Привет, это рассылка «Мир в огне», и сегодня мы наблюдаем, как развиваются технологии в эпоху COVID-19.
Подписаться на рассылку можно здесь.
Facebook тренирует алгоритмы распознавать фейки о вирусе и хейтерские мемы
Пандемия повысила продажи пижам, наушников и ПК
Продавец электровелосипедов привлёк инвестиции на фоне всеобщего страха перед общественным транспортом
Приложение для отслеживания контактов набрало в Индии 100 миллионов пользователей
Пало-Альто, США
Facebook тренирует ИИ на фейках про коронавирус
Facebook выпустил очередной отчёт с анализом работы модераторов и анализирующего дезинформацию искусственного интеллекта за последние несколько месяцев. Из отчёта можно узнать, что компания для модерации соцсети полагается всё больше на алгоритмы и всё меньше на людей, главным образом потому, что модераторы, вынужденные каждый день просматривать шок- и хейтерский контент, быстро выгорают.
Пандемия не слишком повлияла на методы модерации, тем не менее алгоритмы пришлось переключить в том числе на поиск фейков и дезинформации о коронавирусе и злоупотреблениях платформой — например, накручиванием цен на маски и медикаменты на Facebook Marketplace.
Находя пост с ложной информацией, алгоритм либо модератор вешает на него специальную пометку. Согласно отчёту, в апреле такие пометки получило более 50 миллионов сообщений, связанных с COVID-19. С 1 марта компания удалила более 2,5 миллиона единиц контента о продаже масок, дезинфицирующих средств для рук, салфеток и тест-наборов.
Facebook признаёт, что инструменты для выявления дезинформации ещё далеки от совершенства. Например, ИИ трудно определить, где фейк, если сообщение содержит картинку с текстом, а многие фейки именно такие. Кроме того, алгоритмы по-прежнему плохо распознают игру слов и прочую постиронию. Однако для этих целей компания уже много лет разрабатывает специальный алгоритм SimSearchNet, который может распознавать изображения, а также их копии с незначительными модификациями.
Таким образом соцсеть постепенно улучшает модерацию, применяя одни и те же алгоритмы как для ненавистнических высказываний, так и для поиска ложной информации о коронавирусе. «В первом квартале 2020 года мы приняли меры против 9,6 миллиона единиц контента за нарушение политики в отношении ненавистнических высказываний — рост по сравнению с предыдущим кварталом составил 3,9 миллиона единиц», — говорится в отчёте.
Глобальная макросила
Новый вирус помогает стартапам и электронной коммерции
Пандемия коронавируса подорвала многие бизнесы, но точно не электронную коммерцию как отрасль. Согласно новым данным Adobe Digital Index, в США продажи в этом секторе в апреле выросли почти на 50 % по сравнению с периодом до начала карантина. Онлайн-продажа продуктов в марте — апреле выросла на 110 %, электроники — на 58 %, а книг через интернет люди стали покупать вдвое больше.
Помимо прочего, пандемия привела к росту цен на электронику, хотя с 2014 года цены на неё стабильно снижались. Причина — в повышенном спросе. Выросла потребность в ПК, так как многие сотрудники перешли на удалённую работу, на 459 % вырос спрос на аудиомикшеры, микрофоны, кабели и другое аудиооборудование, так как за время пандемии появилось много домашних студий, блогеров и подкастеров.
Зато спрос на одежду упал, так как в ней некуда особо ходить. Вслед за этим снизились цены, поэтому одежду стало выгодно покупать онлайн. В итоге продажи одежды в интернете выросли на 34 %. Особенно вырос спрос на пижамы (на 143 %), а снизился на брюки и куртки (на 13 % и 33 % соответственно).
В то же время владельцы стартапов смотрят в посткоронавирусное будущее, а вслед за ними смотрят и инвесторы. Так, голландский бизнес по производству электровелосипедов VanMoof недавно привлёк венчурных инвестиций на 13,5 миллиона долларов. На эти средства компания планирует выходить на международный уровень.
Европа постепенно выходит из карантина и пытается привести в движение замершую экономику, однако меры безопасности по-прежнему требуют от людей избегать общественного транспорта. Тут-то шеринг транспортных средств, включая велосипеды, будет очень кстати. К примеру, правительство Великобритании недавно выпустило пакет мер по поддержке велосипедной инфраструктуры, в итоге акции компании по продаже велосипедов Halfords выросли на 17 %. Сети велодорожек будут расширять Нью-Йорк, Берлин и Милан.
Нью-Дели, Индия
Приложение для отслеживания контактов быстро стало популярным
Крупнейшие страны мира, включая США и Австралию, ищут способ тормозить распространение вируса путём массового внедрения приложений для отслеживания контактов. В приложении человек может отметить свой COVID-статус, и, если так сделают все вокруг, оно будет предупреждать каждого, что он имел контакт с заражённым и нужно принять меры.
В большинстве стран такие приложения только разрабатывают, но в Индии его уже запустили, и оно оказалось очень популярным: за 41 день приложение Aarogya Setu («медицинский мост» на хинди) набрало 100 миллионов пользователей, в то время как общее число владельцев смартфонов в стране — 450 миллионов.
Правда, приложение вызывает обеспокоенность у защитников конфиденциальности и специалистов по кибербезопасности. Оно собирает и хранит на сервере данные о местоположении пользователей и о тех, кто столкнулся с симптомами заболевания. А это означает возможность взлома и утечки этих данных. Впрочем, министерство электроники и информационных технологий Индии, разработавшее приложение, заявляет, что хранение данных на сервере — не баг, а фича.
У Aarogya Setu также закрытый исходный код, то есть независимые исследователи не могут проверить его на ошибки и уязвимости. В ответ на это Ажай Пракаш Сохней, секретарь министерства, заявил, что код не обнародовали специально, чтобы не появилось много советчиков, отвлекающих правительство от работы.
«Если я открою свой исходный код и, допустим, 50 000 человек начнут его критиковать, каждый день находя проблемы, нам придётся тратить слишком много времени, чтобы реагировать на них», — сказал чиновник.
С вами была Женя Щербина, спасибо, и помните: мир в огне.