Киты выбрасываются на берег, лемминги бегут на верную смерть, но всё это — не суицид. Самиздат «Батенька, да вы трансформер» рассказывает, почему суицид — чисто человеческое явление, а животные ещё не доросли до самоубийств.
«Моё мировоззрение изменила смерть Флиппера, точнее, Кэти. Она была в депрессии, я чувствовал это, и она совершила самоубийство прямо у меня на руках. Понимаю, что это слишком сильное слово, но вы должны понять, что у китов и дельфинов не автономные лёгкие, как у нас: каждый вдох они контролируют сами и могут прервать свою жизнь, просто решив больше не дышать. Именно поэтому я выбираю слово „самоубийство“. Она именно так и поступила: подплыла ко мне, посмотрела мне в глаза и перестала дышать. Я просто отпустил её, и она медленно погрузилась на дно бассейна».
Рик О’Барри — зоозащитник. Он борется против содержания дельфинов в неволе. До этого он работал тренером дельфинов и одно время помогал в съёмках «Флиппера» — сериала, в котором дельфин помогает героям защищать заповедник. Такой поворот в виде деятельности О’Барри объясняет именно тем, что на его глазах одна из самок, игравших в «Флиппере», совершила самоубийство из-за перевода в бассейн. Как отмечает сам О’Барри, довольно громко говорить о том, что для животных применим такой термин, как «суицид». Учёные утверждают, что ещё рано говорить о самоубийствах среди животных, поскольку этот феномен плохо изучен наукой.
Несмотря на это, многие подобные случаи описываются как суицидальные.
Ещё Аристотель описывал ситуацию, когда молодой жеребец бросился в пропасть, узнав, что по незнанию он совокупился со своей матерью. Многие считают, что лемминги то ли в порыве безумия, то ли от безысходности массово бросаются со скал и разбиваются. На самом деле, причина «массового суицида» — одновременная миграция плотной популяции зверьков. Те грызуны, что бегут впереди, порой сбиваются с пути и случайно срываются в пропасть. Остальные же отправляются вниз практически по инерции, потому что бегущая популяция — настолько плотная, что задние ряды миграции могут видеть только окружающих их сородичей.
Широко известны случаи выбрасывания на берег дельфинов и китов, последние даже стали символом «групп смерти». На северо-восточном побережье США в сто двадцати километрах от Бостона есть полуостров Кейп-Код — место, где чаще всего млекопитающие выбрасываются на берег. В 2012 году около ста семидесяти семи дельфинов сели на мель, и сто двадцать четыре из них умерли. В среднем каждый год в этом районе регистрируется около двухсот двадцати шести случаев выбрасывания животных на берег. Полуостров имеет форму рыболовного крючка, что является одной из причин выбрасывания млекопитающих на сушу. Подобные формы берега вместе со сложными системами проливов сбивают с толку животных. Вдобавок исследователи обнаружили, что грунт в местах, где животные чаще всего выбрасываются на берег, схож — это пологие песчаные или илистые берега.
В заливе Кейп-Код животные выбрасываются на берег сотни лет, то есть человеческий фактор в этом вопросе — не основная причина. Животные, которые обычно оказываются на суше — киты, дельфины, морские свиньи — живут группами, и если один член этой группы заболевает, получает ранение или теряет ориентацию в пространстве, из-за чего и выбрасывается, то остальная группа последует за ним, почувствовав, что их сородич оказался в беде. Самостоятельно с суши они, конечно, выбраться уже не смогут. Фазы новолуния и полнолуния и, соответственно, периоды приливов и отливов также влияют на случаи выбрасывания животных. При приливе животные заплывают на территории, из которых порой не успевают уйти во время отлива, из-за чего остаются на отмели. Международный фонд защиты животных подсчитал, что шестьдесят процентов всех случаев выбрасывания животных в районе Кейп-Кода происходит около залива Уэлфит, где уровень колебания воды в полнолуние может превышать три с половиной метра. Не последнюю роль здесь играет и человек. Киты и дельфины ориентируются в воде с помощью звука, поэтому шум от различных судов, работы по добыче ископаемых и гидролокаторы мешают животным передвигаться в воде, в результате чего те путаются в пространстве и заплывают на мель, где их может отнести на берег течение.
Почему суицид — чисто человеческое
Как считает зоопсихолог Аркадий Брагин, на тему существования у животных суицида есть две точки зрения, и первая из них — научная. Самоубийства у животных не может быть, потому что теория Дарвина о происхождении видов подразумевает, что нынешние формы живого и структура его организма вместе с поведением — это результат работы естественного отбора, совершенствования неидеальных форм и структур за миллионы лет. То есть все существующие сегодня виды — те, которые выжили в результате отбора при помощи врождённой информации, генома. «Самоубийство, если оно и есть, должно быть видосохраняющим, то есть адаптивным — мы бы знали и понимали, зачем это сделано — и полезным. Но это не так. Если в животном мире можно было встретить что-то похожее на суицид, то это скорее какое-то отклонение. В дикой природе это исключено», — говорит Аркадий Брагин.
