Как вы знаете, мы основали библиотеку нехудожественной литературы для сотрудников вашего любимого самиздата и контент-студии. Недавно издательство «Манн, Иванов и Фербер» прислало свои новинки для пополнения нашей коллекции. О полюбившихся книгах «МИФа» рассказывают сотрудники самиздата.
CEO «Мамихлапинатаны» и сооснователь самиздата
«Открывая организации будущего»
Автор: Фредерик Лалу
Если бы эта книга попалась мне на глаза раньше, когда мы только запускали коммерческое направление нашей компании — контент-студию, то мы, вероятно, не сбились бы с пути и продолжили создавать организацию такой, какой мечтали её видеть. Свободную от корпоративного рабства, весёлую, заботливую и максимально неформальную.
Если вы начали строить новый бизнес и видите, что вам без чёткой структуры каким-то образом удаётся добиваться крутых результатов, не паникуйте и не начинайте хвататься за классику менеджмента вроде «Структуры в кулаке» Генри Минцберга (ничего против не имею, это значимая книга, но на дворе 2018-й). Возможно, вы просто классные и относитесь к эволюционным организациям «бирюзового» типа, о которых пишет Лалу. Согласно концепции, изложенной в этой книге, компании будущего опираются не на рациональный ум, а на интуитивный. А главная ценность для сотрудников таких компаний — самореализация, самоактуализация и преодоление собственных ограничений, в противовес получению прибыли в чистом виде. Прибыль придёт, но как следствие, а не цель. Главное — сделать в этом мире что-то хорошее.
«Бирюзовые» организации строятся на полнейшем доверии к коллегам, а доверие порождает самоорганизующиеся команды, которые без надзора сверху могут выдавать немыслимые для традиционных бизнесов показатели. Представьте себе компанию, где каждый сотрудник относится к работе как к собственному делу всей жизни. Согласно Лалу, это возможно. И кстати, по опыту создания самиздата «Батенька, да вы трансформер» тоже могу сказать, что это возможно. Однако в какой-то момент мы стали обрастать бюрократическими процедурами, решили нарисовать грамотную, как нам казалось, структуру и в итоге стали превращаться в корпоративное чудовище, убивающее в людях все их безумные творческие идеи. Видимо, мы от рождения «бирюзовые» и не надо нам пытаться копировать дедов. Больше доверия и заботы, любви и ответственности. Оставайтесь на светлой стороне силы и отгоняйте скверну. Не гоняйтесь за деньгами, а меняйте пространства вокруг себя. Так победим.
«Как всё испортить и разорить бизнес. 13 мифов об управлении бизнесом в России»
Автор: Святослав Бирюлин
Делать бизнес в России — сродни самоубийству. Каждый, кто выбирает эту дорожку, должен готовиться к худшему, но реальность всё равно превзойдёт ожидания. Виной всему — не травля госорганов и не удушье от налогов (хотя и это тоже), а до сих пор господствующий беспредел в корпоративном мире. За 30 лет существования свободной экономики в России мы так и не научились создавать эффективные предприятия. Большинство вопросов всё ещё решается «по понятиям», современные тренды игнорируются, а главной целью создания бизнеса всё ещё считается получение чистой прибыли. Книга «Как испортить всё и разорить бизнес» — это путеводитель по ключевым ошибкам и мифам российских компаний, основанных в 90-е годы и, к сожалению, появляющихся в наши дни. Эта книга свидетельствует о том, что мы пока живём в страдающем средневековье, где надо объяснять самые базовые принципы управления процессами и формирования культуры. Прочитать её нужно обязательно всем, кто уже владеет чисто российскими компаниями или только планирует открывать новый бизнес на территории нашей особой страны.
Книга: «Делай новое! Улучшаем бизнес с помощью маркетинга»
Авторы: Игорь Манн, Дмитрий Турусин и Роман Тарасенко
Авторы сборника мастерски упражняются в составлении буллитных списков. Во вступлении Игорь Манн рекомендует прочитать книгу хотя бы по диагонали, а ведь её невозможно прочитать иначе: она почти вся написана в столбик. Это одновременно и удобно, и нервирует. То ли просматриваешь так себе оформленную презентацию, то ли читаешь так себе написанную книгу. И ещё менее комфортно в книге с названием «Делай новое» читать про то, что нужно носить с собой визитки.
Назвать книгу «Горячая десятка инструментов маркетинга» было бы честнее. Именно так называется вторая — и самая содержательная — часть книги, которую лучше расценивать как справочник. Такой томик всегда пригодится в кабинете директора по маркетингу, особенно в период подготовки презентаций для коллег на цикловых совещаниях. Нужно только открыть главу с нужным инструментом — и красиво оформить слайд.
