Исследование
«Рабство»
Критяне — лжецы, фригийцы — робкие, мавритане — суетные, жители Далматии — свирепые, сирийцы — сильные. С таким знанием обеспеченный древний житель мог отправляться на крупнейший невольничий рынок — Делос. Рабство в его классическом понимании существовало с древнейших времён и было полноценным институтом — со своими правилами, законами и процедурами. По просьбе самиздата «Батенька, да вы трансформер» историк Георгий Манаев рассказывает, как этот институт существовал в Древней Греции и Риме, сначала образовав государственную экономику, а затем служил одной из главных причин кризиса и впоследствии эволюционировал в крепостное право.
История рабства в Древней Греции и Древнем Риме
Феномен рабского труда появлялся в древнейших обществах, как только они переходили к осёдлому виду жизни — в экономике собирателей или кочевников рабам просто нет места. Но как только у племён появились территории и между ними начались вооружённые конфликты — появлялись пленные враги, которых можно было обратить в рабство, заставляя выполнять чёрную работу, пока господин занят войной, добычей или отдыхает от этих трудов. На том этапе рабство являлось в определённом смысле прогрессивным: если бы пленных не обращали в рабов, их бы просто убивали. Рабский труд стал мощным двигателем прогресса для тоталитарных обществ древности. В экономике рабовладения господа и рабы составляли единый и взаимозависимый комплекс, на своём историческом этапе полезный для развития социума, однако прививавший ему глубоко порочную рабовладельческую этику: рабы лишались имени и личности, превращались в вещь, «живой скот». Господа же с самого детства приобретали привычку повелевать подобными себе, не сдерживая и не ограничивая себя.
Крупнейшей империей рабовладельцев был Древний Рим. После того как он достиг пределов своей экспансии в Европе, рабство начало видоизменяться, превратившись в систему правовых отношений землевладельцев и крестьян, нёсших перед ними трудовые и материальные обязанности — крепостное право. Даже попытка кратко описать несколько рабовладельческих обществ древности угрожает превратиться в небольшой трактат, поэтому мы рассмотрим, как рабство существовало, а затем угасло в Греции и Риме.
![](/media/images/22524044_lWncix8.width-600_Sjjb4zC.png)
Как стать рабом
Превратиться в раба в ходе военного конфликта между древнегреческими полисами мог, в принципе, любой свободный человек, если его возьмут в плен. Далее он уже в качестве раба мог быть продан в Греции или других странах. Рабство было нормой уже в гомеровский период. Кроме войн, способами стать рабом были: рождение (в семье рабов); продажа детей родителями; долги (кредитор имел право забрать должника в рабство); морское пиратство (пираты совершали набеги на береговые селения, забирая жителей в рабство) — в общем, причины, вызванные к жизни самой возможностью продавать и покупать людей, как товар.
При продаже купцы старались представить этот товар в лучшем виде, скрывая его недостатки. При покупке раб подлежал тщательному осмотру: его ощупывали, заставляли ходить, бегать, деятельно доказывать свою пригодность. Торговля происходила на невольничьих рынках, которые были буквально в каждом крупном городе. Все рабы условно делились на «рабов труда» — это земледельцы, рудокопы, гребцы на галерах, носильщики, домашняя прислуга — и «рабов роскоши» — это рабы-врачи, домашние учителя, рабыни-куртизанки и так далее.
Демокрит говорил, что пользуется рабами, как частями своего тела, каждой для известной надобности. Богатые люди в городах могли владеть более чем пятьюдесятью рабами. Однако большинство граждан-рабовладельцев предпочитали обходиться меньшим числом. Даже выходить в окружении рабов было не принято: максимум с одним, а трое рабов в сопровождении уже считались показной роскошью. У Аристотеля было тринадцать рабов (пятерых он завещал освободить, восьмерым в освобождении отказал, а рабов-детей велел освободить, предварительно воспитав). Рачительный господин заботился о своих рабах, между ними формировались дружеские отношения, а после смерти останки рабов часто покоились в фамильных склепах господ.
