Книжный трюфель

Иллюстрация: Bojemoi!
06 февраля 2016

С днём рождения, Франсуа Трюффо! Бегающих детей, украденные поцелуи, четыреста ударов по черепу, бегающих взрослых и прочие признаки французской новой волны ищите в его фильмах — а сегодня мы читаем его книги.

Они стреляют друг в друга из пальца, носят костюмы и чёрные очки, всё время куда-то бегут и никогда не стареют. Герои французской новой волны сделали модным говорить о смысле жизни за чашкой кофе и разбираться в мировом кинематографе. У одного из основоположников движения — режиссёра Франсуа Трюффо — сегодня день рождения. По этому случаю напоминаю: у режиссёра прошлое кинокритика: его можно не только смотреть, но и читать.

Самой известной журналистской работой Франсуа Трюффо можно назвать сборник его интервью с Альфредом Хичкоком, который так и называется «Хичкок/Трюффо». Эта книга, на самом деле, — гораздо больше чем просто интервью. Это, по сути, история формирования молодого европейского кино в его взаимодействии с творчеством англо-американского мэтра. Итог пятидесятидвухчасовой беседы разбит на главы по фильмам, которых на момент беседы с Трюффо у Хичкока было почти пятьдесят (всего он снял пятьдесят пять полнометражных фильмов). В каждой главе можно узнать о зарождении идеи, работе с актёрами, смешных байках и прочем — однако благодаря тому, что разговор ведёт синефил и киновед, речь часто заходит о формальных приёмах и находках, которые хотя и действуют безотказно на неискушенного зрителя — но не могут быть им полностью осознанны без посторонней помощи. Составленный по фильмам рубрикатор позволяет читать книгу в произвольном порядке (и это отличный способ выборочно пересмотреть работы корифея жанра триллер — или наконец уже познакомиться с его фильмами).

С точки зрения истории и значения для развития эстетики кино эта книга очень важна, ведь в конце шестидесятых она открыла «развлекательного» режиссёра массового кино как выдающегося автора и реабилитировала Альфреда Хичкока, который многими мог восприниматься как лёгкое развлекалово. Сегодня эта книга может научить заинтересованных зрителей смотреть кино, а метящих в авторы — осознать средства киноязыка и сумму приёмов, с помощью которых кинематографист может манипулировать вниманием и эмоциями зрителя. Подтверждая тезис об актуальности этой старинной беседы у магнитофона, американо-французское объединение выпустило в прошлом году фильм под названием «Хичкок/Трюффо», в котором всемирно известные режиссёры — такие как Уэс Андерсон, Дэвид Финчер, Питер Богданович и Мартин Скорсезе — вспоминают книгу и важность вклада Трюффо в кино и снова и снова разбирают бездонный кинематограф старины Альфреда Хичкока.

Есть и другой сборник на русском языке, составленный из критических статей Франсуа Трюффо разных лет. Прежде чем основать французскую новую волну, Франсуа Трюффо бок о бок с Жаном-Люком Годаром сидели в редакции журнала «Les Cahiers du cinéma» («Кинематографические тетради»), который основал в 1951 бог кинокритиков и синефилов Андре Базен. «Кайе дю синема» стал площадкой для осмысления кинематографического опыта Францией и нещадной критики молодыми интеллектуалами большого студийного французского кино — это называлось тогда «папочкино кино». Эта полемика вырастила режиссёров нового поколения и стала гнездом рождения идеи авторского кинематографа, которая потом перекинулась и в США, вдохновив молодых американцев построить так называемый «Новый Голливуд».

В книге «Трюффо о Трюффо: фильмы моей жизни» можно прочесть не только некоторые интервью и сценарии Трюффо, но и его критические работы: фильмы Чарли Чаплина, Орсона Уэллса, Федерико Феллини, Ингмара Бергмана и еще тучи других режиссёров с любовью и пристрастием разобраны настоящим синефилом с непреодолимой тягой к кино. Когда юный Трюффо «заболел» кино, он поставил себе академическую цель: смотреть по три фильма в день и прочитывать одну книгу в неделю, — и в итоге не только наснимал отменного кинчика, но и написал лучшее пособие для тех, кто решил начать разбираться в классическом кинематографе: список просмотров уже в содержании книги.

Текст
Москва
Иллюстрация
Москва