Разбираемся в хитросплетениях некоторых восточных религий и культов, чтобы выяснить, можно ли, согласно российским законом, оскорбить чувства буддиста или индуиста, а также все ли конфессии равны перед законом или кто-то всё-таки равнее?
Соскучились по Свидетелям Иеговым, церкви сайентологии и Адвентистам седьмого дня? А насколько вы уже успели полюбить госпожу Ольгу Васильеву? А о московских неоязычниках слышали — о викканах с рогатым богом, одинистах, родноверах и тому подобных товарищах? Если нет, вполне возможно, что скоро услышите. Мы на «Батеньке» всерьёз взялись за всевозможные религии, конфессии и культы, ведь где, как не здесь, искать самые показательные примеры трансформации в эпоху Постапокалипсиса человеческой потребности в сплочении? Мы уже давали слово православному батюшке, на очереди протестанты и сантеристы, а там — куда бог (какой-нибудь) приведёт. Сегодня наш петербургский связной Милана Логунова пытается выяснить, можно ли оскорбить религиозные чувства буддиста или, например, индуиста и что не так с «Будда-барами».
На сайте change.org в очередной раз размещена петиция по поводу оскорбления чувств верующих: жительница Улан-Уде Валерия Санжиева увидела в группе ВКонтакте петербургского «Будда-бара» фотографии танцующих стриптиз оголённых девушек в нескольких сантиметрах от статуи Будды и теперь требует запретить использовать религиозные наименования в развлекательных местах, а заодно изъять всю буддистскую атрибутику из баров по всей России. Петиция собрала уже более шести тысяч трёхсот подписей. Ещё интереснее разворачивается конфликт на другой площадке.
В сообществе ВКонтакте «ЗА ОТМЕНУ БУДДА-БАРОВ!», администратором которого является всё та же Валерия Санжиева, один из постов гласит:
«В баре на сцене стоит статуя Будды, полуголые женщины танцуют и прикасаются голыми пятыми точками к телу Будды, в баре стриптиз, танцовщицы гоу-гоу, разливают алкоголь и веселятся. Имя Будды, его изображение, статуи непозволительно использовать в развлекательных заведениях. Ему не место среди алкоголя, танцев, голых тел, дурманящих веществ! «Релакс-вечеринка», «безлимитный алкоголь», «танцевать и веселиться», «кальян», «Будда-Бар угощает» — это и есть осквернение имени и изображений Будды! Уважаемые верующие и неравнодушные граждане России! Разве можно такое допускать?».
Более подробно об этой проблеме высказался калмыцкий журналист Лари Ильишкин, раскрытию позиции которого посвятили целый материал в «Фонтанке». Главные аргументы как Валерии, так и Лари сводятся к двум замечаниям, первое:
что если бы в России открыли «Христос-бар»? Вероятно, владельцев немедленно бы посадили, и это свидетельствует о неравном отношении к верующим.
Второе: если буддистская религия самая миролюбивая, это ещё не значит, что её адептам запрещено защищать свои права. Вот официальная позиция Лари Ильшина, верующего буддиста:
«Если кто-то думает, что, посетив такой бар, бухая при изображении Будды и безразлично наблюдая за происходящими безобразиями, он ничем не рискует, то глубоко ошибается. Они убедятся в этом уже в этой жизни. А после смерти… Кстати, проследите за жизнью тех полуголых девиц у изображения Будды. Никакого счастья, проблемы, болезни и мучительное умирание — это их удел. Я им сострадаю. Ведь с буддизмом шутить нельзя. Кто не верит — пошутите. Как практикующий буддист я понимаю, что, в принципе, такими действиями буддизму урон не нанести. По большому счёту, мы заботимся не о себе — с нами ничего не случится, — а о тех людях, которые туда ходят. Это вопрос не только сакральный, но и политический. Это экспорт греха для многоконфессиональной страны, которой является Россия. Мы живём в стране, которую называют — в том числе и обиженные христиане в Европе — оплотом традиционных ценностей. Давайте и будем этим оплотом, давайте всё-таки запрещать. Я понимаю — в больших городах жить тяжело, хочется денег, хочется красивых женщин и прочего. Но всё-таки есть границы. Надо видеть берега».
Мы спросили мнение по этому поводу у Кристины Гавриловой, которая живёт в Индии на протяжении нескольких лет и в данный момент работает гидом в собственном агентстве. Относясь к буддизму с большим уважением, Кристина всё же считает, что некоторые высказывания верующих в защиту своей религии могут дискредитировать образ самих же буддистов.