Живая собственность
Но прежде всего раб продолжал оставаться «живой вещью», его можно было в любой момент наказать физически. Домашним рабам приходилось лучше, а вот рабы на полях, в мастерских, на мельницах и в рудниках могли быть закованы в металлические кандалы, да и работы от них требовали зверской. При попытке к бегству раба могли заклеймить раскалённым железом, а при поимке сбежавшего раба нередко пытали.
Но были и способы защититься от произвола хозяев. Греческие рабы могли укрыться в храме или у алтарей богов и героев. За смерть раба от руки чужестранца государство мстило, как за смерть гражданина; господин, убивший раба, искупал это обетом или изгнанием.
Раб мог быть и освобождён. Обычно это делалось по завещанию господина после его смерти; однако иногда освобождение могло произойти и при жизни хозяина. Раба в таком случае «продавали» какому-нибудь из богов, однако после этого он становился не рабом храма, а вольноотпущенником. После этого отпущенный получал статус метэка (неполноправного гражданина, который не участвовал в выборах и не владел землёй). Также заработать свободу можно было, участвуя в войнах и совершая подвиги; но и это не давало рабам полных прав: гражданами в таком случае становились только их дети.
В Греции были не только частные, но и общественные рабы. Они могли принадлежать храмам — такие рабы, чаще рабыни, назывались гиеродулами и занимались культовой проституцией при храме: они были обязаны отдаваться посетителям храма за принесённый божеству дар (обычай, пошедший ещё из Древнего Междуречья и принятый также в Индии и Мезоамерике). Рабы состояли на службе у городских правлений для охраны или общественных работ. В Афинах до тысячи двухсот городских рабов составляли местную полицию, рабы также могли служить на флоте или в армии.
Рабство совершенно развратило греческое общество, отучив его свободные классы от труда. «Стрелой я обрабатываю землю и собираю жатву с поля и виноградника», — говорилось в древней критской песне, подразумевая, что силой оружия господин получает рабов, которые ведут его хозяйство. Греческие бедняки, лишённые гражданских прав, лишены были и патриотизма, они превратились в хитрую продажную массу, ненавидящую своих господ. В таком состоянии их и застали римские завоеватели, без труда превратившие Грецию в свою провинцию и обратившие многих до того свободных греков (в том числе и рабовладельцев) уже в своих рабов в качестве своеобразного возмездия.
![](/media/images/IMG_6549_1505816.width-1280.pngquality-80.jpegquality-80.jpg)
Рабство в Древнем Риме
Рабовладельческая система Римской республики была одной из самых развитых. Владения республики всё росли, а при постоянной отлучке граждан, вызванной территориальной экспансией, подневольный труд стал всё более ценным, что, в свою очередь, вело к большему количеству военнопленных. Другой причиной была уже существовавшая в Греции возможность для кредитора обратить в рабство своего должника — использовать его как раба или, продав его, выручить деньги. Однако такие люди (они назывались addictus) теряли только свободу, но не право свободного рождения: они сохраняли своё имя и их защищал закон. Раб, получивший свободу, делался отпущенником, а addictus — снова свободнорождённым. Однако не всем удавалось выкупиться. Из-за постоянных войн, разорявших страну, домашние долги ушедших на войну мужчин росли; зачастую, вернувшись, они попадали в долговое рабство.
Бывали и случаи полного превращения свободных людей в рабов: за отказ от переписи населения (в которую не вписывались рабы) или за отказ входить в списки легиона. Осуждённые на казнь преступники также делались рабами: по римским законам, чтившим личную свободу и неприкосновенность, только раба можно было отдавать в руки палача.
