Читательница самиздата посмотрела видеообращение Виктора Золотова к Алексею Навальному, где главнокомандующий войсками Национальной Гвардии поясняет за коррупцию и обещает побить оппозиционного политика, и всё поняла, кроме того, почему все назвали это дуэлью.
В поисках правильного слова Мария Абросимова пошла изучать источники и обнаружила угрозу как самостоятельный жанр в традиционной поэзии, хип-хопе, в Новой Зеландии и школьных дворах. О диссах, треш-токе и коллаутах, о наездах, бычке, угрозах и жаргоне кулачных боёв ирландских кочевников — в небольшом (и заведомо неполном) обзоре мировых языков ненависти.
Ирландские путешественники (пэйви, шельта) появились на Британских островах, по разным версиям, то ли несколько столетий назад — после Великого голода в Ирландии, то ли снялись с места ещё в раннем Средневековье. Так или иначе, сегодня они признаны отдельным кочевым народом со своим языком и культурой. Кулачный бой для них — не только способ заработать на подпольном тотализаторе, но и часть системы отношений между кланами, нередко враждующими десятилетиями, из поколения в поколение.
Вражда подразумевает угрозу, а угроза нуждается в хорошей формулировке. Видимо, для удобства общения на больших расстояниях часть этих угроз современные ирландские кочевники сообщают друг другу через ютуб в форме так называемых коллаутов — приглашений на кулачный бой с многочисленными оскорблениями. Когда дело доходит до драки, она проходит без раундов и практически без правил (бить ниже пояса нельзя, но можно кусаться). Бой длится до нокаута или пока один из бойцов не сдастся, но за самими коллаутами наблюдать даже интереснее.
Шельта говорят на собственном языке, похожем на смесь ирландского и английского, а язык коллаутов к тому же насыщен метафорами и для посторонних почти непонятен, но вот несколько примеров классических угроз, которые кое-как поддаются переводу:
You go hump a lion — Трахни льва
You’re a squeaky kite — Ты скрипучий змей воздушный
You, potato, fight me and i’ll shit in your shower — Ты, картошка, подерись со мной, и я насру тебе в душ.
Треш-ток — форма оскорбления, часто используемая в мире спортивных единоборств для запугивания соперника и повышения собственной медийности. Получила широкое распространение от Мухаммеда Али, любившего начать травлю противника перед боем (и даже во время) настолько, что она стала чем-то вроде его фирменного жеста. «Float like a butterfly, sting like a bee; his hands can’t hit what his eyes can’t see. Первая часть цитаты знакома каждому, а вот вторую на русский переводят обычно неверно: «Руки работают, видят глаза», хотя имеется в виду «Нельзя ударить по тому, что не видишь» — трактовать это можно и как продолжение сравнения с пчелой, и как отсылку к психологической составляющей боя.
В 1974 году Али вышел на ринг против Джорджа Формана — действующего чемпиона в тяжёлом весе, который никогда никому не проигрывал и превосходил Али по физическим параметрам, но тот всё равно перед боем издевался над Форманом как мог:
«Я видел, как Джордж Форман боксировал с тенью, и тень выиграла».
«Еще с пеленок ты знал, кто я такой, тебя пугали моим именем с колыбели. А сегодня я взгрею тебя так, что ты опять расплачешься, как младенец».
Бой продлился восемь раундов и завершился победой Мухаммеда Али, став одним из самых знаменитых поединков в истории бокса. Позже Форман скажет «Я думал, что отправлю его в нокаут, пока после мощного удара в челюсть в седьмом раунде Али не взял меня в клинч и не прошептал на ухо: „Это всё, что ты можешь, Джордж?“»
В мире MMA и UFC треш-ток бойцов на конференциях, в твиттере и инстаграме — это уже давно такая же часть шоу, как сам бой. Знаменитый боец Конор Макгрегор (кстати, в июле чуть не угодивший в тюрьму за нападение на целый автобус с участниками UFC) никогда не упускал возможности заранее унизить противников. На пресс-конференции с Жозе Альдо он называл бразильского бойца киской, малышом и сучкой, предлагал посидеть у себя коленях, бросал дротики в фотографию Альдо и вообще много-много говорил:
«Пару веков назад я бы прискакал в его фавелу на лошади и обезглавил там каждого, не способного работать. Но сейчас иные времена, так что я надеру ему жопу в октагоне».
Парировать бразильский боец не мог, потому что не говорил по-английски, но пообещал через переводчика показать себя на ринге. Конор нокаутировал Альдо на тринадцатой секунде первого раунда.
А вот Чейл Соннен не остался в долгу после угроз Силвы Вандерлея, которого, кстати, победил потом в Madison Square Garden.
«Вандерлей, ты — бразильский иммигрант, я — американский гангстер. Уверен, что хочешь сыграть со мной в эту игру? Я проникну в твой дом под покровом ночи, вырублю электричество, и ты услышишь, как я поднимаюсь по лестнице в очках ночного видения <...> Я вышибу дверь в твою комнату и сфотографирую тебя и братьев Ногейра, практикующих „джиу-джитсу“ в твоей постели, размещу его на сайте www.DorksFromBrazil.com. Вот как нужно угрожать, глупыш».
