В прокат вышел фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Человек, который удивил всех» с Евгением Цыгановым в главной роли. Неизлечимо больной житель российской глубинки обращается к области мистического в поисках спасения и решает обмануть смерть, превратившись в женщину. Надев красное платье, колготки и туфли на каблуках, он совершает то, что квир-теория называет трансгендерным переходом. Самиздат разобрался, как перекликается сюжет фильма с реальными случаями такого перехода.
Премьера фильма Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Человек, который удивил всех» состоялась на Венецианском кинофестивале — 2018. Фильм, начинающийся как остросоциальная драма о нелёгкой доле российской глубинки, плавно перетекает в притчу-мамлеевщину, не жертвуя при этом реализмом. Главного героя фильма зовут Егор. У него есть дом с баней в русской деревне, сын, беременная жена и опухоль, которая убьёт его через два месяца, а денег на лечение у Егора нет, как и надежды. Пока одна знакомая шаманка-алкоголик не рассказывает ему легенду о хитром селезне, который обманул смерть, обмазавшись грязью и тем самым сошедши за утку. Так у отчаявшегося главного героя рождается идея. Егор без особых колебаний покупает себе облегающее красное платье, чулки, туфли на каблуках и, в попытке обмануть смерть, совершает то, что квир-теория назвала бы трансгендерным переходом. Далее вниманию зрителя предлагается азбука трансофобной культуры русской деревни: стигматизация, отвержение и физическое насилие.
Трансгендерный переход обычно делят на несколько этапов, первым из которых является осознание идентичности. Этот этап эмоционально болезнен и тяжёл для трансгендерных людей в связи с первичным осознанием своей неконформности. В этот период трансгендерным людям может быть полезна работа с психологом. Тогда же многие принимают решение о необходимости работы над сменой пола. В фильме «Человек, который удивил всех» причины и мотивация главного героя конечно были другими, но применяемые им практики вполне соответствуют паттернам трансгендерного перехода.
Идея трансвестизма у героя фильма возникла во время разговора с шаманкой, адептом мира иррационального. Весь последующий опыт Егора в сущности представляет нечто вроде затяжного ритуала, призванного помочь герою стать Другим, спроецировать себя в потустороннем мире. В тексте фильма трансгендерность выступает скорее как метафора, как символ метаморфозы. Изменяясь, преодолевая границу рационального, Егор оказывается в поле мистического, где смерть вполне гуманизирована и её можно обмануть.
«Квиром — преодолением социальных границ, норм и рамок — может быть не только преодоление гендера. Шаманизм как практика, преодолевающая нормы и представления современного общества, может и сама рассматриваться как квир», — пишет эксперт по трансгендерности Серое Фиолетовое. В его статье, посвящённой мистической истории трансгендерности, также приводятся факты из работ российского этнографа Владимира Богораза. В ходе исследований чукчей в Северо-Восточной Сибири учёный описал среди них «людей превращённого пола», слывших самыми сильными шаманами. Дело в том, что в семейном шаманстве чукчей женщины были предпочтительнее мужчин. «Женщина от природы шаманка», — говорили чукотские шаманы Богоразу. Поэтому тем мужчинам, которые хотели практиковать шаманство, приходилось менять пол или переодеваться в женщину, брать у женщин одежду, заплетать косы. Зато считалось, что шаманы-трансвеститы способны помочь в самых сложных ситуациях.
Квир и шаманство как теория и практика противостояния законам формальной аристотелевской логики, где А есть А, в нынешних реалиях объединяются с ещё одним мощным концептом, возводящим диалектику борьбы с условной целостностью и однородностью до вершин сверхточных наук. Этот концепт — квантовая физика, а предложил его Амру аль-Кади (также известный как Glamrou), идентифицирующий себя как британо-иракский небинарный трансгендер, гей и мусульманин. Как и герой фильма, он представитель традиционной культуры консервативного, в известной степени, Ирака. BBC представили видео, на котором Амру аль-Кади делится историей осознания своей идентичности, которое пришло к нему в ходе изучения квантовой физики. «В то время как ньютоновская физика повёрнута на непоколебимых выводах и вожделеет универсальной формулы, которая детерминирует всю реальность целиком, квантовая физика показывает, что устойчивой реальности нет и всё основано на противоречиях. Если мы запускаем электрон через стенку с двумя щелями, наблюдение покажет, как он влетит в одну или в другую. Но на квантовом уровне он проходит через обе щели в одно и то же время. Множество версий одного и того же события происходят одновременно. То, что происходит на субатомном уровне, противоречит тому, что происходит в реальности. Для меня квантовая физика по отношению к ньютоновской физике — то же, что и квир-теория по отношению к гетеронормативности», — комментирует Амру свои идеи.
