Вторая глава нашего цикла о нечистой силе, захватывающей музейные комплексы Сибири, — история о том, как «сгустки света» держат в страхе краеведов Забайкалья. Духов (или полтергейстов) просто боятся изгнать, потому что может стать только хуже. Они могут мстить, говорят специалисты. Год назад сотрудники Нерчинского краеведческого музея выложили видео с камер наблюдения, на которых видны странные и хаотичные белые блики. Под нашумевшим видео — советы протереть камеру, перестать светить в неё фонариком или вызвать экстрасенса, потому что это может быть душа ребёнка, которая мечется от юрты к одежде и обратно, или «сгусток женской энергетики». Сотрудники музея уверяют: это не монтаж и не постановка.
Нерчинск
Летающие белые сгустки остаются тут
Наталья обычно не задерживалась на работе, но в тот вечер за ней должны были заехать. Она заняла место охранника и наблюдала, как коллеги потихоньку расползались по домам. Погружённая в свои мысли, она не сразу заметила движение на экране, транслирующем изображение с камер видеонаблюдения. Она перевела взгляд на экран — там не происходило ничего необычного. Но не успела она отвлечься, как на экране снова что-то мелькнуло. Это был шарик света, не слишком большой, но довольно заметный, — он самостоятельно перемещался по залу по абсолютно непредсказуемой траектории. В тот момент она была уверена, что это пыль или блики от фар проезжающих машин, и, никому не рассказав об увиденном, уехала из музея.
Вечером ей вспомнилось, что это не первый раз, когда она видит такие свечения: совсем недавно она наткнулась на нечто похожее, когда они с коллегами оцифровали старые, ещё плёночные фотографии музея. Тогда, к своему удивлению, они обнаружили на снимках множество странных белёсых пятен. Причём эти пятна были только на фото из определённых залов музея.
Когда тогдашние сотрудники Нерчинского краеведческого музея эти снимки увидели впервые, они решили, что у них камера сломана, хотя на большинстве снимков было уникальное расположение пятен, а на каких-то их и вовсе не было.
На следующий день, когда Наталья приехала в музей, она сразу залезла в архивы записей камер и нашла множество видео, на которых запечатлены «сгустки света», плавающие ночью по залам.
Обратив внимание на то, как свечения меняют форму и у них то и дело появляется шлейф, Наталья решила рассказать об этом коллегам. Все вместе они вспомнили музейные легенды, которые рассказывали старшие сотрудники: о призраке Алексея Кузнецова, создателя музея, который частенько стоял на лестнице и по-хозяйски наблюдал за музейной работой; о дымчатом привидении, которое посещало котельную, и о любящем пройтись по залам Михаиле Бутине — хозяине усадьбы, в которой сегодня располагается музей.
Коллега Натальи Римма не верила ни одной из этих историй о призраках, поэтому решила провести эксперимент. Чтобы проверить всё на собственном опыте, ей нужно было остаться в полном одиночестве в ночном музее. Начальство пошло навстречу — и ей оформили специальный договор сторожа.
Так где-то в начале нулевых Римма осталась на своём первом и единственном ночном дежурстве. Фоном играло радио, а она спокойно читала книгу, пока не услышала скрип деревянной лестницы — как будто по ней кто-то спускался.
Она убавила звук радио, вслушалась в тишину — снова шаги. Римма ощутила на себе тёплое дыхание и резко вскочила, выкрутила звук радио на максимум. После этого она ничего подобного не ощущала и сумела, наконец, успокоиться. Музыку она прослушала всю ночь.
Из сотрудников музея наиболее активно изучением световых сгустков занималась Наталья. Она регулярно просматривала архивные и новые записи с камер видеонаблюдения и проводила эксперименты.
«Увидев на камерах вот эти вот шарики в зале, когда у нас проходила репетиция, мы решили пройти и посмотреть: а видно ли это невооруженным взглядом? Не видно, — говорит Наталья. — То есть на камере записывается момент, когда вот действительно я зашла в этот зал, на камере они летают там где-то».
Первые «сгустки света» были замечены в зале с религиозными предметами эвенков и бурят, найденными в жертвенном погребении на реке Нерча. Из-за того что световые явления пошли из этого зала, сотрудники поначалу были уверены, что «сгустки» связаны именно с шаманским облачением.
