В рубрике «Дары Апокалипсиса» праздник — 28 марта был день рождения стиральной машины. В честь этого мы пытаемся выяснить, почему стиралка содействует эмансипации женщин и как она собирается захватить мир. Очищайтесь!
Cтиральная машина подчинена человеку. Она выполняет грязную работу, делая жизнь каждого из нас немного радостнее и чище. Изобретение стиральной машины высвободило огромное количество времени: нам не нужно идти на реку, усердно тереть бельё, мучительно его отжимать и долго сушить — достаточно закинуть его в барабан стиралки, и она сделает всё сама.
Если рассматривать исторические примеры, наличие большого количества свободного времени у человека — это хорошо. В Древней Греции, где рабы делали всю работу, касающуюся обеспечения жизнедеятельности, свободные граждане предавались размышлениям о смысле жизни и устройстве мира. Это привело к небывалому расцвету науки и искусства, определившему вектор дальнейшего развития человечества. Но современные люди занимаются чем-то странным. Например, пытаются оплодотворить куриное яйцо и вырастить гомункула по рецептам средневековых алхимиков. Иногда кажется, что от того, чтобы окончательно скатиться в Тёмные века, нас ограждает лишь стиральная машинка, не дающая распространиться блохам, вшам и другим переносчикам чумы. Однако человек совсем не проявляет никакой благодарности — вместо этого в открытый в надежде на похвалу барабан летят кирпичи, младенцы и кошки.
Пока что стиральная машина — винтик в огромной отлаженной системе обеспечения комфорта. На первый взгляд, всё её бытие подчинено служению человеку, но стиралка — очень умный раб. Она может работать практически без вашего участия, самостоятельно рассчитывая необходимое время стирки и распознавая речь. Скоро она научится читать по губам, воспроизводить зрительные образы, проявлять эмоции и станет, как суперкомпьютер HAL 9000 из «Космической Одиссеи 2001», тем более что визуальное сходство уже есть. Тогда человек превратится в мусор, который мешает наведению вселенской чистоты и должен быть уничтожен. Пока стиральные машинки не захватили мир, нужно изучить их историю, чтобы знать слабые места и быть готовыми дать отпор.
Принцип стирки белья, основанный на механическом воздействии и многократном полоскании, придумали моряки. Они вывешивали тюки с грязной одеждой за борт, и вода за счёт движения корабля и волн, прибивающих к его корпусу, вымывала из ткани всю грязь. Есть другая версия происхождения стиральной машинки — на глиняных табличках в Древнем Вавилоне обнаружили чертежи большого деревянного колеса, похожего на водяную мельницу, предназначенного для перелопачивания мокрого белья. Первый же прототип стирального порошка был найден в Египте. Древние прачки делали его из жира и золы — отходов жертвоприношений, остававшихся на алтаре после ритуалов. В Средние века о гигиене думали мало и одежду стирали редко, чтобы не разрушить индивидуальный божественный щит из грязи, поэтому никаких инноваций в этой сфере не происходило.
В конце XVIII века совершилась революция в стирке — придумали стиральную доску, которую сразу полюбили хозяйки по всему миру. Кстати, стирка, как и многие другие трудоёмкие бытовые процедуры, в традиционном патриархальном обществе была исключительно женским занятием, и развитие стиральной машины совпадает с процессом глобальной эмансипации женщин и уравнивании их в правах с мужчинами.
В XIX веке, несмотря на изобретение парового двигателя, конструкция большинства стиральных машин основывалась на ручной тяге человека или животного. Изначально такие устройства существовали в общественных прачечных и лишь в конце столетия в более портативном виде перекочевали в жилые дома.
На заре XX века к стиральным машинам наконец-то подсоединили бензиновый и электрический двигатели. Вообще количество устройств, облегчающих ведение быта, стало стремительно расти: появились первые пылесосы, электрические плиты и утюги. В это же время своего расцвета достигло движение суфражисток — женщин, требовавших уравнять их в избирательных правах с мужчинами. Они приковывали себя к воротам, садились на рельсы и не боялись запачкать одежду, ведь стиральная машинка значительно облегчала процесс получения чистого белья.
В 60-х годах были созданы устройства для стирки по принципу центрифуги: у них появились функция отжима и таймер. У женщин образовалось ещё больше свободного времени, и началась «вторая волна» феминизма, сосредотачивающаяся не только и не столько на политических правах женщин, сколько на личных и социальных — на преодолении сексизма и половой дискриминации. В 90-х годах ХХ века были созданы стиральные машинки с микропроцессорами и огромным количеством программ и режимов. Тогда же началась «третья волна» феминизма, последователи которой заняты вопросами изображения женщины в медиа, стереотипизации половых отношений и пересмотром понятий гендера и сексуальности. По сей день эти два направления феминизма существуют в нашем мире, равно как автоматические и полуавтоматические стиральные машинки.
