С 18 февраля на просторах российского кинопроката стартует фильм «Гордость и предубеждение и зомби», о сюжете которого название рассказывает даже слишком много. Я лично знаю людей, которые ждали выхода этого фильма так долго, что успели закончить ВГИК и разочароваться в профессии, а на пресс-показе в «Формуле кино» любителям опаздывать пришлось посидеть на ступеньках. В общем, фильму уже можно предсказать полные залы — и, надеюсь, не только из-за очаровательной затеи запустить в бессмертный роман Джейн Остин толпы живых мертвецов.
Итак, начнём с самого начала. В 2009 году писатель Сет Грэм-Смит начал развлекаться написанием одноимённого мэшап-романа: он взял оригинальный текст «Гордости и предубеждения» и в некоторых местах добавил немного зомби. Представьте: живописная сельская Англия на рубеже XVIII — XIX веков, скучающие красавицы в платьях с завышенной талией и кружевами, и ЗОМБИ, ЗОМБИ, ЗОМБИ. Зомби — главная напасть графства Хартфордшир и прилегающих районов, и великая битва с ними ещё впереди. Здесь важнейшее место в образовании молодых людей занимает владение боевыми искусствами: богатые посылают своих детей учиться в Японию, а чуть менее богатые — в Китай. Девицы Беннет начищают клинки и мушкеты в перерывах между балами и визитами, но центр повествования не сместился — роман по-прежнему о сложной любви между асоциальным мистером Дарси (и неплохим, между делом, охотником на зомби) и Элизабет Беннет (считающей, что отдать жизнь битвам с зомби куда приятнее, чем проводить её под боком у праведного мужа). Роман читателям так полюбился, что издательство запустило целую серию мэшапов, среди которых «Чувство и чувствительность и морские чудовища» и «Андроид Каренина» (не спрашивайте).
А что происходит с книгой, которая имеет хоть какой-то успех? Экранизация, конечно, — и чем быстрее, тем лучше. За выпуск будущего фильма отвечала компания Lionsgate, породившая «Пилу», «Ведьму из Блэр», «Американского психопата», «Хижину в лесу» и даже «Голодные игры». За продюсирование фильма, а также за главную роль взялась Натали Портман. В итоге, правда, как это бывает с большими звёздами, отказалась, и роль Элизабет Беннет выпала Лили Джеймс — вы могли видеть её в «Аббатстве Даунтон» и в «Войне и мире» производства BBC. Сыграть Элизабет Беннет — это примерно как у нас сыграть Наташу Ростову, так что Лили Джеймс в этом году основательно повезло. Мистера Дарси играет Сэм Райли, получается довольно убедительно: во время первых его появлений на экране страшно хочется сломать ему обе ноги.
У романа «Гордость и предубеждение» вот уже две сотни лет никак не может закончиться потенциал для очередного взлёта на волну актуальности — и это, разумеется, не просто так. Шляпки шляпками, а ведь творчество Джейн Остин подтолкнуло развитие литературного реализма в Британии и обогатило галерею характеров. В первую очередь, конечно, писательница была увлечена тонкостями человеческих отношений, но кроме того была крайне иронична: настолько, что монаршие особы и любимые родственники не раз просили её воздержаться от едкой сатиры в адрес священнослужителей и представителей аристократии. Остин только разводила руками — мол, такая у меня натура, я вообще про деревню пишу, на исторические романы не претендую, извините. Конечно, сквозь правду психологическую и гуманистическую не могла не проглядывать правда социальная, и заметное место в «Гордости и предубеждении» было отведено положению женщины в обществе. Элизабет Беннет много размышляет о сомнительных браках по расчёту, вообще странной необходимости выскакивать замуж из страха состариться в нищете и одиночестве и не стремится влиться в высший свет с его притворными добродетелями. На изнанке благопристойности может таиться чёрт знает что, говорит нам Джейн Остин.