«Будда-бары» — это мировая сеть, которая развивалась на протяжении десятка лет. Эта сеть существует даже в Индии и Таиланде, только там название поменяли на «B-Bar» и вместо Будды поставили более завуалированную статую какого-то другого человека в позе лотоса. Единственное, что лично мне после жизни на Востоке кажется диким в российском «Будда-баре», — это танцы Go-Go. Что касается этих групп и постов в СМИ, то они, на мой взгляд, тоже оскорбляют людей, причём, возможно, даже больше, чем это делают в барах обнажённые девушки Go-Go. Я не думаю, что у мировой сети был умысел кого-то оскорбить. Буддизм является такой миролюбивой религией, потому что он обращается в первую очередь не к поступкам, а к мотивам поступка человека и призывает людей больше думать об окружающих, уважать их и любить. В Дели люди знают о буддистах больше, чем в Европе, и поэтому придают этим барам более завуалированный характер.
Конечно, один раз я видела плакат на улице, который призывал не использовать образ Будды как модный атрибут, но эти плакаты не являются запретительными или нравоучительными, а носят скорее характер некоего совета для тех, кого привлекают буддисты и кто хочет лучше их понимать.
Что же касается претензий к тому, что в этих барах «злословят» или пьют алкоголь, то они кажутся немного наивными. В Индии изображения Будды есть почти в каждой забегаловке.
Но будем ли мы любую картинку воспринимать как алтарь или икону? Ведь нет никаких критериев, по которым мы можем сказать, что вот этот атрибут более сакральный, чем вон тот. Мы не можем провести границы, ведь вся буддистская атрибутика давно стала достоянием восточной культуры и будет очень глупо выглядеть, если каждый раз мы будем упрекать человека за то, что он скажет бранное слово в присутствии статуэтки. Думаю, у этой женщины в доме также находится много атрибутики буддизма, и вряд ли она так же рьяно следит за тем, чтобы в её доме не пили, не обнажались или не говорили гадостей про окружающих».
Пожалуй, пришло время краткого экскурса в некоторые восточные религиозные учения.
Буддизм
На санскрите: учение просветлённого
Система: монотеизм
Возник: в VI веке до нашей эры на территории Индии
Численность учеников: пятьсот миллионов
Главная цель: нирвана, состояние высшего блага
В связи с этим важно понимать, что Далай-лама является как духовным, так и политическим лидером. Когда буддисты испытали агрессию со стороны правительства Китая, верующие предпочли просто переселиться в Тибетские горы и уйти на другую территорию, осознанно не желая вступать в конфликт, в соответствии со своими мировоззренческими установками. В таком случае встаёт ряд вопросов. Например, не было бы этически верным на мировом законодательном уровне запретить агрессию против представителей буддизма, которые придерживаются принципа непротивления, раз они не могут дать сдачи? Стоит ли считать отягчающим обстоятельством вероисповедание жертвы, если не-буддист нанесёт побои буддисту? Этими вопросами в настоящее время занимается философия религии, но в круг общественного обсуждения выходит лишь малая часть подобных дискуссий.
Индуизм
На санскрите: вечный закон
Система: политеизм
Возник: между I и V веками нашей эры в Индии
Численность учеников: около миллиарда
Главная цель: разорвать цепь реинкарнаций, вырваться за пределы сансары и соединиться с абсолютом
На практике получается, что представитель более древней и мировой религии может требовать больше прав, чем представитель религии национальной или малочисленной. И то правда, мало ли что почитатели макаронных монстров ещё выдумают? Но именно из-за этого стереотипа причисление религии к мировой является на сегодняшний момент скорее политическим, нежели религиозным или теологическим жестом. ЮНЕСКО предлагает всего два критерия, определяющих религию как мировую, — «объединение крупной общности людей и наличие последователей во многих странах и среди различных народов». Немножко размыто, не правда ли? При всём при этом индуизм, который во многих источниках всё ещё причисляется к национальным религиям, а не к мировым, как тот же буддизм, насчитывает девятьсот миллионов последователей в одной только Индии, да ещё по несколько сотен миллионов в Непале, США, десятки миллионов на Бали, в Бангладеш и других странах, когда нынешних буддистов во всём мире с натяжкой можно насчитать не более пятисот миллионов. С одной стороны, это кажется несправедливым, ведь буддисты во всех петициях выдвигают в качестве существенного аргумента то, что это мировая и величайшая религия, а индуисты так же сделать, получается, не могут. С другой стороны, будем ли мы защищать индуистов, даже если узнаем их учение чуть лучше, и оно покажется нам, мягко говоря, странным?
К слову, в индуизме, наверное, самое большое количество школ и направлений, которое только можно себе представить. Дело в том, что эта религия признаёт три божественных сущности: бога-создателя, бога-хранителя и бога-разрушителя. В зависимости от того, какую сущность признавать наиболее важной для себя, происходит деление на четыре основные школы: смартизм, вишнуизм, шиваизм и шиктизм. Разберёмся подробнее.