Одновременно с тем, как стиральные машинки помогали женщинам в борьбе за свои права, они же становились инструментом капиталистической пропаганды. Культ чистоты, активно насаждаемый массовой культурой от «Мойдодыра» до рекламы стирального порошка, привёл к тому, что современный человек очень далёк от своего природного состояния. Люди контактируют с гораздо меньшим количеством микроорганизмов, их иммунитет слабеет, и они начинают потреблять гораздо большее количество моющих, гигиенических и косметических средств, а также лекарств. В этом большая заслуга, в том числе, и стиральной машины, сделавшей стремление к идеальной чистоте практически реализуемым. И теперь наше с вами здоровье зависит от неё.
В результате длительного генеза в нашем мире появилось устройство, способное поддерживать постоянную чистоту пространства и высвобождать большое количество времени. Сейчас мы воспринимаем её как часть идеально работающего механизма. Но что будет, если стиральная машинка сойдёт с ума, выйдя за рамки технической предсказуемости? Тогда мы будем в реальности наблюдать один из главных апокалиптических сценариев — восстание машин. И оно уже близко.
В Постапокалипсис человек пытается найти новые значения привычных предметов и изменить спектр их применения. Когда надоедает перевозить марихуану в стиральной машине или прятаться в ней голышом, люди задаются философскими вопросами и обращают свой взор на бытие техники. Пока устройство работает исправно, оно воспринимается как инструмент, не имеющий собственного бытия. И только когда какой-то прибор ломается, приходит понимание, что он не вечен. Мы осознаём, что у устройства есть собственное бытие, когда предсказуемый механизм невольно нарушает границы морали и сталкивается с чем-то иррациональным. Например, с животными и детьми.
В 2011 году во Франции родители убили своего трёхлетнего сына в стиральной машине за проступок в детском саду. Мать заперла двухлетнего ребёнка с синдромом Дауна в стиральной машине. В США родители забыли пятилетнюю девочку в барабане стиральной машины в магазине бытовой техники. Всё это не просто проявление ужасающей жестокости. Люди пытаются намеренно вызвать состояние, в котором бытие машины проявится, то есть фактически сломать её. Чтобы вывести из строя рациональную систему, нужно принести в жертву кого-то или что-то, не подчиняющееся логическим законам, например, ребёнка.
Не обходит подобная участь и ещё одних проводников иррациональности — котов. Пенсионер из Кемерово убил кота в стиральной машине на глазах у всей семьи. Его дочь и жена требовали посадить мужчину, но он отделался штрафом. Иногда в ритуальном убийстве участвуют одновременно и дети, и коты. Десятилетний мальчик из Екатеринбурга постирал двух котов в машине, за что получил нагоняй от бабушки. Тут возникает вопрос: неужели стиральные убийцы, в особенности дети, не хотят в последний момент открыть барабан и спасти жертву? Может, и хотят, но на открытие барабана наложено табу. Ведь из него, как из ящика Пандоры, вырвется наружу не только сохранённая жизнь, но и ещё неведомо что.
На YouTube существует отдельный жанр роликов — показательная казнь стиральной машинки. Обычно её ставят на какой-нибудь неустойчивый эшафот, оставляют открытым барабан и увеличивают напряжение. Обычно этого уже достаточно, чтобы техника убила сама себя. Но иногда в барабан бросают разные предметы типа кирпичей, гантелей, камней. Всё это становится похоже на групповое изнасилование. В принципе, это тоже можно рассматривать как попытку обнажить бытие техники. Видео уничтожителей стиральных машинок получили такую популярность на YouTube во многом потому, что эстетически они очень близки к любой документации актов насилия, но над живыми людьми. Мы же так любим (и ненавидим) смотреть видеозаписи аварий, казней и избиений, и публичное уничтожение стиральной машины — очередной пример этого удивительного человеческого свойства.
При просмотре такого видео многие сочувствуют технике и проявляют сопричастность к её проблемам. Тут всё, как в истории с роботом, которого бьют клюшкой. Смерть стиральной машины воспринимается не на физическом уровне, как разрушение какого-то технического устройства, а на эмоциональном. Мы видим, как техника погибает, выполняя свой долг, заложенный программой, и соотносим её смерть с понятием героизма, а тех, кто стал причиной её гибели, — с врагами. Так стиральная машина становится «своим», а её убийца — «чужим».
Барабан стиральной машины — это бесконечный цикл смертей и перерождений.