Специалист по саяно-алтайскому шаманизму и старший научный сотрудник Кунсткамеры Вероника Беляева-Сачук объясняет такой мистический страх перед шаманскими предметами нереалистичными представлениями о шаманизме и его ассоциациями в европейском сознании с эзотерикой.
«На самом деле шаманизм — это такая же религиозная система, которая помогала людям выжить, как... не знаю, как христианство, как таоизм, или синтоизм, или какие-то другие... как буддизм, — говорит Беляева-Сачук. — <...> Здесь имеется в виду, что религия — она практически всегда нам помогает в каких-то условиях выжить. И шаманизм в этом смысле гармоничен, он является важным элементом приспособления человека к жизни в постоянном кочевье».
Духи в шаманизме не имеют однозначно негативной или позитивной коннотации, — они нейтральны. Однако есть те, которых можно воспринимать как недружественные человеку. Например, духи болезней, с которыми в основном и приходится работать шаманам, или голодные духи.
«Вот эти шатающиеся духи после смерти — это всё-таки очень сильное влияние православия», — говорит Беляева-Сачук.
По её словам, ни в буддизме, ни в шаманизме нет необходимости этих духов каким-то образом изгонять или направлять куда-то, где должно быть их место. Потому что если они переродились, то должны прожить свою земную жизнь в виде голодного духа, а если их оставило божество, значит, на то была веская причина.
«Если они остались, это не наше дело», — обобщает отношение буддистов и шаманистов к духам Беляева-Сачук.
...Понаблюдав за этими «сгустками света» какое-то время, Наталья заметила интересную закономерность, которая изменила её представление о природе явления. Светящиеся шары появлялись в те дни, когда приходило много людей или когда проводились весёлые мероприятия. Но в дни без положительных эмоций у посетителей или сотрудников залы ночью оставались пустыми.
Такого же мнения о позитивной природе явления придерживается Ольга Имеева, председатель эвенкийской общины «Сури». Она наткнулась на видео из Нерчинского музея случайно, пролистывая новости, и не ощутила какого-то страха. Наоборот, у неё «на душе стало светло»: «Первая мысль, которая мне пришла в голову, что это, возможно, кто-то из эвенков, чьи вещи там в этой экспозиции расположены. Может, потому, что что-то есть из атрибутики шаманов, а шаманы у нас очень сильные. Я считаю, что это души наших предков неупокоенные, которые теперь просят своих потомков вспоминать их молитвами и уважать свою культуру и традиции, вот так».
Сотрудница музея Наталья предположила, что сгустки света привлекают «звуки, разговоры, смех, что-то связанное с положительным», ведь они появляются «именно после каких-то вот таких мероприятий, ну, небольших даже, то есть где человеческая энергия: там посмеялись-похохотали, поговорили — вечером, возможно, один-два шарика пролетит».
Вопреки желанию понять природу шаров, сотрудники музея не отправляли записи с камер на экспертизу. Хотя объяснение световых сгустков могло оказаться очень простым — попавшие в кадр насекомые, считает ответственный за исследования полтергейстов в «Космопоиске» Никита Томин.
«Обычно все видео, которые приходят с камер наблюдения, с инфракрасной подсветкой. То есть насекомые в ИК-спектре начинают выглядеть как привидения, — говорит Томин. — На камерах они выглядят как световые пятна, которые летают, — как в „Охотниках за привидениями“».
Однако каждый десятый случай «Космопоиск» объяснить не может. Тогда светящийся шар расценивают как полтергейста. По словам Томина, никто не знает, что такое полтергейст на самом деле.
«Ненаучным» объяснением природы полтергейста в «Космопоиске» считают фольклорные представления о нём как о шумном духе, связанном с умершими, или бесе, некоем проявлении нечистой силы. «Научным» — гипотезу о «спонтанном психокинезе». Она основана на предположении, что все сверхъестественные явления исходят от присутствующего человека, который без собственного желания или намерения способен перемещать предметы, шуметь и демонстрировать другие приметы полтергейста. Таких людей называют «фокальными лицами» — ими часто становятся дети после 12 лет.
Сотрудники Нерчинского краеведческого музея захотели всё же избавиться от светящихся сгустков. Но не сразу выбрали, к кому обратиться.
В Забайкальском крае, где находится Нерчинск, активно исповедуют несколько религий. Традиционными для региона считают шаманизм, буддизм и православие.
