Жаркий секс в Африке

21 июля 2016

Африка — земля загадок и странностей. Вполне возможно, Апокалипсис изначально зародился именно там, так же, как когда-то там появились первые люди. Самиздат начинает серию текстов о том, как люди занимаются сексом в разных странах, и сегодня мы расскажем про невероятные сексуальные традиции в Африке — корректирующее изнасилование, женское обрезание и ещё много всего такого, о чём страшно не только писать, но и думать.

Однажды, ещё в начале 90-х, московский инженер Николай Пивоваров отправился по работе в Уганду — он должен был строить там дороги. После этого ни жена, ни дочь его так больше и не увидели: Николай, пленённый африканскими женщинами, решил не возвращаться домой. Как он позже рассказывал журналистам, «они заводятся моментально. Угандийским женщинам не придёт в голову работать над собственным оргазмом, как европейкам. Сексуальность — не в мышцах, а в голове. Они её источают, а не наращивают, как бицепс». Другой путешественник, на туристических форумах он называет себя просто Григорием, рассказывает, как, попав в Кейптаун, он первым делом отправился в бордель, увидел там похотливых женщин с грудью небывалого размера, и эта картина глубоко запала ему в душу.

Африка — земля контрастов и противоречий.
Пока в Найроби европейские туристы отрываются в клубах и проводят ночи в шикарных отелях с местными девушками (не проститутками, а любительницами приключений), в архаических племенах женщин-лесбиянок насилуют, чтобы сделать «нормальными». В десяти африканских странах доля ВИЧ-инфицированного населения составляет от двенадцати до тридцати девяти процентов (для тех, кто не разбирается, — это очень много), но некоторые до сих пор верят, что лучшее лекарство от ВИЧ — секс с девственницей.

Как объясняет африканист Пётр Попов, в Африке отношение к сексу заметно отличается от европейского. Для многих жителей этого континента все события в мире связаны с природными циклами и ритуалами, а система размножения — это и есть один из главных природных циклов.

Конечно, на сегодняшний день большая часть населения Африки — мусульмане и христиане, а приверженцев традиционных верований осталось мало. Большинство исторических обрядов постепенно уходят в прошлое. Молодёжь жаждет вестернизации, которую ей каждый день показывают по телевизору. Но традиционные верования всё-таки остаются, и они довольно сильны. «У нас 90% мусульман, 10% христиан и 100% язычников», — сказал однажды бывший президент Сенегала Абдулай Вад.

Корректирующее изнасилование

Африканке по имени Никсоло Ногваза было двадцать четыре года, она была лесбиянкой и состояла в правозащитной гей-организации «Ekurhuleni Pride Organising Committee». В апреле 2011 года Никсоло нашли мёртвой в одном из переулков Ква-Тема — района неподалёку от Йоханессбурга, где живут коренные африканцы. Девушка была изуродована до неузнаваемости, а в её половых органах нашли осколки битого стекла. Как считают её соратники, это — типичный случай корректирующего изнасилования, дичайшей африканской традиции, которая так до конца и не ушла в прошлое. Эта практика не просто подстраивается под современные реалии, она находится где-то на стыке модерна и традиционности. Существует целое движение приверженцев корректирующего изнасилования. Их идея заключается в том, что гомосексуализм — это болезнь или отклонение, он неприемлем для африканского общества. Чтобы «вылечить» лесбиянок, то есть сделать их гетеросексуальными, сторонники этого движения предлагают неоднократное групповое изнасилование (при этом официально однополые браки в ЮАР были узаконены ещё в 2006 году). Ещё есть практика массового изнасилования маленьких детей — считается, что это может уберечь ребёнка от СПИДа.

Кстати о СПИДе

У тех, кто исповедует традиционные африканские поверья, интересные отношения с медициной. Например, есть африканцы, которые считают, будто бы, съев мясо соотечественника-альбиноса, можно продлить себе жизнь, а от СПИДа излечивает совокупление с девственницей. Африканский континент находится на первом месте по количеству ВИЧ-инфицированного населения в мире, однако к сексу африканцы относятся предельно просто — кто угодно может переспать с кем угодно, и это не будет странным или зазорным. Когда в 70-е годы на континенте появился СПИД, ситуация никак не изменилась. «Однажды в Ботсване один чиновник рассказывал мне, как, будучи ещё геологом, он ездил по африканским странам и спал с женщинами. Среди геологов это было принято, поэтому большинство его друзей теперь мертвы из-за СПИДа», — рассказывает сотрудник Института Африки Российской академии наук Василий Сидоров.

Конечно, правительство, разные волонтёрские и неправительственные организации пытаются бороться с эпидемией. В Кейптауне, например, в каждом офисе стоят вазы с презервативами, как на Западе — с конфетами. Презервативы можно достать повсюду и бесплатно. «Как-то в Африке наш вертолёт от неправительственной организации четыре с половиной тонны презервативов возил на точку раздавать», — говорит научный сотрудник Института Африки Пётр Попов.