Храмы и святые алтари в Риме не давали рабам убежища, как в Греции. Побег продолжал оставаться одним из самых тяжких преступлений, а наказания по сравнению с Грецией только ужесточились: ручные цепи, кандалы, бичевание. Провинившегося раба могли отдать на арену амфитеатра — причём не в качестве гладиатора, этому надо было ещё учиться. Рабы-ослушники обычно выпускались на арену в первом «действии» кровавого шоу, где они часто без оружия противостояли диким зверям, с предсказуемым исходом. Рабы могли представлять на сцене закованного Прометея (только терзающие героя орлы были заменены медведем) или быть брошены на съедение господским муренам.
![](/media/images/IMG_6547_1505816.width-1280.pngquality-80.jpegquality-80.jpg)
Республика во власти рабов
Как уже сообщалось выше, главным образом рабы приобретались в ходе войн. Работорговцы часто встречались на полях битв, покупая и перепродавая живой товар. В мирное время они ездили в азиатские страны, где из-за крайней нищеты продажа в рабство стала повальным явлением.
Самым крупным из невольничьих рынков являлся Делос, где было помещение, в котором могли содержаться до десяти тысяч рабов. Продавали рабов с табличкой, на которой сообщался формат предложения: в розницу, оптом, с аукциона или с фиксированной ценой.
Недоверие властей к работорговцам вызвало к жизни ряд эдиктов: продавцы должны были предупреждать о болезнях или недостатках раба, кто из них уже совершал побег, кто спускался на арену со зверями (такая смелость в характере раба могла быть нужна или, наоборот, внушить опасения новому господину). Недостатки в основном имелись в виду физические: страсть к вину, склонность к воровству и прочие пороки считались для рабов столь обычными, что не учитывались. Считалось, что рабы из разных краев имеют характерные черты: критяне — лжецы, фригийцы — робкие, мавритане — суетные, жители Далматии — свирепые, сирийцы — сильные, и так далее. Имело также значение, «новичок» ли раб, или он уже какое-то время провёл в рабстве. «Новенькие» ценились больше: их не приходилось отучать от привычек, приобретённых на службе у прежнего господина. Конечно, дороже стоили рабы, умеющие писать, рабы-доктора, рабы-евнухи. К самым дорогостоящим относились рабы-учителя, мастера, секретари, философы… Богатые римские дамы, отправляясь в гости или на свидание, могли взять с собой в носилки вместе с рабом-карликом и собачкой и раба-философа — «говорящую книгу», который будет услаждать их слух изречениями. Многие богачи специально тратили время на обучение рабов ремёслам, чтобы потом продавать их подороже. Рабами, конечно, были гладиаторы и театральные и цирковые артисты, мимы и акробаты.
Сенека пишет, что богатые римляне не меньше греков зависели от своих рабов в быту. Только служба за столом уже требовала большого их количества: одни рабы пробовали еду перед подачей гостям, другие разливали вино, а их волосы служили полотенцами для рук господ; молодые рабыни услаждали слух гостей песнями, были и рабы-шуты, рабы-уродцы… В отличие от более скромной Греции, в Риме было принято похваляться количеством рабов, держать из них большую свиту и ходить в их окружении.
Как и в Греции, римские рабы делились на частных и общественных. Общественные рабы служили на низших должностях при магистратах (органах городского управления) и в храмах уборщиками, посыльными и прислужниками; рабам была поручена укладка дорог, очистка клоак и надзор за водопроводами.
Городские рабы господина назывались «familia urbana» (городская семья). Существовали ещё более несчастные, сельские — «familia rustica» (сельская семья), которые находились под контролем villicus’a — раба-управляющего имением. Ему подчинялись различные группы рабов по функциям: обработка земли, уход за скотом, приготовление пищи, ремонт жилища и так далее. Поскольку в сельском имении господин был не всегда, villicus имел неограниченную власть над рабами. При каждой «сельской семье» был устроен эргастул — полуподземное помещение-тюрьма, где одни рабы проводили ночи, а другие рабы были поставлены надсмотрщиками и палачами над своими же товарищами.
