Государственные интриги, тайны правящей «семьи» и политические преступления всегда будоражат читателя, одновременно вызывая документально-новостные мурашки на его коже и погружая в мир мрачных параноидальных фантазий. «Книжный обжор» продолжает исследовать литературные вкусы редакции, поэтому сегодня редактор отдела Преклонение Сергей Жданов посоветует вам мистически-политическое автобиографическое чтиво одного из самых эксцентричных аристократов умирающей Российской империи.
Феликс Юсупов родился в дворянской семье в Санкт-Петербурге в 1887 году. Учился в Оксфордском университете и по возвращении на Родину женился на Ирине Александровне, племяннице императора Николая II. Главным фактом в биографии князя Юсупова значится убийство Григория Распутина, охмурившего, по словам князя, императорскую семью и вынашивавшего планы по разрушению России. После убийства Юсупову пришлось бежать из России вместе со своей женой (нужно сказать, их вполне благополучно отпустили), чтобы затем осесть в Париже. Со временем их финансовое состояние ухудшалось, и старость Феликс встретил в бедности, по крайней мере, по княжеским меркам. В Париже супруги основали дом моды Irfe, однако он не имел особого успеха, так что деньги приходилось доставать откуда попало. Например, Юсуповы отсудили у голливудской студии MGM круглую сумму, обвинив в клевете — в американском фильме «Распутин и императрица» утверждалось, что жена Юсупова была любовницей Распутина. После этого случая в начале голливудских фильмов стали писать о том, что все события в них — вымышленные, а всякие сходства непредумышленны.
Родился Григорий в простой крестьянской семье, в молодости ударился в религию, объездил все православные святые места в России, побывал на Афоне в Греции и в Иерусалиме. После странствий осел в Петербурге, где быстро завоевал славу слегка юродивого старца со всеми признаками святости. В 1905 году выходец из народа был представлен Николаю II, и тот записал в своём дневнике: «Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим — Григорием из Тобольской губернии». Со временем Распутин обрёл мистическое влияние на царскую семью, особенно на супругу императора — старец лечил страшно болезненного императорского сына. С мнением экспансивного мужика пришлось считаться коренным дворянам, многие из них боялись старца, многие сами его боготворили, ну а кто-то точил ножи. Его окружала свита высокопоставленных поклонников и поклонниц, которых он лечил, наставлял и помогал «грехом грех гнать». Биографы говорят о бесконечных оргиях, недюжинной мужской силе Старца, о том, что его любовницы обретали новую жизнь, впадали в зависимость. «Он и ценитель, и молитвенник, и бессребреник, и примиритель враждующих, и утешитель печальных; он избранник Божий, новый апостол; он выше всех остальных людей, в нём нет человеческих слабостей и пороков, и вся его жизнь — сплошной подвиг и молитва». Более трезвые дворяне подозревали в Распутине засланного казачка: кто видел в нём масонского шпиона, кто английского, кто немецкого.
Распутин — хтоническая сила русской земли. По легендам, его конец был гигантским, обладал лечебными свойствами, а ещё был украшен волшебной бородавкой. В наше время петербургский профессор простатологии Игорь Князькин утверждает, что заполучил в коллекцию своего эротического музея настоящий член Распутина, который с тела старца срезала и сохранила одна из его верных последовательниц. Существует версия, что член отрезал сам Феликс Юсупов во время убийства, а затем так нагло обыграл это в названии книги «Конец Распутина». Первое впечатление от личного знакомства со Старцем князь описывает так: «Он казался непринуждённым в своих движениях, и вместе с тем во всей его фигуре чувствовалась какая-то опаска, что-то подозрительное, трусливое, выслеживающее. Настороженное недоверие светилось и в его прозрачных глубоко сидящих глазах». Видимо, старец предчувствовал, что встретился со своей погибелью.
Книга Феликса Юсупова «Конец Распутина» — удивительное свидетельство хладнокровного убийства, эдакая снафф-литература. В ней настоящий убийца рассказывает нам, как созрел его план убийства, что он думал и чувствовал, когда методично, неделю за неделей, обхаживал жертву, как вела себя жертва. В конце книги – детальное описание самого убийства, крайне изощрённого, подготовленного и всё же идущего наперекосяк. Мы видим, что убийцу не мучают укоры совести, он с самого начала убеждает читателя в том, что убийство это — обоснованное, и то, что он взял грех на свою душу, делает его избавителем России и искупителем грехов народа. Особо жутко читаются моменты, в которых ничего не подозревающий Распутин братается с будущим убийцей — сам копает себе могилу. Феликс Юсупов будто начитался Достоевского и доказал, что Раскольников может и не мучиться совестью, что сам князь — не тварь дрожащая и право имеет выкорчевать чуму из этого мира. Кроме возможности погружения в психологию убийцы книга также даёт возможность перенестись во времена умирающей Российской империи и посмотреть на всё глазами инсайдера, члена царской семьи и одного из самых видных светских львов того времени. В общем, очень странные и смешанные впечатления, однозначно, стоящее чтиво.