Полигамия

Ещё одна африканская традиция, непонятная европейцам, — это полигамный брак, в особенности распространено многожёнство. Есть даже афро-христианские церкви, где такая форма брака разрешена. Часто, если муж умирает, жена остаётся собственностью семьи, то есть переходит к его младшему брату.

Среди вождей многожёнство — совершенно нормальное явление. Например, у президента ЮАР Джейкоба Зумы четыре жены, а у короля Свазиленда Мсвати III пятнадцать жён и двадцать пять детей. В этом королевстве даже есть ежегодный праздник — Умхланга, или Танец тростника: сотни девушек собираются со всей страны и топлесс танцуют перед королём, чтобы он выбрал себе жену. В ответ на эпидемию СПИДа Мсвати III возродил традиционное право на целомудрие: в 2001 году он ввёл запрет заниматься сексом с девушкам до достижения ими двадцати одного года. Человека, нарушившего это правило, штрафовали: он должен был отдать государству корову. Правда, уже через неделю после введения запрета Мсвати III выбрал в качестве своей восьмой жены несовершеннолетнюю девушку, и ему пришлось оштрафовать самого себя. В любом случае, уже через четыре года закон пришлось отменить из-за неоднозначной реакции населения. Интересный факт: в 2011 году Мсвати III расстался с одной из своих жён после того, как она изменила ему с министром юстиции Свазиленда.

На самом деле, многожёнству на Африканском континенте есть рациональное объяснение. Исторически сложилось так, что в Африке существует половая сегрегация: женщина занимается бытом и сельским хозяйством, а мужчина — охотой. И если охота при этом зависит от благоволения звёзд, то сельское хозяйство и воспитание детей — тяжёлый ежедневный труд, и женщинам проще заниматься этим трудом группами.

В женских общинах нет понятия ревности, жёны одного мужа неплохо уживаются между собой и разделяют обязанности.
Когда-то у некоторых этносов нормой считалась и женская полигамия. Например, в XIV веке знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута писал о нравах государства Мали: «Я отправился к Абу Мухаммеду — тому, с которым мы прибыли в Валату. Он сидел на ковре, а на ложе под балдахином сидела его жена и вела беседу с каким-то мужчиной. Я спросил Абу Мухаммеда:
— Это что за женщина?
— Это моя супруга, — ответил он.
— А тот, кто сидит рядом с ней?
— Это её друг.
— Неужели ты доволен таким положением вещей? Ты, который жил в нашей стране и знаешь предписания ислама?
— Общение женщины с другими мужчинами у нас считается приличным и вполне благопристойным. Впрочем, наши женщины совсем не такие, как в ваших краях.

Я был удивлён его глупостью, ушёл и больше никогда к нему не приходил».

Во многих племенах Африки люди — как до брака, так и во время него — абсолютно свободны.
Например, в обществе туарегов женщины могут запросто спать с огромным количеством мужчин, а добрачные связи не считаются чем-то неприличным. Вот только если до свадьбы женщина успевает родить ребёнка, её за это могут покарать и даже убить.

Такие же свободные нравы были у туарегов и полторы тысячи лет назад: тогда незамужние девушки устраивали по вечерам своеобразные вечеринки ахал, приглашая на них по несколько поклонников. В конце посиделок они делали выбор в пользу одного из них, с которым проводили ночь.

Вот что ещё писал Ибн Баттута о нравах империи Мали: «Однажды я вошёл к судье Валаты, предварительно постучав и получив разрешение, и увидел его рядом с очень молодой и необыкновенно красивой женщиной. Я почувствовал неловкость и хотел было выйти, но женщина, даже не покраснев от смущения, стала весело смеяться над моим замешательством. Судья сказал мне: «Зачем тебе уходить? Это ведь моя подруга!». Я удивился поведению этих людей. И это законовед, ходжа!».

Проституция

Многие знают Африку как континент проституции и секс-туризма. Европейские женщины за сорок часто едут в Кению и Гамбию за молодыми мужчинами. В некоторых странах мужчина-турист запросто может переспать с любой местной девушкой, которая ему понравится. «Есть у меня один знакомый, который ездил в Танзанию. Он остановился поговорить с кем то, его спросили, хочет ли он жену, и тут же построили в ряд девушек, предложив выбрать одну из них», — говорит африканист Василий Сидоров.

В Эфиопии в XVIII — XIXвеках профессия проститутки и вовсе считалась привилегированной: в столице у короля были наложницы, и в этом не было ничего зазорного, так что и женщин, которые занимались проституцией, уважали. Сейчас в Африке многие женщины отправляются на заработки в города, открывают салоны красоты, а пару раз в неделю промышляют проституцией. Это считается нормальным, такие женщины не подвергаются никаким гонениям, их не перестают уважать. Ещё существует проституточный городок «Поле гиен» в Дар-эс-Саламе. Туда съезжается весь сброд, различные представители криминальных миров. В этом городе ходишь по улицам, заглядываешь в окна комнат, где в каждой днём спит женщина, которая ночью ублажает мужчин.

