Мафия ЮАР процветает во время карантинного сухого закона

02 июня 2020

Привет, это рассылка «Мир в огне», и сегодня мы следим за тем, как по-разному ведут себя политические режимы в период карантина.

  • Сухой закон в ЮАР снизил смертность, но на руку мафии

  • В Западной Европе граждане стали больше доверять правительствам благодаря карантину

  • Китай почти отобрал у Гонконга ещё один кусочек свободы (вероятно, последний)

Йоханнесбург, ЮАР

Сухой закон снизил смертность по пятницам, но улучшил дела мафии


Карантин, объявленный президентом ЮАР Сирилом Рамафосой, плохо сказался на благосостоянии механика Дэвида Мкосве, живущего в пригороде Йоханнесбурга. Мкосве вынужден сидеть дома и совсем не зарабатывает. Последние три недели у него не было денег даже на покупку молока для девятимесячной дочери. 

Кроме того, два месяца назад в стране ввели строгий запрет на покупку и транспортировку алкогольных напитков, что Дэвиду тоже оказалось трудно пережить, поскольку он борется с алкоголизмом. «Через несколько дней не стало пива, а потом и виски», — сокрушается он. 

Критики назвали «сухой закон», введённый президентом Рамафосой в марте, произволом и пуританством. С 1 июня продажу алкоголя всё-таки разрешат, но только четыре дня в неделю. Купить спиртное в пятницу и в выходные будет невозможно, все бары также будут закрыты. «Неплохо, что пабы закрыты, — говорит Мкосве. — Гораздо безопаснее пить дома. Я не знаю, что принесёт понедельник, но не думаю, что у кого-то будет вечеринка».

Запрет введён неспроста. В ЮАР один из самых высоких уровней насильственных преступлений, и более половины их жертв имеют повышенный уровень алкоголя в крови. Половина всех убийств совершается вечером пятницы или субботы. Как ни странно, но карантин скорее улучшил ситуацию: «Количество убийств во время карантина сократилось на 63 %, значит, снизились и другие насильственные преступления», — говорит Гарет Ньюхэм, глава департамента управления, преступности и правосудия в Институте исследований безопасности в Претории. Сократились и дорожно-транспортные происшествия — ещё одна важная причина смертности, а с тех пор как в начале марта в стране были выявлены первые случаи COVID-19, в больницах зарегистрирована только треть от обычного числа тяжёлых ран и травм.

Президент пытался запретить и продажи сигарет на том основании, что курение ослабляет дыхательную систему. Но это спровоцировало рост незаконной торговли, открыв огромные возможности для организованных преступников. Полиция сообщила об увеличении контрабанды из соседних стран и учащении краж со взломом из винно-водочных магазинов.

В Южной Африке давно существует проблема преступных группировок. Сети, которые уже продавали наркотики, теперь добавили к обычному списку товаров ещё и алкоголь с сигаретами. В итоге преступники теперь процветают, а тысячи легальных баров и ресторанов понесли огромные убытки. Это создаёт угрозу для большого количества рабочих мест в стране, и так страдающей от высокой безработицы и ослабевающей экономики. 1 июня карантин в стране смягчили, что позволило открыться некоторым предприятиям. Почитайте, как переживали пандемию в Кейптауне — другом городе ЮАР.

Как всевозможные ограничительные меры скажутся на разных политических режимах, ещё предстоит выяснить, но первые результаты уже появляются: в Западной Европе, к примеру, уровень поддержки правительства только вырос.

Глобальная макросила

Поддержка западноевропейских демократий выросла благодаря карантину


Исследование общественного мнения, проведённое частной фирмой, показало, что меры по ограничению прав и свобод на период пандемии увеличили поддержку гражданами своего премьер-министра и президента примерно на четыре процента, а доверие к правительству повысили на три процента.

Опрос проводился онлайн со 2 марта по 3 апреля на репрезентативной выборке из 1000 человек — граждан 15 западноевропейских стран. Исследователи сосредоточили анализ на семи из них, где был введён карантин: Австрии, Дании, Франции, Италии, Нидерландах, Испании и Великобритании. У респондентов спрашивали об их политических взглядах, доверии к правительству и удовлетворённости демократией, а также намерены ли они в будущем голосовать за нынешнего премьер-министра или президента.

Ослабнет или укрепится авторитет политических партий, зависит от того, считают ли граждане, что партии справились с кризисом должным образом. «В эту новую эпоху возникает ключевой вопрос: когда граждане сталкиваются с серьёзными угрозами, например кризисом в области здравоохранения, доверяют ли они демократическим системам реагировать на эти угрозы?» — говорит один из авторов исследования Дэмьен Бол.

Опрос показал более высокий уровень удовлетворённости демократией и доверия к правительству после введения карантина. Респонденты при этом не продемонстрировали никаких изменений в политических интересах или смещения взглядов влево или вправо.

«Кажется, — говорят авторы, — граждане поняли, что необходима строгая политика социального сдерживания, и вознаградили правительства, которые решили обеспечить её соблюдение, по крайней мере, в краткосрочной перспективе».

В то же время для многострадального Гонконга пандемия и сопутствующие ограничения социальной активности обернулись политическим проигрышем: под предлогом защиты общественного здоровья Китай забирает у автономного города все больше свобод.

Гонконг

Правительство не прислушалось к экологам


27 мая госсекретарь США Майк Помпео заявил, что Гонконг больше не автономен от Китая, после чего Китай начал процедуру принятия Закона о национальной безопасности, который существенно расширит возможности китайских спецслужб на территории города.

Этот закон противоречит принятой самим же Китаем политике «одна страна, две системы», согласно которой Гонконг должен сохранять автономию гражданских, правовых и экономических институтов.

Закон направлен на пресечение гонконгских протестов, а также, как заявляют его авторы, иностранного вмешательства и терроризма. Он показывает прямое политическое намерение Китая установить прямой контроль над полуавтономным городом, что будет означать конец его независимости. Она должна была сохраняться до 2047 года — таково было условие, при котором Великобритания передавала Гонконг под управление Китая.

Закон пока не принят, и провести его через парламент Гонконга нельзя, но есть нюанс: по закону, пекинское правительство может распространять на регион действие «общенациональных законов». Поэтому Китай просто примет соответствующий закон, а потом распространит его и на Гонконг.

Если это произойдёт, город больше не может служить финансовым центром Азии и глобальными экономическими воротами в Китай. Он также не может поддерживать свободную рыночную экономику, независимую судебную систему и законодательную автономию. Граждане там не смогут пользоваться свободой слова и другими основными свободами.

Также эксперты опасаются, что законодательство будет иметь негативные последствия для вопросов, касающихся Тайваня, Синьцзян-Уйгурского автономного района и Южно-Китайского моря. В конечном счёте Китай идёт в лобовое столкновение с США. В ответ на действия Китая президент Дональд Трамп немедленно объявил о мерах по прекращению особого торгового статуса Гонконга и приостановлению виз китайских аспирантов, которые подозреваются в получении торговых знаний и проведении исследований для китайского правительства и военных. 

С вами была Женя Щербина, спасибо, и помните: мир в огне.

Добавьте комментарий

comments powered by HyperComments
Нашли ошибку?
Текст