продюсер «Мамихлапинатаны»
«Маркетинг без бюджета. 50 работающих инструментов»
Автор: Игорь Манн
Раньше я работала в отделе маркетинга и связей с общественностью одного федерального музея. Там маркетинг без бюджета был единственно возможным видом маркетинга. Я не знала про книгу Манна, но использовала некоторые очевидные штуки, например рассылку, соцсети и встречи. Как-то в гостях у моей подруги Маши я увидела эту книгу, утыканную закладками и стикерами. Она писала диссертацию по маркетингу библиотек, и «Маркетинг без бюджета» был одним из ключевых источников в её работе.
Книга ориентирована на топ-менеджеров, но инструменты, описанные в ней, могут применять и рядовые сотрудники. Теперь я замечаю, как клиенты или коллеги используют их на встречах, и натыкаюсь на какие-то из них на сайтах других компаний. Только в «Мамихлапинатане», по моим подсчётам, применяют 30 из 50 инструментов. С разной степенью успешности, конечно, но всё же.
Книга написана в 2009 году, я читала дополненное переиздание 2018 года. Если бы я отмечала 10-летний юбилей «Маркетинга без бюджета», я бы сделала сайт-калькулятор, где можно фильтровать инструменты по тегам: сложность реализации, стоимость, кому поручить, сроки «изготовления». Например, мне нужны бесплатные, лёгкие в применении инструменты для коммерческого отдела, которые можно внедрять с сегодняшнего дня. Доступ к сайту можно сделать бесплатным, а как на нём зарабатывать — МИФ сам придумает.
редактор самиздата
«Автор, ножницы, бумага. Как быстро писать впечатляющие тексты. 14 уроков»
Автор: Николай Кононов
Когда годами работаешь с текстом, возникает опасность впасть во мнение, что ты всё познал и всё умеешь. Это и так, и не так. Базовые правила действительно усваиваются быстро, меняются нечасто и работают безотказно. Книги про текст и так называемый «сторителлинг», в том числе на русском, выходят регулярно, но если честно — реже, чем хотелось бы. Штука в том, что между теорией и практикой всегда есть некоторый зазор. На практике ты не можешь держать в голове все нюансы, особенно если работа превращается в поток. Какие-то хорошие вещи обязательно забываются. Очень важно постоянно поддерживать и обновлять в голове всю систему, и эту задачу хорошо структурированная книга Кононова выполняет прекрасно. А для начинающих авторов она вполне сгодится на роль первого учебника: там достаточно и вечных истин, и актуальных на 2018 год трендов в онлайн-медиа.
«Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды»
Автор: Дэниел Левитин
Само по себе явление постправды я отказываюсь считать новым: человек изначально живёт в мире, где эмоции и откровенные манипуляции всегда были важнее фактов. История Европы писалась белыми цисгендерными мужчинами, вот только не всегда это было очевидно. В каком-то смысле то, что мы «вступили в эпоху постправды», — это отлично. На проблему наконец обратили внимание, прозрачности стало больше, чем когда-либо. Единственным решением и способом борьбы с подтасовками остаётся критическое мышление, и вот его-то на максимально конкретных примерах и тренирует эта книга. Информационная гигиена должна преподаваться в школах, и — простите, что я опять про учебники, — «Путеводитель по лжи» мог бы стать одним из них.
редактор, автор и иллюстратор самиздата
«Изменённые черты характера. Как медитация меняет ваш разум, мозг и тело»
Авторы: Дэниел Гоулман и Ричард Дэвидсон
О медитации на сегодняшний день известно очень мало: последователи восточной традиции работы над сознанием должны осваивать довольно тяжёлые для восприятия тексты, трудно поддающиеся переводу труды буддистских мыслителей, йогинов и практиков управления сознанием — и самостоятельно интерпретировать прочитанное на практике. Всплеск «гуризма» на Западе, случившийся на пике движения хиппи, прошёл, так и не затронув науки: до последних десяти-пятнадцати лет учёные с подозрением относились к любым идеям исследовать работу над сознанием. Но в последнее время интерес к этому снова ожил, да и техника наконец позволяет проводить более точные и наглядные исследования.
В книге «Изменённые черты» можно найти подробный разбор и написанный простым языком метаанализ существующих исследований медитации. Авторы не спешат с сенсационными выводами, упоминая и об огромном количестве некорректно проведённых исследований, данные которых нельзя считать достоверными, несмотря на порождённые ими в СМИ мифы. Однако те шесть процентов корректных экспериментов, что были проведены, впечатляют своей корреляцией с текстами традиции управления сознанием, даже самыми древними. Особо любопытен тот корпус исследований, который демонстрирует, какие особенности работы мозга изменяются под воздействием медитации не только временно, а коренным образом и навсегда. Для меня эти данные объяснили те кардинальные изменения моей личности, что произошли со мной за десять лет практики.