Обрезание

В Африке и мужчинам, и женщинам часто делают обрезание, так повелось ещё со времён Древнего Египта. Женское обрезание называется клитородэктомией, операция заключается в удалении или травмировании частей женских гениталий, вплоть до полного удаления головки и части тела клитора и малых половых губ. Операция проводится в возрасте пяти-четырнадцати лет. Обрезание женщинам делают из разных соображений, но все они не очень рациональны. Во-первых, считается, что при сексе с женщиной после клитородэктомии у мужчины меньше шансов подхватить инфекцию. Во-вторых, после операции женщина перестаёт получать удовольствие от секса, наоборот, он причиняет ей боль. Смысл тут в том, что, если твоей жене сделали обрезание, она вряд ли заведёт себе любовника. По той же причине на момент свадьбы она, скорее всего, будет девственницей. Ещё считается, что, если делать женщинам обрезание, им не захочется заниматься проституцией, но, например, в Судане на каждых сто проституток приходится восемьдесят пять женщин с клитородэктомией.

Если в Сомали и Южном Судане эту операцию можно сделать в госпитале, и там есть специальные прайс-листы с разными видами клитородэктомии, то во многих не столь крупных странах обрезание до сих пор делают при помощи каменных ножниц в условиях, далёких от стерильности, так что часто это кончается летальным исходом. Тем не менее, каждый год больше двадцати миллионом африканских девочек подвергаются такой женоненавистнической процедуре, причём многие африканки сами выступают за поддержание этой традиции, потому что им с детства внушили, что это правильно. Сторонницы женского обрезания объединяются в инициативные группы, а в некоторых семьях девочек не просто обрезают, но ещё и зашивают, чтобы при первом половом контакте мужья могли «вскрыть» их обычным ножом.

в некоторых древних странах Востока, так как считалась греховным возбуждающим занятием

Обряды, связанные с красотой

В XVIII веке многие жители африканского континента страдали от странной болезни, при которой у человека сжимается челюсть, и её невозможно разжать. Поэтому заболевшим начали выбивать зубы, чтобы они могли поесть и не умирали от голода. Теперь в некоторых племенах выбивание зубов — это традиция. На улицах Кейптауна можно увидеть много людей без передних зубов — кто-то из них специально обращается к стоматологу, чтобы удалить их. Есть ещё версия, будто женщины делают это, чтобы проще было доставлять мужчинам оральное удовольствие, но это, скорее всего, домыслы.

В разных частях Африканского континента зубы выбиваются по-разному: например, в Судане обычно выбивают резцы копьём, а на Мадагаскаре зубы подпиливают — считается, что так человек становится похож на акулу, а это очень привлекательно.

Ещё среди женщин популярна утюжка груди: они специально вытягивают грудь, используя для этого грузики, что, само собой, плохо отражается на их здоровье. Но это мало кого смущает. В некоторых племенах до сих пор есть традиция вытягивания черепа: маленьким девочкам деформируют голову всякими повязками и дощечками. Кто-то выбирает более простой путь и просто визуально удлиняет череп, удаляя с лица брови и ресницы. Ещё некоторые женщины удлиняют половые губы: например, бушмены в южной Африке вешают на них клипсы, чтобы они вытягивались. Их не снимают целый день — считается, что от этого повышается чувствительность органов.

Бичевание

«Мой соавтор по книге был свидетелем такой сцены: муж приходит домой, жена говорит ему: «Побей меня». Он отвечает ей, что бить её не будет, так как в гостях белый человек, который не поймёт. На что жена начала возмущаться — говорить, что он слабак, не мужик, раз не может её ударить», — рассказывает Александра Архангельская.

В некоторых племенах у молодожёнов принято сначала выплескивать друг на друга всю взаимную агрессию, а уже потом вместе вступать в счастливую жизнь. Так, например, в племени Бахуту в первую брачную неделю молодожёны вообще не занимаются любовью: они ночи напролёт колотят друг друга, а днём отсыпаются в родительских домах. Это нужно, чтобы в будущем они друг на друга не злились, а израсходовали всю свою злость ещё на заре отношений. Впрочем, в некоторых племенах членовредительство продолжается не только в первую неделю брака, и оно далеко не равноправно: мужчина должен регулярно бить женщину. Если он этого не делает, жена даже может сама попросить, чтобы её избили — настолько свято они чтут традиции.



В подготовке этого материала нам помогали: кандидат исторических наук, сотрудник Института Африки РАН и ВШЭ, член Национального комитета по исследованию БРИКС, старший советник KREAB Moscow Александра Архангельская, научные сотрудники Института Африки РАН Пётр Попов, Василий Сидоров и Владислав Кручинский.

Иллюстрации
Москва