Философская точка зрения подразумевает, что само понятие «самоубийство» — сугубо наше, человеческое, потому что только мы знаем, что будет завтра. «Мы несём свой крест, как выносим рок и фатум, — рассуждает Аркадий. — У каждого свой путь, каждый совершенствуется в трудностях, поэтому суицид как слабость, как предательство своего пути осуждается и всегда — табу». Стоики же не считали самоубийство чем-то богомерзким и неестественным. Наоборот, для них это был, как ни парадоксально, один из способов построить полную терпения жизнь. Точнее, прекратить её на «высшей точке»: если в силу каких-то причин человек не может жить разумно и следовать законам нравственности, ему следует умереть. «Если бы собака разочаровалась в своём хозяине, она бы придумала себе религию», — добавляет Аркадий. Русский философ Николай Бердяев в своей книге «О самоубийстве» пишет, что человеческое самоубийство по своей природе — это отрицание трёх христианских добродетелей — веры, надежды и любви.
Суицид — чисто человеческое явление. Психолог Юрий Вагин говорит, что проявление суицидальных наклонностей у людей связано с некими социальными факторами. Он отмечает, что, как и человек, многие животные ведут социальный образ жизни, но у них не наблюдается суицидальной активности. «Значит, должно возникнуть некое особое качество социальности, отделяющее человеческое общество от сообщества животных и приводящее к возникновению феномена суицидальной активности», — делает вывод психолог в статье «Корни суицидальной активности». По его словам, все стороны социальной активности человека всегда можно обнаружить, хоть и в примитивном виде, у животных — они могут «пожертвовать» собой или оказаться в ситуации, угрожающей их жизни из-за половых и родительских инстинктов. В этих случаях их агрессия бессознательно направляется на источник угрозы их потомству или перспективному спариванию, и эта агрессия помогает сохранить вид, но не помогает сохранить жизнь индивида. Человеческое общество же в процессе воспитания с самого раннего детства подавляет внешние агрессивные стремления человека, при этом человеческая агрессия может обратиться против самого человека.
«Подавление не приводит к исчезновению самого агрессивного импульса, он только остаётся в сфере бессознательного как «свободно плавающая» агрессия и в дальнейшем может в силу различных причин связаться либо с другим объектом, либо с самим человеком, — пишет Юрий Вагин в своей работе. — Проблема человеческой активности, направленной против жизни, заключается в том, что человек научился использовать эволюционный механизм, изначально обслуживающий процессы выживания вида, в совершенно извращённой форме».
Исследователи пытались обобщить жизнедеятельность животных и человека на основе одинаковых механизмов. В работе «Я и Оно» Фрейд вводит концепцию двух инстинктов, на основе которых совершается вся деятельность живых организмов — инстинкта жизни и инстинкта смерти. Инстинкт смерти обычно направлен против самого организма, заставляя проявляться саморазрушению и другим деструктивным механизмам. Для человека такая концепция вполне подходила, но поведение животных с помощью неё объяснить было нельзя. Немецкий социальный психолог Эрих Фромм в книге «Анатомия человеческой деструктивности» подмечал, что для Фрейда инстинкт смерти — это биологическая сила, действующая в любом живом организме. «Из этого следует, что у менее агрессивных животных мы должны были бы обнаруживать более частые болезни и более раннюю смертность (и наоборот); но эта гипотеза, разумеется, не имеет эмпирических доказательств», — пишет Фромм.
Когда животные поймут, что такое суицид
Социолог Эмиль Дюркгейм в монографии «Самоубийство» определяет суицид как «смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершённого самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах». Проблема существования суицида у животных заключается в том, что сами животные не могут понять, что определённые действия, которые они совершат, приведут к якобы желаемой ими смерти. Дюркгейм, принимая этот фактор во внимание и опираясь на своё определение, сразу исключает из своего исследования возможность существования самоубийства у животных. Он приводит пример: животные отказываются входить в помещения, где были убиты другие животные. «Можно подумать, что они как бы предчувствуют ожидающую их судьбу. В действительности ощущение запаха крови является достаточным объяснением этого инстинктивного сопротивления», — пишет Дюркгейм. Также социолог упоминает собак, которые перестают есть после смерти хозяина. Такое явление объясняется тем, что тоска механическим образом лишает их аппетита. Да, подобное состояние влечёт за собой смерть, но отказ пищи — не способ самоубийства, я естественный психофизиологический процесс.
Единственное животное, которое, возможно, осознало, что такое суицид, — горилла Коко, владеющая языком жестов. В 2001 году актёр Робин Уильямс посетил исследовательский центр, где живёт горилла. Артист долго играл с ней, и сотрудники центра заметили, что Коко очень понравился Уильямс, и что она могла узнать его, потому что ранее животному показывали фильм с его участием.
В 2014 году Робин Уильямс покончил жизнь самоубийством, задушив себя ремнём. Рядом с телом нашли перочинный нож, а на руке обнаружили несколько порезов. Как сообщали его знакомые, актёр перед смертью страдал депрессией. Когда горилле на языке жестов сказали, что Робин Уильямс покончил с собой, у неё задрожала нижняя губа, а сама Коко показала жестами фразу «женщина плачет», указывая на себя.