В вишнуизме Вишна является богом-хранителем, который имел тысячи перевоплощений, из-за чего хоть Будда, хоть Иисус понимаются лишь как очередное перерождение Вишны. В вишнуизме есть даже нечто похожее на Конец света из христианства: последним перерождением Вишны станет Калки, который явится в конце нынешней Калки-юги. Но даже при наличии этих компрометирующих установок течения вишнуизма относительно спокойны.
Например, в одном из них — садху — принято отказываться от всей мирской жизни и просто уходить в леса. В Индии представителям садху разрешается бесплатный проезд в общественном транспорте. Довольно дико читать об этом в стране, в которой ещё недавно сажали за тунеядство, правда? В общих чертах смысл аскетической жизни садху — это испытание своего тела. Например, стоять на одной ноге или хранить обет молчания на протяжении многих лет. Один из садху — Амар Бхарти — держит руку поднятой вот уже сорок три года. Любопытно вот что: садху по своим религиозным представлениям едва ли не обязаны курить марихуану, у них принято считать, что, принимая яд внутрь себя и борясь с ним внутри своей головы, ты воспитываешь своё тело и дух.
Более радикальными могут показаться представители направлений шиваизма. Шива почитается как высший бог, источник жизни и смерти. Души имеют единую с Шивой природу, а пристрастие к нынешнему миру несёт в себе иллюзорность существования. Ритуалы шиваистов направлены на то, чтобы обрести отвращение к существующему миру и избавиться от привязанности к нему. Так, на празднике Шитала-Мате обязательной процедурой является прокалывание себе рта и других мест длинной толстой иглой.
Более же радикальные направления шиваизма, например, агхори, в рамках своего учения отвергают любые общепринятые нормы поведения и по религиозному обычаю трижды в день намазываются пеплом трупов, доводят себя до экстаза многочасовыми плясками, наносят себе раны, живут в местах кремаций, а по праздникам могут есть человеческое мясо и кал. Кстати, столь популярный в наше время образ синего украшенного гирляндами слона Ганеши — это сын Шивы. Часто Шива изображается как повелитель демонов, с тремя глазами и множеством рук, держащий в одной из них чашу для подаяний, сделанную из человеческого черепа, а в другой трезубец, со спутанными длинными волосами и с гирляндой из черепов на груди. Он часто хохочет на грани веселья и гнева. Именно во время такого припадка он случайно отрубил голову своему сыну Ганеше, а чтобы тот не умер, присоединил на старое место голову слона. Поклонение Ганеше отвели в специальную ветвь гонопати, и теперь он считается покровителем купцов, которым чужды любые принципы за исключением рационализма и логики прибыли. Попробуй-ка оскорбить такого верующего, а?
Лично моей любимой ветвью индуизма является шактизм. Он не выделяет ни одну из трёх божественных сущностей, но выбирает центром своего учения поклонение женской энергии. В шактизме выделяются два направления: «тантра правой руки» и «тантра левой руки». Большинство адептов относятся к «правой», являющей собой, по сути, завуалированную и лишь символическую форму «левой». «Левые» же часто скрываются, ибо даже в Индии их обряды кажутся иногда неприемлемыми с точки зрения нормативного индуизма. Они приносят в жертву Кали (женскому проявлению Шивы) живых существ, употребляют наркотики, используют в качестве посуды и музыкальных инструментов человеческие кости и черепа, но главной особенностью является практика групповых и парных ритуальных совокуплений для отражения мистического дополнения мужского и женского начала. Иногда половой акт могут растягивать на множество часов и даже дней с помощью специальной техники хатха-йоги, так как целью такого ритуала является символический возврат семени, замена жизни смертью и освобождение от физического существования.
Поскольку официально мы живём в цивилизованном обществе, символические ритуалы индуистов сейчас давно уже переносятся в тот же мир метафор. В Камасутре, например, три главы посвящаются теме уважения, и только одна — любви и семье. Или другой пример — всем известный храм Минакши тоже с первого взгляда воспринимается как пошлый и антинравственный, хотя изображённые на его стенах священные брачные пары из мифологии являются в индуизме ключевыми фигурами, символизирующими единение, а их объятия — едва ли не главный лейтмотив индийской мифологии. Например, хиджров в Индии давно причисляют к особой касте и относятся к ним уважительно. Хиджры — это естественные гермафродиты, третий пол, люди, похожие на переодевшихся в женщин мужчин, не имеющие особого религиозного учения, но живущие по своим законам. Приверженцы этой касты проходят ритуал кастрации, что считается нелегальным, но, в принципе, никто их особо не трогает, так как гермафродиты являются живым символом полностью завершённого человека.
