Привет, это рассылка «Мир в огне», сегодня день, когда мы исследуем глобальное неравенство, так что почитайте, где живут беднейшие люди в мире и как выглядит их жизнь.
Женщины Чада разобрались в электричестве благодаря помощи Всемирного банка
Треть всех бедняков мира живёт всего в трёх странах
В Ливане разразился экономический кризис и начались протесты против коррупции
Ам Тимам, Чад
Женщины несут стране свет
Адуйе Бреме было 13 лет, и она училась в шестом классе, когда её выдали замуж. Ей пришлось покинуть школу, и вскоре она родила двоих детей. Теперь детей уже восемь.
Опыт Адуйи не уникален. В Чаде один из самых высоких в мире уровней детских браков: 67 % молодых женщин вышли замуж в возрасте до 18 лет. После этого они обычно не могут получить нормальную профессию, имеют меньше возможностей получить медицинские услуги и уязвимы для насилия.
Но теперь у Адуйи появилась надежда на профессиональную самореализацию: она обслуживает солнечные батареи. Такую возможность ей предоставил Сахельский проект по расширению прав и возможностей женщин и демографическим дивидендам (SWEDD), созданный по инициативе нескольких африканских государств. Проект позволяет женщинам и девочкам получить профессиональную переподготовку, а также привлекает целые общины к решению таких проблем, как ранние детские браки, нарушения прав человека и гендерное неравенство.
Адуйя Брема, как и несколько других женщин, записалась на курсы электриков. «Сначала мы думали, что электричество со всеми этими проводами — это работа для мужчин, — сказала она, — мы чувствовали, что не можем это сделать. Но нам сказали не паниковать. И мы смогли». В итоге женщины постепенно разобрались в том, как устроены солнечные батареи. «Я смогла выучить основы за две недели и без страха начала работу над своей первой электрической установкой. Теперь у меня есть бизнес», — говорит женщина.
В Чаде и других странах, где SWEDD работает (Бенин, Буркина-Фасо, Мали, Нигер и другие), он уже организовал профессиональную подготовку более 154 тысяч женщин. Когда маргинализированные женщины и девочки получают доступ к информации и возможностям, выгоды получают их семьи и общины. Брема теперь снабжает электричеством свою деревню. «После установки панелей электричество становится бесплатным, потому что оно исходит от солнца», — сказала она.
Недавно Всемирный банк одобрил выделение дополнительных 376 миллионов долларов для поддержки второго этапа проекта SWEDD. В результате общая поддержка составила 680 миллионов долларов.
Глобальная макросила
Большинство бедняков живут в Нигерии, Конго и Индии
Программа SWEDD действует на территории одной из трёх стран с беднейшим населением — Нигерии. Вместе с Конго и Индией там проживает более трети всех самых бедных людей в мире.
По данным Всемирного банка, на Индию приходится 24 % бедного населения мира, в то время как в Нигерии и Республике Конго — 12 и 7 % соответственно. Ожидается, что эти цифры не изменятся в следующем году.
В 2019 году половина из 736 миллионов человек в мире, живущих в крайней бедности, приходилась всего на пять стран — Нигерию, Индию, Конго, Эфиопию и Бангладеш. Интересно, что эти страны являются самыми густонаселёнными в Южной Азии и Африке к югу от Сахары.
Коронавирус ситуацию только ухудшит. «Большая доля новых нищих будет сосредоточена в странах, которые уже борются с высоким уровнем бедности (когда доход на одного человека составляет менее 3,2 доллара США в день). Почти половина новых прогнозируемых бедных будет в Южной Азии и более трети — в странах Африки к югу от Сахары.
При базовом сценарии COVID-19 может привести к бедности ещё 176 миллионов тех, кто живёт на 3,2 доллара в день, и 177 миллионов тех, кто живёт чуть более «богато» — на 5,5 доллара в день. Это эквивалентно увеличению уровня бедности на 2,3 процентных пункта по сравнению со сценарием без COVID-19.
Триполи, Ливан
Страна переживает крупнейший экономический кризис и протесты против коррупции и беззакония
Впрочем, бедность подстерегает людей не только в Африке. Несколько лет назад Ахлам распродала всю мебель и в поисках лучшей жизни бежала из Ливана в Германию на лодке, заполненной мигрантами из Сирии, Судана и Афганистана. В Германии она воссоединилась с семьей и неплохо жила два года, но затем смерть одного из сыновей вынудила её вернуться домой в страну, которая сейчас переживает сильнейший со времён окончания гражданской войны 1975–1990 годов экономический кризис.
«Я избежала нищеты и лишений, в которых мы жили в Баб-эль-Теббане, только для того, чтобы вернуться к крайней нищете», — устало говорит 54-летняя Ахлам. Она нашла работу на вилле зажиточной семьи из Триполи, с зарплатой в 500 тысяч ливанских фунтов. До начала спада экономики в конце прошлого года это было эквивалентно примерно 330 долларам, но сейчас стоимость этих денег на чёрном рынке составляет всего 100 долларов.
«Моего дохода хватает только на покупку овощей, — говорит Ахлам. — Мне иногда приходится занимать деньги, чтобы купить масло и хлеб. Много дней мы просто едим остатки еды».
Ахлам — одна из тысяч жителей Триполи, которые теперь пытаются найти деньги хотя бы на еду, поскольку кризис в последние недели только углубился.
Экономический спад вызвал по всей стране беспрецедентные протесты против правящей элиты, которую многие считают некомпетентной и коррумпированной и в которую входят богатые политики из Триполи.
По данным неправительственной ассоциации защиты прав потребителей, с осени цены на продукты питания выросли более чем на 70 %. Инфляция стала ударом в стране, где более 45 % населения в настоящее время живёт за чертой бедности, а около трети рабочей силы — безработные. Триполи — наиболее бедный город, в 2015 году 57 % его населения уже находились за чертой бедности, а 26 % страдали от крайней нищеты. Теперь в городе идут наиболее активные протесты и столкновения с полицией. Сообщается о десятках раненых. Безработная и вынужденная покинуть школу молодёжь берётся за оружие. Всех чиновников местные жители считают ворами. «Государство нас покинуло», — говорят они.
Ахлам сказала, что вернётся в Германию в одно мгновение, если сможет.
С вами была Женя Щербина, спасибо, и помните: мир в огне.