой работает 007. Агенты этой службы занимаются выискиванием врагов государства по всему миру и уничтожением их и их организованных групп. Каждая операция обладает высокой долей личной ответственности, потому что её проведение полностью зависит от решений начальника организации под кодовым именем М и выполняющего операцию агента.
Однажды главой Центра Национальной Безопасности становится молодой и современный парень по кличке Си. Он хочет упразднить МИ6, потому что степень погрешности в её работе может быть слишком велика по сравнению с автоматизированной работой дронов и прочей техники по слежке и сбору информации. Си вообще не очень доверяет людям, потому что люди склонны обходить систему, следуя личным предпочтениям. Нетрудно догадаться, что Си — сторонник тотальной слежки, той самой, из-за которой за последние пару лет истории о победившей демократии развалились даже для самых наивных пожирателей мировых новостей.
В то же самое время злодейская организация, на которую выходит Джемс Бонд, ждёт введения тотальной слежки, потому что такая система означает и централизованное управление. Известно, что вертикальную структуру чуть проще прибрать к одним рукам. Злодеи собираются в Риме и планируют зарабатывать на производстве не соответствующих стандартам лекарств, торговле оружием, терроризме, развязывании войн и прочем — как только им удастся завладеть данными тотального слежения.
И вот что удивительно. Я уверена, что, если бы Джеймс Бонд меньше носился на специально созданной для фильма модели Астон Мартина DB10 за красивыми девочками, а копал бы дальше, то он бы обнаружил, что заседания бандитской группировки санкционированы правительствами крупнейших стран, которые «защищаются» агентурной сетью, в том числе МИ6. Он бы провёл независимое расследование, в котором выяснил бы, что милитаристская политика страны — залог её капиталистического процветания за счёт большого спроса на военную технику. Он бы с ужасом узнал, что один и тот же бюджет пополняется не только за счёт продажи оружия обеим сторонам военного конфликта, но и за счёт вооружения как разведывательных сетей, так и «злодеев».
Фильмы о Джеймсе Бонде учат нас наивно разделять мир власть имущих на злодеев, желающих заработать на экономических кризисах, «демократических» войнах в маленьких государствах, лицензиях на вредные таблетки и реализации наркотиков; и на богом помазанных правителей, изо всех сил стремящихся соблюдать мир и гармонию и нередко становящихся жертвами настоящих злодеев.
Алееееууу, Бонд! Это одни и те же люди! У кого капитал — тот и в правительстве, ты что, не знал? И если ты хочешь уничтожить злодеев, тебе придётся не взорвать «замок» сумасшедшего изобретателя в Марокко, а уничтожить ближайшее к тебе правительственное здание.
А потом и себя заодно — ведь ты часть этой схемы.