Как выглядит цивилизация, искренне преданная букве Христианской церкви? Романист Мишель Фейбер в своём последнем романе «Книга странных новых вещей» рисует довольно страшную в своей туповатости инопланетную расу христиан. Наш литературный разведчик Маша Бурова отправилась на христианскую колонию Земли, планету Оазис, чтобы разоблачить миссионеров.
Романист из Мишеля Фейбера получился не менее уникальный, чем человек. Он родился в Голландии, будучи семилетним мальчиком, вместе с родителями переехал в Австралию, но уже больше двадцати лет живёт в Шотландии. Знаменитым его сделали два совершенно не похожих друг на друга произведения. Первое из них — «Побудь в моей коже» («Under the Skin») — мрачный сатирический роман о грудастой инопланетянке, поставляющей человеческие тела мужского пола к себе на Родину в виде деликатеса. Второе — «Багровый лепесток и белый» («The Crimson Petal and the White») — многостраничный феминистский труд в викторианском стиле о девятнадцатилетней проститутке Конфетке. Финальное явление народу Фейбер совершил в амплуа настоящего фантаста. Свой последний роман «Книга странных новых вещей» («The Book of Strange New Things») он писал десять лет и, видимо, сказал в нём всё, что когда-либо планировал, так что больше сочинять не собирается. Но стоит заметить — рецидиву мы все будем только рады.
Главный герой «Книги странных новых вещей» — молодой христианский миссионер из Англии Питер Ли, который отправляется на планету под названием Оазис нести слово божие местным жителям. Миссия организована интернациональной крупной организацией СШИК, о которой ничего не ясно, кроме того, что она интернациональная и крупная. Это межпланетное путешествие могло бы быть скучным, морализаторским и порабощающим, если бы не одно обстоятельство — инопланетяне обожают Иисуса.
Трудно представить, но в далёкой-далёкой галактике действительно есть существа с ногами и руками, но без привычных детородных органов, которые называют Библию «Книгой странных новых вещей» и обожают слушать проповеди, уповая на внепланетные силы. Прихожане с эмбрионоподобными лицами очень удивили пастора Питера, когда оказались самыми верными на свете христианами. Эта наивная раса хоть и не понимает, что такое овца, как удят рыбу и кто такие эти заблудшие души, но держится за главное — Господь даёт исцеление, а Новый завет (их любимая часть) обещает вечную жизнь. Для них последний пункт наиболее актуален, ведь справляться с болезнями они совершенно не умеют — тупо принимают от землян, проживающих на Оазисе, все подряд лекарства, не соображая, что за болезни их одолевают.
Так бы и зачитывались Библией до посинения, если бы не тревожные новости с родной для пастора Земли. Дома остались давно воцерковленные кот Джошуа и жена Беатрис (с последней есть возможность общаться только по переписке). Пока он строит церковь с инопланетянами, они переживают буквальный Апокалипсис, который начался с закрытия магазинов «Теско» и полного ухода под воду Мальдивских островов и Северной Кореи. Финансовые кризисы, разорения крупных корпораций и всякого рода природные катаклизмы окончательно превращают покинутую пастором планету в большую братскую могилу. К тому же между молодыми супругами случился личный Армагеддон: духовная близость с инопланетянами начала стирать в голове Питера запасы сострадания к существам более на него похожим, но слишком далёким.
Начинающийся, как хайнлайновский «Чужак в чужой стране» (только всё наоборот), роман Фейбера из поля фантастического ближе к финалу стремительно переходит в поле земное, то есть общечеловеческое. Коренные жители Оазиса и прибывающие с Земли мигранты имеют больше общего, чем последним бы хотелось. Земляне называют оазианцев уродами не столько из-за их внешнего вида, сколько из-за совершенной неконтактности. В головах оазианцев, как и в языке, нет средств выразительности: сложно понять, что они думают, как к тебе относятся и что имеют в виду. Однако те, кто прошли многоуровневое тестирование комитета СШИК, также абсолютно не способны выдать никаких сильных переживаний. Их не интересуют новости с Земли, они абсолютно асексуальны, не употребляют алкоголя, не склонны к азартным играм, не скучают по дому — совершенно стерильны. Они самые хорошие работники, но самые бездушные люди. Письма Беатрис, наполненные отчаяньем, гневом и любовью, резко контрастируют и с размеренной речью инопланетных братьев по разуму, и с перечнем рабочих обязанностей сотрудников СШИК. Для Питера эти письма как пощёчины, они не дают порасти античувствительным ко всему мхом.
Фейбер, умеющий создавать напряжённые ситуации и нагонять жути в любой момент повествования, на этот раз создал книгу о важности категории выбора. Безобидные и совершенно ослеплённые любовью к религии граждане Оазиса — или спасение душ, погибающих на Родине? Разграбленные города и сёла — или вечная стопроцентная явка на проповеди? Пастору Питеру придётся не раз повздыхать, подумать о предназначении, встретиться с местным юродивым, чтобы понять, что действительно важно. Хочется верить, что где-то в тайных комнатах РПЦ так же обсуждает разницу между спасением путём словесного и судебного вмешательств.