Посовещавшись, сотрудники музея решили сначала пригласить буддистских лам, а если это не поможет — звать батюшку. Через знакомых Наталья нашла лам, готовых приехать и совершить специальный обряд. Они уже обо всём договорились, оставалось только назначить дату, но её коллеги усомнились в правильности своего решения. К радикальным мерам были готовы не все. Многие переживали, что станет хуже.
От идеи изгнать «сгустки» решили отказаться, по крайней мере на время.
«То есть это же получается, даже если любой обряд кто-то приедет проводить, — где гарантия, что если на самом деле что-то существует,, желает ли он этого?» — пересказывает Наталья сомнения сотрудника музея.
По словам Никиты Томина из «Космопоиска», полтергейсты активно реагируют на попытки людей вмешаться. Он называет этот феномен «боязнью святого»: «Эти явления очень любят сакральные символы, связанные с традиционными религиями, прежде всего с христианством, с православием. То есть периодически бывает, что очевидцы приглашают освятить квартиру — и это может вызывать бурную реакцию со стороны феномена».
В основном обряды по усмирению «шумных» духов проводят православные священники.Томин вспоминает один из самых неоднозначных таких случаев — явление огненного полтергейста в Житомире.
За полгода до начала самопроизвольных возгораний в квартире слышались шорохи, стуки, исчезали вещи, падали тяжёлые предметы. Потом начались возгорания, причину которых не смогли установить даже пожарные. Тогда семья решила вызвать священника. Но явление активно сопротивлялось.
«Во время проведения обряда постоянно что-то происходило: летали или гнулись крестики, невидимка вырывал Библию из рук священника», — вспоминает Томин.
Священнику удалось завершить обряд, и странности прекратились, но ненадолго. С возгораниями семье из Житомира так и не сумели помочь ни пожарная бригада, ни два разных священника. Чем закончилась их история, неизвестно: после Майдана «Космопоиск» потерял связь с семьёй.
«В целом мы не рекомендуем жертвам полтергейста организовывать такие обряды, так как последствия сложно предсказать, и, скорее всего, они будут не очень», — объясняет Никита Томин.
Видео под названием «Музейная аномалия» сотрудники музея выложили на официальном ютуб-канале 11 сентября 2020 года, и им сразу же активно заинтересовались местные СМИ: вышло множество заметок и даже телевизионный сюжет.
Поначалу на видео ничего необычного не происходит: камеры снимают охранника, который ходит по залам музея и выключает свет. Но стоит ему подняться по лестнице на другой этаж, как из-за витрины выплывает светящееся нечто, похожее на световой блик, и начинает хаотично двигаться. Затем то же самое происходит в другом зале, где охранник ещё не успел выключить свет.
Сотрудница музея Наталья утверждает, что видео странных свечений выложили в Сеть, чтобы нашёлся кто-то, кто мог бы подсказать, с чем музей столкнулся, и посоветовал, что с этим можно сделать. Она очень надеется, что музею удастся раскрыть природу явления. Сама она пока не уверена, что это может быть.
«В моём понимании всё-таки, если это сгустки энергии, — говорит Наталья, — у нас, у каждого человека, есть своя энергетика. Мы живём, мы дышим — уже можно сказать, что это чудо, что живые существа вот так вот, самостоятельно... Поэтому, конечно, каждый человек, каждое животное, каждое существо несёт с собой энергию, и вот мне кажется, лично моё мнение, что это может быть действительно с энергетикой связано».
На видео из Нерчинского краеведческого музея специалисты «Космопоиска» ничего мистического не обнаружили. Но мнения всё же разделились: кто-то уверен, что на записи видно блик, кто-то считает, что это паутина или насекомое. «Никакого освещения предметов не происходит — значит, этого объекта там в реальности нет», — считают участники движения.
В комментариях к видео сотрудникам музея советуют протереть камеру от паутины, перестать светить в неё фонариком или вызвать экстрасенса. Комментаторы предполагают, что это может быть душа ребёнка, которая мечется от юрты к одежде и обратно, насекомое или «сгусток женской энергетики».
«Мы ничего не монтируем, и все съёмки — реальная запись с камер наблюдения. Также ещё раз повторимся: камера в зале чистая, на ней (в ней) не живут паучки и какие-либо другие насекомые. В соответствии с нынешней эпидемиологической обстановкой и рекомендациями Роспотребнадзора влажная уборка в помещениях музея проводится через каждые два-три часа, поэтому летающей пыли в них нет. Отражение фар в окнах никак не влияет на хаотичное передвижение „объекта“; мухи просто не могут летать в таком „стиле“», — заявили в музее.