Иногда, если хиджры узнают, что в чьей-то семье родился гермафродит, они могут прийти и силой забрать ребёнка, даровав ему новое имя,
но это не такие уж частые случаи, и большинством населения хиджры воспринимаются как обычные попрошайки или люди из развлекательной индустрии. Если вы прокатитесь в индийском поезде, то, возможно, увидите картину, как проходящий мимо хиджра показывает особый знак индийцу, и тот даёт ему денег. Этот знак будет означать, что, если индиец не даст милостыни, хиджра может поднять юбку и начать танцевать прямо перед ним. Если побывать в Индии, можно увидеть, что представители этого течения довольно весёлые и миролюбивые.
Осталось упомянуть ветку смартизма. Смартисты поклоняются Брахме как богу, который был прародителем мира, и их методы духовной практики напоминают эпатажный преферанс в самой малой степени: их жизнь заключается в строгом следовании обрядовым предписаниям, в изучении текстов вед, в медитации и размышлениях над идеями веданты. Хотя, если честно, такой образ жизни ведут практически все индуисты. Эта религия даже при наличии многих ветвей довольно логична, и нельзя сказать, что кто-то верит больше в одного бога, чем в другого, а кто-то больше в третьего, чем во второго. Скорее некоторые идеи просто больше близки одним людям, чем другим, и от этого зависит выбор пути. Например, в Индии была такая святая — Карни Мата. Она несла своё учение по стране и у неё никогда не было родных детей, но она очень любила своего пасынка. Когда тот утонул, она молила бога Яму вернуть мальчика, но Яма отказал. Тогда, по одной из версий, Карни Мата сделала так, чтобы все приверженцы её учения, а также люди из её рода в следующей жизни превращались в крыс и никогда не приходили после смерти к Яме. Именно поэтому в Дешноке сейчас всё ещё существует действующий храм Карни Маты — храм крыс. В нём обитают сотни верующих и примерно двадцать тысяч крыс, к которым относятся с большим уважением: при входе необходимо снимать обувь и ни в коем случае нельзя наносить вред этим животным. Если на посетителя забралась крыса, это считается очень благоприятным знаком. Интересно также, что верх этого храма перетянут сеткой, чтобы голуби не ели пищу, предназначенную крысам. Можно даже увидеть, как люди пьют вместе с крысами молоко из одной гигантской миски.
Религиозные вопросы тесно переплетены с культурными. Некоторым религиям уже несколько тысяч лет, при этом мир не стоит на месте, из-за чего возникают существенные вопросы о том, какие предписания являют собой суть внутренней логики учения, а какие можно изменить вслед за изменениями в культуре. В этом кроится множество проблем, потому что в одной только Индии кроме индуизма, буддизма, мусульманства и христианства существуют ещё джайнизм, зороастризм, сикхизм и множество других религий, культов и сект. Всем этим людям приходится как-то взаимодействовать между собой и друг с другом, а с течением времени добавляются всё новые направления: такие, например, как неоиндуистский коммунализм с идеей индуистского мессианства или гуру-фундаментализм, который стремится к объединению разных религиозных начал в одну систему. Уже сейчас появляется гигантское количество продуктов медиаразвлечения, в чьей основе лежит философия каких-либо учений. Например, можно найти статьи, которые объясняют, каким образом в «Гарри Поттере», «Игре престолов», «Хрониках Нарнии», в аниме «Аватар» и «Наруто» авторы взяли религиозные идеи и намешали их в один сюжет.
Против Гарри Поттера какое-то время возбуждалось множество исков, будто бы автор взял христианские сюжеты и переиначил на свой лад, что само по себе является спорной темой — до какой степени писатель или режиссёр может использовать в своих произведениях религиозные идеи, пока они не станут чересчур явными? А если мы считаем религиозное писание достоянием всей культуры? В аниме «Наруто» (которое всё ещё не закончилось, да-да), практически все сюжетные линии являются зеркальным отражением мифологии индуизма и буддизма: техника Аматерасу как способность закрытого глаза Шивы, бог смерти Энба как вариант бога-обезьяны Ямы, шесть существующих миров как шесть сансарных перевоплощений, риннеган как глаз сансары и множество других узнаваемых элементов, если в этом всерьёз разбираться.
Религиозная философия иногда настолько активно проникает в наш мир, что это мало кто замечает. Многие учения комбинируются с другими и перерабатываются. Любой человек может сказать, что он верит в буддистские заветы, а вот некоторые обряды и предписания считает чушью и предрассудками, и поэтому не считает себя обязанным ходить в закрытой одежде перед Буддой. И в одних случаях закон предположит, что его действия позволительны, а в других он наложит на него штраф. Скорее всего, это и есть те самые проблемы, с которыми в скором времени людям придётся долго и напряжённо работать. Ну а пока что ответьте на вопрос: любит ли Будда гоу-гоу?