Ни душа, ни тело раба по-прежнему не принадлежали ему самому. Он мог составлять свои накопления — peculium — однако они тоже принадлежали господину и могли быть конфискованы. Только в некоторые праздники рабы могли почувствовать себя «вольными». Одним из таких праздников были Сатурналии, которые справлялись в декабре в связи с окончанием жатвы. В эти дни рабы надевали шапку отпущенника, садились за господский стол и принимали услужения от господ. Но Сатурналии длились не больше недели.
Численность рабов — отдельный вопрос, точную цифру из-за давности лет назвать трудно, но по некоторым признакам можно представить себе хотя бы примерные числа. Один из законов Августа запрещал отправляющимся в ссылку увозить с собою более двадцати рабов; другой, в целях ограничить освобождение рабов, предписывал отпускать на волю по завещанию либо третью, либо четвёртую, либо пятую часть рабов, но не более ста человек — значит, и пятьсот рабов были не редкостью для одного римского гражданина. Рабами владели не только богачи, но и бедные граждане; свои рабы были даже у иных «высших» рабов.
Словом, рабов в Риме было много больше, чем граждан; когда однажды в Сенате прозвучало предложение одеть всех рабов в форму, оно было отклонено — так рабы быстро могли бы сосчитать всех господ и обратиться против них. При этом в истории Рима было три крупных восстания рабов — первое и второе сицилийские, а затем восстание Спартака. Все они были подавлены с разной степенью успешности армией республики. Однако мелкие мятежи, заговоры и восстания не прекращались в последующие эпохи, и масса рабов была эдакой «пороховой бочкой», на которой стояло государство. Например, во время нашествия на Рим готов все рабы-готы, разумеется, присоединились к нападавшим.
![](/media/images/IMG_6548_1505816.width-1280.pngquality-80.jpegquality-80.jpg)
Внутренний порок
Главная, впрочем, опасность заключалась не в возможности восстания, а в самом существовании модели рабского труда, развращавшей римское общество почище греческого. Рабы-воспитатели растили из знатных юношей развратников и пьяниц; рабство делало возможным дикие по своей жестокости «зрелища» убийств и терзаний в амфитеатрах; оно влекло за собой унижение земледельческого труда как рабского. Бедняки Рима не могли найти работу: бесплатный рабский труд создавал «демпинг» на рынке труда — и превратились в праздную, опасную и нищую толпу.
Римская система рабовладения выгодно отличалась от греческой тем, что формально рабу было легче получить свободу. Помимо освобождения по завещанию рабу можно было сменить статус усыновлением или внесением в списки свободных граждан (оба эти способа употреблялись редко). Самым используемым был способ vindicta — когда господин поворачивал своего раба на месте со словами «освобождаю» в присутствии представителя власти. Господин также мог освободить раба письменно или надеть на него головной убор свободного человека.
Вольноотпущенник становился клиентом своего господина — и эти новые отношения налагали на обоих определённые обязанности. Патрон покровительствовал клиенту и должен был защищать его в суде и кормить, если тот не имел средств. Клиент носил фамилию своего прежнего господина, обязан был оказывать ему почтение и помощь, в некоторых случаях денежную. Нарушение клиентом этих обязанностей могло снова обратить его в рабство. В случае отсутствия наследников после смерти клиентов его имущество переходило к патрону; да и вообще по закону он мог располагать только половиной своего имущества. Гражданские права отпущенника и его детей были ограничены. Только третье поколение семьи отпущенника становилось свободным.
Переход Рима к крепостному праву
Постепенно отпущенников становилось больше, несмотря на то, что законодательно этот процесс пытались ограничить. Для многих хозяев раб в положении клиента был выгодней: с него можно было получить выкуп или использовать его услуги до самой смерти, а затем забрать половину нажитого им имущества. Постепенно отпущенники добились большего влияния: они получили доступ в Сенат, в сословие всадников и к государственным должностям, а также ко всем профессиям и ремёслам, в которых с угасанием рабства начал оживать свободный труд. Многие отпущенники занимались и искусствами: раньше рабами были поэт Федр и философ Эпиктет.
