Тот очевидный факт, что мы живём в мире Постапокалипсиса, доказывает только то, что по какой-то нелепой случайности этот самый мир так и не был уничтожен. Сегодня самиздат вместе с сетью книжных лавок «Додо» намерены приблизиться к устранению этого досадного недоразумения и найти среди наших читателей изобретателя, который сможет придумать способ уничтожения мира, не уступающий по своим изощрённости и изящности изобретениям учёного Де Селби из романов Фланна О’Брайена. Пишите в комментарии или на почту aloha@batenka.ru (если вы тайный гений) и рассказывайте концепцию и принцип действия своего аппарата по уничтожению мира: лучших авторов мы опубликуем, а победитель получит книгу Фланна О’Брайена «Архив Долки» из серии «Скрытое золото ХХ века». Предпочтения мы отдадим тем авторам, которые сумеют построить аппарат, работающий на философских вливаниях, или предложат по-настоящему экологически чистый способ уничтожить мир.
Ирландский журналист и писатель Фланн О’Брайен, которого Джеймс Джойс превозносил за его «настоящий дух смешного», сочинил абсурдное макабрическое путешествие в ад на велосипеде — роман «Третий полицейский». В нём был явлен миру изобретатель и мыслитель Де Селби, великолепный и безумный. Автор писал роман десять лет, после чего рукопись была отправлена в издательство «Лонгманз», но её отклонили. По предложению Уильяма Сарояна О’Брайен попытался опубликовать книгу в США (под названием «Адская карусель»), однако ею не заинтересовалось ни одно американское издательство. Мир не был готов к неприкрытому величию Де Селби. Не в силах признаться друзьям, что роман всюду отвергнут, О'Брайен сказал, что потерял единственный экземпляр рукописи и не может её восстановить. Книга была опубликована лишь в 1967 году, через год после смерти О'Брайена, и принесла писателю всемирную славу.
Другой его роман, «Архив Долки», посвящён Де Селби целиком и полностью. Идеи Де Селби срывают любые скрепы, на которых держатся представления о реальности, с помощью которых можно управлять обществом. Никак иначе нельзя объяснить тот факт, что этот труд никогда ранее не переводился на русский язык. Однако подпольная революция литературного рок-н-ролла делает своё дело тихо, но усердно: очень скоро «Архив Долки» будет издан в серии «Скрытое золото XX века» в переводе Шаши Мартыновой. Прямо сейчас проект собирает средства на «Планете.ру», где можно помочь делу подпольной революции, став соиздателем книги.
Философские концепции Де Селби основаны на отрицании какой-либо связности в чём угодно.
Например, он утверждает, что путешествия и вообще любые перемещения с места на место — только галлюцинация. Проникшись идеей иллюзорности любого движения, он, чтобы съездить из Бата в Фоукстон, заперся в комнате, наполненной многочисленными загадочными приборами и часами, и целый день глядел на открытки с видами Фоукстона — и остался в полной уверенности, что побывал там. Поговаривают, между прочим, что в то самое время его видели выходящим из банка в Фоукстоне.
Само человеческое существование Де Селби определяет как последовательность статических состояний, каждое из которых длится исчезающе малое мгновение. Де Селби отрицает возможность какого-либо реального движения во времени и пространстве, а того, что обычно называют «течением времени», не признаёт вообще. По его мнению, иллюзия движения возникает из-за неспособности человеческого мозга («на нынешнем этапе его развития», цитируя Де Селби) правильным образом воспринимать и оценивать дискретную реальность. Однако почти любая фотография, по мнению Де Селби, — вполне законченное подтверждение его теории.
Будучи не просто мыслителем, но мыслителем деятельным, первопроходцем и экспериментатором по своей природе, Де Селби неоднократно старался использовать свои построения, чтобы преодолеть эту дискретную реальность. В процессе родилось множество уникальных изобретений. В числе наиболее выдающихся — машина времени, основанная на своеобразном понимании теории относительности. В двух словах: машина должна откачать из воздуха весь кислород. Начисто лишённая кислорода атмосфера, по задумке Де Селби, разоблачит кажущуюся связность времени и столкнёт цивилизацию с истинной его природой. Все вещи и творенья, когда-либо существовавшие и грядущие, возникнут одновременно. Надо сказать, что с помощью этого изобретения Де Селби смог состаривать себе виски.«Тут Де Селби принял внутрь напиток, кой можно описать как многомудрый, и внезапно кроткий лик его приобрёл выражение апокалиптической торжественности.
— Господа, — сказал он отсутствующим тоном, — я овладел временем. Время именуют событием, вместилищем, континуумом, ингредиентом Вселенной. Я в силах устранить время, свести на нет его видимый ход.
Задним числом Мику показалось забавным, что Хэкетт в этот миг глянул на часы, быть может — невольно.
— У меня время всё ещё идёт, — прохрипел он.
— Ход времени, — продолжил Де Селби, — рассчитывается относительно движений небесных тел. Оные же как определители природы времени обманчивы. Время изучали и делали о нём заявления многие с виду здравомыслящие мужи — Ньютон, Спиноза, Бергсон, даже Декарт. Белиберда постулатов Относительности Эйнштейна — бесчестная и уж точно липовая. Он пытался сказать, что время и пространство не имеют истинного существования по отдельности и постигать их можно лишь совместно. Занятия, подобные астрономии и геодезии, человечество попросту сбивают с толку. Понимаете?
Поскольку смотрел он на Мика, тот уверенно тряхнул головой, однако решил, что стоит ещё раз хорошенько хлебнуть виски. Хэкетт хмурился. Де Селби подсел к столу.
— Соображение о времени, — сказал он, — в критериях интеллектуальных, философских или даже математических есть бессмысленность и занятие для вахлаков. В подобных недостойных распрях какой-нибудь хлыщ от духовенства, обращаясь к понятиям вроде бесконечности или вечности, неизбежно вызывает у публики своего рода церебральную каталепсию».
«Архив Долки»,
Фланн О’Брайен, перевод Ш. Мартыновой
Мы предлагаем читателям «Батеньки» проникнуться философией этого выдающегося мыслителя и предложить проект собственного механизма для оптимизации пространственно-временного континуума.