В фильме и романе Грэма-Смита это чёрт знает что воплощено более чем наглядно — это, конечно, зомби. Фильм открывается сценой, в которой полковник Дарси заявляется на некий званый вечер и ищет зомби среди играющих в карты наряженных бездельников. Разумеется, один из них всё-таки оказывается гниющим трупом, и праздник будет испорчен разбросанными по полу мозгами. Общество в фильме изо всех сил старается игнорировать угрозу и жить нормальной спокойной жизнью, танцевать, играть в карты, жениться и кататься в экипажах. Люди живут на пороге Конца света (хотя мы утверждаем, что уже давно за), но думать об этом не хотят. Всё же не все склонны игнорировать войны, эпидемии и прочие несчастья ближнего — и главные персонажи активно включаются в борьбу с ожившими мертвецами. Честность и смелость перед лицом опасности по-человечески объединяют их — поэтому кульминационное любовное признание Элизабет мистеру Дарси случится после великого побоища, когда он лежит без сознания в руинах взорванного моста, а она наконец-то понимает, что вот он, её герой, бесстрашный боец Постапокалипсиса. Хеппи-энд, двойная свадьба, лепестки роз кружатся над влюблёнными, смерть в муках откладывается на следующий раз.
Тут и помимо зомби очень много такой сатиры, которую не закладывала Джейн Остин, да и авторы эталонной экранизации с Кирой Найтли — и вся она касается по сей день не изживших себя общественных условностей. Старшая сестра Элизабет Беннет, красивая и добродушная Джейн, влюблена в мистера Бингли, легкомысленного, но очаровательного друга мистера Дарси. Эти герои стали жертвами интриг и предрассудков и на протяжении всего романа страдали от невозможности наконец-то соединить свои сердца, что произойдёт только в финале благодаря слишком развитым детективным наклонностям Элизы. В «Гордости и предубеждении и зомби» Джейн и Бингли выглядят так, будто пришли на площадку из рекламного ролика весенней коллекции какого-нибудь масс-маркета. Молодые, красивые, пустоголовые (особенно он). Самой Элизабет довольно часто напоминают, что она на фоне старшей сестры не очень, да и в целом для женщины ведёт себя довольно странно: ну посмотрите на неё, вместо того чтобы полюбезничать со всеми за партией в карты, отправляется читать книгу! Странно только то, что, несмотря на приличное время, прошедшее с начала XIX века, этот конфликт на экране всё ещё не выглядит архаичным.
Мэшап на то и мэшап, что концепции оригинального произведения он не разрушает: это очень простая постмодернистская игрушка, совсем не похожая, например, на детально развёрнутый второй план «Гамлета», который показывал Том Стоппард в пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Зомби служат только для усиления конфликта и для увеселения публики: ушлый охотник за приданным мистер Уикхем оказывается одним из согласных на сделку с Апокалипсисом, аристократия меряется владением боевыми искусствами, а мир накануне нашествия мёртвых тонет в атмосфере, повторяющей ощущение на пороге Первой мировой. Все не готовы, все устали, все хотят только есть и спать и чтобы их оставили в покое. Конечно, это вновь, в первую очередь, ода честному и сильному характеру мужчины и женщины, которые не боятся не только своих неотёсанных родственников, но и толпы пожирателей мозгов; и обретут в конце концов счастье беспримерной любви, несмотря ни на что.
Идите на этот фильм как можно скорее, если в вашей памяти ещё сохранились воспоминания о первоисточнике — где ещё вы увидите, как девушки прячут в кружева клинки и дробовики, чтобы потом задорно разносить головы полуразложившимся соседям? Идите на этот фильм, если вы без ума от «Рассвета мертвецов» и Джордж Ромеро вам как отец родной. Просто идите на этот фильм, потому что он весёлый и сделан с большой любовью к одному из самых важных романов в англоязычной литературе. Как приятно, что всё-таки существуют способы говорить о великих вещах так просто и не вымученно.