Самый известный биф в истории рэпа — «Война побережий», развернувшаяся в США, когда рэперы Лос-Анджелеса стали составлять серьёзную конкуренцию старой школе Бронкса.
В 1991 году Tim Dog выпускает трек Fuck Compton — дисс на всех рэперов западного побережья, в котором угрожает их застрелить. В ответ западные рэперы записали много треков, в их числе трек Доктора Дре «Dre Day» со Снуп Доггом.
Угрозы расправы появлялись почти в каждом диссе того времени, и их сопровождала вполне реальная уличная война: в 1996 году был смертельно ранен Тупак Шакур, год спустя в перестрелке гибнет Бигги — и это только самые известные имена рэпа девяностых. Список жертв идёт на сотни и полностью до сих пор неизвестен.
Один из ранних русских диссов — ответ Noize MC на дисс-трек дуэта B&4 (БиЧ). Рэперы решили, что Нойз незаслуженно выиграл у одного из них (Чека) на SGK MC баттле. Noize MC с ними не согласился и записал «Говорят, что некрасиво».
После встречи Оксимирона и Джонибоя на Версусе рэп-баттлы выплеснулись из ютуба в дворы российских школ. Дети начали устраивать свои собственные баттлы, записывать их на видео и выкладывать в сеть — лайков меньше, вероятно, потому что раунд начинается с цу-е-фа. Тем не менее и там есть небанальное:
«Мой рэп — хлеб. Твой рэп — бред. Ты кушаешь омлет, а я атлет. Ты не можешь жить без котлет. Ты говоришь, что всех порвёшь — на самом деле ты себе жопу надорвёшь».
«Я тебя затроллю, азазаз».
«Это улица, тупая курица».
Дагестанец Камиль из города Избербаш известен интернету под прозвищем Кама Пуля. Видео с ним стали появляться в сети в 2014 году, но с тех пор Кама уже прошёл долгий путь. Перестав быть человеком в шпагате и с пистолетом, он стал просто человеком в шпагате и сегодня в основном проповедует здоровый образ жизни, выступает против мастурбации, делится житейскими истинами, медитирует. В комментариях поклонники называют его современным философом:
«Неважно, с какой скоростью ты двигаешься, братишка. Главное — не останавливайся. Будь, как вода, как сказал Брюс Ли».
«Безделье — это игрушка дьявола».
«Сегодня я пьян, но завтра протрезвею. А кое-кто останется педиком навсегда, нося шёлковые трусы».
Кама отжимается, демонстрирует приёмы карате и «паркуется» на поперечный шпагат в самых неожиданных местах — даже в воздухе, упираясь ногами в бамперы двух машин.
Камилю посвящены несколько десятков фан-групп в соцсетях, у него есть собственные мемы, коллекция футболок с цитатами, стикерпаки — в интернете можно даже найти фанфики с его участием.
Кстати, в конфликте бойца UFC Хабиба Нурмагомедова и Тимати Кама принял сторону Нурмагомедова, записав видеообращение, в котором предупреждает Тимати не газовать на Хабиба, пока не схлопотал. Ведь это совсем не деликатно.
Мага Лезгин — ещё один уроженец Дагестана, ставший знаменитым благодаря мастерству угрозы. Он публично высказывает свою нелюбовь к Владимиру Жириновскому и Дмитрию Медведеву, а Владимиру Путину и Бараку Обаме посвящено отдельное видео, в котором Мага угрожает расправой обоим президентам в случае, если доллар продолжит расти.
В ютубе также есть целая серия видео, посвящённая его противостоянию с Камой Пулей, но сегодня конфликт сошёл на нет, его участники живы и здоровы, а некоторые и вовсе сомневаются, что конфликт вообще имел место, а не был срежиссирован как кроссовер знаменитостей дагестанскими комиками из проекта Хахачкала.
Традиционная поэзия новозеландских маори, кажется, вобрала в себя все мировые практики буллинга сразу. Миру она известна прежде всего «как хака от новозеландской сборной по регби», когда спортсмены во время приветствия перед матчем выстраиваются в сложную фигуру на поле и начинают что-то громко кричать на маорийском, параллельно вываливая языки, раздувая ноздри и жестами изображая расправу над противником.
Из-за агрессивной подачи существует стереотип, что хака — это исключительно воинский ритуал, призванный запугать противника, но в действительности хака существует во множестве вариантов. Есть трагическая похоронная хака и лиричная свадебная хака, которую современные новозеландцы исполняют иногда прямо у алтаря и в фате. Экспрессивная мимика и жесты в хаке несут особый, метафорический смысл, который уже давно не помещается в контекст межплеменных войн и раздора, хоть и выглядит очень угрожающе.
В примерном переводе знаменитая хака All Blacks, после которой сборная Новой Зеландии выигрывает с разгромным счётом, выглядит примерно так:
Я живу!Этот волосатый человек,
Который принёс солнце,
Заставив его светить.
Шаг наверх! Ещё шаг наверх!
Последний шаг наверх! Затем шаг вперёд!
Навстречу солнцу, которое светит!