Во втором столетии нашей эры, с постепенным проникновением в римское общество христианства, рабство уже понимают как неестественное состояние человека и стараются принять меры против него. Запрещается продажа детей, при Диоклетиане (третий век) запрещается свободному человеку отдавать себя в рабство; наконец, запрещается введение в рабство за долги. Торговля рабами ещё разрешена, но уже запрещается разъединять при продаже семьи. Император Адриан уничтожил подземные тюрьмы и отнял у господ право распоряжаться жизнью раба. Наконец, при Константине право обращать рабов в свободных дали священникам в церкви. Уничтожено было и промежуточное состояние отпущенника: освобождённый раб сразу становился свободным человеком, хоть и оставался клиентом своего патрона.
Все эти изменения произошли не столько от великодушия и мудрости правителей, сколько по экономическим причинам. Империя достигла пределов своей экспансии, и захват рабов во время войн почти сошёл на нет. Теперь рабовладельцы уже не могли быстро купить новых рабов взамен неугодных старых и стали больше дорожить их здоровьем и жизнью. В интересах каждой семьи было обеспечить за собой наследственное пользование принадлежавшими им рабскими семьями — рабы теперь прикреплялись к домам господ. Это и называется крепостным правом, которое, конечно, тоже имело свои мрачные стороны.
Во времена Диоклетиана свободный труд в Риме начал возрождаться. В мастерских и на фабриках трудились и рабы, и отпущенники, и свободные люди; в земледелии свободные рабочие стали обычным явлением. Однако теперь их закрепощали уже не господа, а само государство.
В государственных интересах было сделать общество формально стабильным — а для этого нужно было привязать всех к профессии. Люди, занимавшие государственные должности, члены местных сенатов были прикованы к своим местам, которые они передавали по наследству детям. Солдат, поступивший рекрутом, служил до старости, а после него служили его сыновья. Каждый теперь считался слугой государства и должен был отдавать ему всего себя. То же происходило и в земледелии: в четвёртом веке все обрабатывавшие землю стали называться колонами. Они были лично свободны, но прикреплены к своему участку, а хозяину участка платили деньги или отдавали часть продуктов производства. Они были внесены в списки граждан, платящих налоги, хотя реальные деньги отдавал в казну землевладелец. Свод законов императора Константина пожизненно прикрепил колонов к земле. Если он покидал участок, его наказывали; невесту колон также должен выбирать в своей колонии. Хозяин мог наказывать своих колонов, однако в случае несправедливости те могли обратиться в суд — неслыханная вещь в рабскую эпоху. Колона нельзя было передавать другому владельцу без земли, нельзя было разъединять их семьи; с другой стороны, имущество колона было на учёте у владельца земли, и колон не мог вести предпринимательскую деятельность без согласия хозяина.
***
В итоге к закату Римской Империи в ней уже действовала отстроенная система крепостного права, которую унаследовали впоследствии европейские государства. Рабство, однако, продолжало существовать: во-первых, в Европе долгое время сохранялся институт домашнего рабства; во-вторых, рабство оставалось популярным на Востоке и Ближнем Востоке, а также в Африке.
Краткая реставрация массового рабства наступила в эпоху колонизации Северной и Южной Америки. При близости тамошних условий к условиям древнего мира — огромные площади земли, требовавшие сельскохозяйственной обработки, примитивные орудия и тяжёлые условия труда — колонизаторы нашли источник рабской силы в Африке, где сами богатые и сильные местные вожди были готовы захватывать население вражеских племён, чтобы продавать его в рабство белому человеку. Однако история рабства в Новое время уже является темой отдельного материала — и, к счастью, до таких массовых и поощряемых обществом зверств, как в Греции и Риме, рабство в Новое время развиться уже не успело.