Спецпроект: «Некрообъективация»
Идея, фотографии: Алена Агаджикова
Макияж, фотографии: Анастасия Горбунова
07 ноября 2017

Если вы женщина, то не факт, что даже после смерти вас не будет преследовать объективация*. Похоронные бюро живут теми же стереотипами о красоте, что и остальное общество, поэтому яркий макияж и «женственная» одежда ждут вас и в гробу. Так считают медиахудожница Алена Агаджикова и её напарница Анастасия Горбунова, придумавшие спецпроект «Некрообъективация»**. Они исследовали, какие визуальные образы предлагает сфера ритуальных услуг для женщин. Результаты этого исследования самиздат с удовольствием публикует на своих страницах.

*Объективация — восприятие человека исключительно как товара или объекта для какого-либо использования, без учёта его личностных качеств

**Проект «Некрообъективация» — это визуальное рассуждение о том, как ритуальные агентства, опирающиеся на общественные и религиозные устои, диктуют покойницам правила внешнего вида, которым последние должны соответствовать, лёжа в гробу.

Для этого маленького исследования были выбраны именно покойницы, а не покойники, потому что при жизни женщины чаще подвергаются сексуальной объективации, чем мужчины, и потому что авторы и участницы этого проекта – женщины. Хотя сама проблема посмертного диктума, безусловно, касается всех людей, независимо от их пола.

«Полицией» длины платьев в повседневности становятся люди. Они могут осуждать женщину за чрезмерно, по их мнению, короткую юбку, а могут объективировать её, отпуская сальные комментарии. После смерти «надзорным органом» всё так же остаётся общество, но к нему, уже подобно Большому Брату, который точно знает, что нужно делать, присоединяется ритуальное агентство. Выбирая продукты для продажи, ритуальное агентство опирается на спрос и исторически сложившиеся нормативы. Помимо этого, агентство — как капиталистическое явление — рекламирует свой продукт самыми разными способами: дизайном вывесок и интернет-сайтов, «привлекательными» копирайтерскими текстами, сопровождающими гробы, венки и одежду для усопших.

Можно с пафосом сказать, что ритуальные агентства рекламируют смерть, но это утверждение стало бы спекуляцией на смысле. Смерть как факт в добавочной рекламе не нуждается, ритуальные агентства занимаются скорее постсмертью, представляя один из трёх столпов, формирующих образ покойника.

Остальные два столпа, два надзорных органа, способных нарушить, видоизменить или вовсе проигнорировать волю покойного, — это общество (в том числе близкие умершего) и религия. Неважно, было ли у покойной или покойного религиозное мировоззрение, неважно, во что он или она одевались в своей повседневной жизни, — физическая смерть отдает бразды правления другим, которые, в случае напора религиозных институций или ритуального агентства, могут позволить провести над покойными панихиду; осуществить обряд захоронения вместо кремации; одеть в белый платок и белые тапочки с крестами; поставить над могилой уродливый памятник и так далее.

Мини-сериал о том, как наш читатель попал в реабилитационный центр для наркоманов
Читать

На Насте надето «платье женское ритуальное с органзой и вышивкой» стоимостью 420 рублей, «тапки ритуальные стёганые с крестиком» за 59 рублей и «шарф для усопшей» за 109 рублей. Эти цены — настоящая удача, потому что аналогичные наряды и аксессуары стоят в Москве и Петербурге от двух тысяч рублей. Мы заказали их по почте из Всеволожска, доставка заняла пять дней. Но если бы у нас действительно кто-то умер, стольким временем мы бы не располагали и пришлось бы потратить на одежду до пяти тысяч рублей.

Ни столичные, ни региональные похоронные агентства не отличаются богатым ассортиментом одежды для женщин. В основном покойницам предлагают просторные платья, прикрывающие руки и колени, а застегиваются они сзади на «липучки». Материал — стопроцентная синтетика, которая электризуется при прикосновении. Самые распространённые цвета — чёрный, красный, серый и розовый. Некоторые платья украшены рюшами, органзой или подобием кружев. Стиль — выдержанный. На каждом второй сайте можно увидеть подобные наставления: «Одежда для покойной должна быть достаточно строгой по крою и цветовой гамме. Это не означает, что „правильные“ ритуальные платья похожи на серый мешок. Женщине и после смерти хотелось бы выглядеть красиво и достойно, поэтому в нашем каталоге представлена разноплановая одежда для похорон: платья, блузы, сарафаны, юбки, в том числе сложного покроя».

На Насте надет «женский комплект одежды для усопшей» стоимостью 640 рублей. В него входят сорочка, платок на голову, платок, который покойница по традиции должна держать в руках, и хлопковые чулки. При первой же примерке чулки растягиваются и спадают с ног. Ткань выбрана максимально податливая, чтобы её было удобно натягивать на усопшую. К чулкам у ритуальных агентств неоднозначное отношение: некоторые магазины продают только хлопковый вариант, который надет на Настю, другие же торгуют и капроном. На сайте ритуального агентства пишут на этот счёт: «Чулки раньше выбирали только простые, в резинку, и надевали их без специального пояса — просто натягивали на ноги. Теперь в обязательном порядке в них обряжают только пожилых женщин, а для молодых можно выбрать и капрон, даже колготки теперь уже никого не шокируют».

Отдельного внимания заслуживает грим для усопших. На лицо Алёны нанесён плотный желтоватый тон, который используется гримёрами для восстановления «естественного» цвета кожи усопшей, матовая помада распространённого оттенка и двойной слой туши для ресниц. Для этого макияжа Настя (профессиональный визажист) использовала материалы средней ценовой категории, но, чтобы получить подобный грим, родственникам усопшей необходимо доплачивать ритуальным агентствам. Гримёры, занимающиеся подготовкой тел в моргах, зачастую «красят» лицо спреевым баллончиком.

В каждом ритуальном магазине, продающем одежду для покойников, можно найти категорию «Бельё для усопших». Предполагается, что панталоны, чулки и сорочки следует надевать под основной наряд. Практически в каждом копирайтерском тексте присутствует слово «традиция», но откуда она пошла, насколько обязательна к исполнению и что обозначает — не объясняется. Пример: «Женщинам традиция требует накрывать волосы палантином, лёгким шарфом или головным платком. Необходимы будут следующие вещи: нижнее бельё, тапочки или туфли, ночная сорочка, платок на голову, носовой платок и верхняя одежда. Верхняя одежда, как правило, должна быть не слишком яркой, но нарядной, рукава обязательно должны были закрытыми, это может быть платье или костюм с юбкой».

Гробы и венки для украшения могилы чаще всего гендерно-универсальные. Как правило, их не делят на мужские и женские, хотя встречаются сайты, которые всё же обозначают розовый гроб как «женский», а чёрный — как «универсальный». Настя держит в руках венок стоимостью 320 рублей, заказанный из Всеволожска. Аналогичные венки в Москве или Петербурге стоят от 800 рублей. Позади неё — гроб «Социальный», цена начинается от 690 рублей.

Идея, фотографии
Москва
Макияж, фотографии
Москва