«Изменённые черты» будут интересны читателям, которые или понимают, что такое нейрофизиология, или хорошо знакомы с техникой медитации. Для круглых новичков может оказаться скучновато. А вот вторая книга — «Зависимый мозг» — как раз подойдёт всем, кто хочет понять базовый медитативный процесс на уровне физиологии. Несмотря на то, что книга позиционируется как повесть о никотиновой зависимости, на самом деле она о жизни нашего сознания в целом. Будда, в общем-то, и говорил, что зависимости и привязанности — это бич и одна из причин помутнения сознания. Автор — нейробиолог и психиатр — подробно рассматривает (даже с графиками) процесс управления сознанием на примере работы с одной мыслью: страстным желанием объекта зависимости. Он засовывает в томограф зависимых, медитирующих, завязавших курильщиков и самого себя — и позволяет мозгу показать удивительный фокус, в котором человек буквально может управлять уровнем активности некоторых зон своего мозга напрямую.
Наверное, самое поразительное, что и в той и в другой книгах большой акцент сделан на рассмотрение системы мозга, которая отвечает за эго-ориентацию сознания, внутреннюю болтовню и самоидентификацию. Практически все эзотерические течения ставят во главу практики идею «уничтожения» эго — и вот у нас есть данные о том, как это происходит в режиме реального времени! Фантастика, я ждала этих книг десять лет.
«Зависимый мозг. От курения до соцсетей: почему мы заводим вредные привычки и как от них избавиться»
Автор: Жадсон Брюер
«Реальность под вопросом. Почему игры делают нас лучше и как они могут изменить мир»
Автор: Джейн Макгонигал
Безумно увлекательная книга о геймификации. Я ничего не смыслила в этой теме и, честно говоря, считала игроков инфантильными, а разработчиков геймплеев — настоящими злодеями, пока не прочитала эту книгу. Я бросила играть в РПГ в пятнадцать лет, когда поняла, что компьютер увлекает меня на 12–15 часов в день. Поразмыслив, я подумала, что могу относиться к жизни как к игре и перенести свою страсть к исследованиям, достижениям и соревновательности в окружающую социальную реальность. Теперь я знаю, почему игры кажутся большинству людей увлекательнее и упорядоченнее жизни.
В книге описано огромное количество примеров геймификации неигровых процессов вроде социальных инициатив, детского обучения, работы по дому, экологического активизма и даже восстановления организма после болезни и травмы. И это настоящий клад. Очень ненавязчиво «Реальность под вопросом» открывает не только негативные стороны аддиктивных и компульсивных особенностей геймплея, но и то, как плохо адаптирована организация рутинной деятельности большинства людей к их психологическим потребностям. Мы называем реальность «реальностью», подразумевая объективность законов нашей деятельности, — автор ставит этот подход под вопрос, так как настоящий разработчик никогда не упустит шанса «подкрутить» геймплей. Менеджеры и клерки, строители и студенты, механики и слесари, издатели и спортсмены — и все, кто не сам строит себе систему работы, а должен встраиваться в существующие институты, рано или поздно переживают кризис мотивации, снижение прогресса, потерю интереса к жизни. Я всегда знала, что что-то не так устроено в нашем обществе на уровне структуры повседневности, а теперь я знаю, что именно.
За геймификацией в организации любых социальных процессов — будущее. Нам нужно учиться понимать принципы строения игры и внедрять её там, где ей, казалось бы, меньше всего места: от сбора собачьих какашек до реформирования неработающих демократических институтов.
«Не отвлекайте меня! Как сохранять высокую концентрацию несмотря ни на что»
Автор: Эдвард М. Хэлловэлл
Эту книгу о синдроме дефицита внимания написал психиатр, известный специалист по СДВГ, сам имеющий этот синдром. Особо интересной эту книгу делает то, что она концентрируется не на врождённом СДВГ, а на так называемом «ситуационно обусловленном». На примерах историй жизни нескольких героев показано, как корпоративный культ многозадачности, отсутствие приоритетов, желание всем угодить и всякие страхи и комплексы могут заставить вас бегать белкой, делать тысячу дел сразу, не преуспевая ни в одном, — и заработать синдром дефицита внимания.
Любителям жёсткого научпопа вроде меня «Не отвлекайте меня!» может показаться скучной: это традиционный жанр объяснялок психиатра на примере подробностей жизни пациентов. Зато новичкам в теме будет не оторваться: увлекательно наблюдать за тем, как расхваленные эпохой типы характеров разрушают сами себя вечной спешкой, безумной экстраверсией, поверхностностью и кучей пищащих гаджетов. Хорошая новость: всё это можно перенастроить с помощью любимых мной инструментов: хорошего сна и режима питания, спорта, медитации и отказа от мифа о многофункциональности.