Для достижения гармонии с самим собой и окружающими трансгендерные люди совершают каминг-аут. Очевидно, что они часто сталкиваются с непониманием и дискриминацией, после чего могут, например, полностью изменить круг общения. Однако в антураже традиционного сообщества это сделать очень сложно (представьте себе русскую деревню). Очень часто трансгендерные люди обходятся без каминг-аута, но, если тянет вообразить это в традиционной культуре, вспомните ненадолго «Догвилль».
Популярный благодаря вирусным видео во «ВКонтакте» математик-акционист Роман Михайлов в ходе одной из своих лекций говорил о субкультурах: «Столкновения субкультур возможны только в больших городах. В маленьких городах существует только культура и противостоящая ей с разных сторон „маргинальщина“. Столкновение субкультур подразумевает серьёзное количество адептов». На основе этой оппозиции несложно провести различие между негативным восприятием ЛГБТ в современных и традиционных культурах: тогда как в первых нетерпимость носит характер идеологической вражды, в последних она трансформируется в травлю.
Последний случай, получивший широкую огласку, — трансгендер Лейла из Чеченской Республики, сделавшая операцию по смене пола. Тогда травлей дело не ограничилось. По словам Лейлы, после переезда в Москву на неё одно за другим совершались покушения. Продолжалось это до тех пор, пока она не уехала в США. Особенной эту историю делает ещё и то, что, как утверждает Лейла, первым заказчиком убийства стал её собственный дядя. Возможный мотив — избавление семьи от «позора». Похожая тенденция наблюдается у героев фильма «Человек, который удивил всех»: жена Егора, увидев на нём женскую одежду, просит его уйти из дома и жить в бане. Её опасения связаны с риском того, что Егора увидят соседи — и он накличет позор на всю семью. Так и происходит, после чего сына главного героя избивают одноклассники, а вся деревня в коллективном порыве гнева осаждает дом Егора.
Для многих трансгендерных людей изменение гендерной роли на уровне социальных взаимодействий гораздо значимее операции по смене пола. Вынося за скобки телесные практики, социальный переход — это изменения в использовании языка и окружающих пространств. Например, трансгендер, ранее идентифицировавший себя как мужчину, просит называть его женским именем, начинает изменять голос или пользоваться женской раздевалкой.
В фильме «Человек, который удивил всех» есть роскошный эпизод, который можно обозначить как начало социального перехода Егора: он посещает местную деревенскую тусовку и в костюме женщины танцует под Би-2. Егор внутренне осознаёт, что коли он обманывает Смерть, то не может обойтись полумерами: нужно довести дело до конца. Аналогичная тенденция существует в среде трансгендерных людей, где последняя ступень перехода — это изменение социальных отношений; когда люди вокруг начинают воспринимать их иначе, чем раньше. Применять это к реалиям традиционных культур — довольно наивно. Масса примеров трансгендерного перехода обретает завершение в побеге, смене среды, а уже затем наступает качественный социальный переход.
Концовка фильма, однако, оспаривает этот тезис. Там Егор заходит в лес, где наталкивается на компанию егерей. Один из них соблазняется, увидев обтянутые колготками ноги Егора, выглядывающие из-под красного платья. В попытке заняться с Егором сексом егерь понимает, что перед ним трансвестит. В следующей сцене мы видим, как главный герой спасается бегством от преследующей его группы мужчин. Догнав Егора, преследователи избивают его, а потом происходит то, что квир-теория назвала бы достижением пасса (когда окружающие воспринимают его как представителя того гендера, к которому он ощущает принадлежность): егери насилуют Егора. Пасс достигнут, Смерть покупает образ Егора, опухоль исчезает.
В некоторых традиционных культурах трансгендерные люди действительно воспринимались в позитивном ключе, будь то шаманы в Сибири или жрецы хиджра в Индии. Но к ним всё равно относились с опаской, с особым вниманием, они всё равно маркировались некой функцией в обществе, им отводилось место. В традиционных культурах трансгендерным людям невозможно избежать дискриминации. Если это и не будет выражено в прямом физическом насилии, то эхо будет раздаваться в клеймении семьи. Так или иначе, в традиционных сообществах, фиксированных на цельности и однородности, трансгендерные люди воспринимаются как нечто из потустороннего мира, мутанты, опасные или, напротив, жалкие существа. Тут и без Бодрийяра забудешь Фуко.