В сентябре украинское издательство Osnovy Publishing выпустило фотокнигу «Orthodox Chic» — о серии визуальных исследований архитектуры и городского пространства. Авторы издания — Алексей Быков, Александр Бурлака и Саша Курмаз — фиксируют феномен постсоветской церковной архитектуры, осмысляя его социальный, исторический и политический контексты. На страницах книги задокументированы фотографии религиозной застройки, собранные авторами на протяжении нескольких лет: от традиционных церквей — к МАФам и киоскам, выполняющим сакральные функции. Это уже вторая книга, исследующая городское пространство, первая была посвящена феномену ugly balconies. Самиздат «Батенька, да вы трансформер» делится с вами несколькими снимками объектов церковной застройки: от традиционных церквей до ангаров, киосков и цистерн, выполняющих сакральные функции.
Купола на фоне панельки, г. Киев
Фото с обложки книги, в котором — квинтэссенция феномена постсоветской церковной застройки населённых пунктов.
Церковь на Дарницкой площади, г. Киев
За тем, как строилась церковь на Дарницкой площади, соавтор книги Саша Курмаз следит не один год, к тому же он сам вырос в этом районе. Храм создан из вагончиков, и это, по словам фотографа, пример циничной застройки: «Сначала поставили крест с иконой, через некоторое время появился контейнер с крестом. В течение нескольких лет этот контейнер жил своей непримечательной жизнью. Впоследствии достроили ещё один контейнер. Когда год назад церковь загорелась из-за проблем с проводкой, во время ремонта к ней приставили ещё одну дополнительную постройку».
Храм иконы Божией Матери, Житомирская область
Крест на фоне ЖК, г. Киев
Сегодня подобные кресты часто используется как маркировка территории под будущую церковную застройку. Таким образом крест будто защищает эту территорию.
Храм в середине ангара прямо возле строительного гипермаркета, г. Днепр
Работает в таком режиме уже более десяти лет.«В Днепре есть храм внутри ангара, сооружённого на время строительных работ. Но храм так и не построили, и службы в дальнейшем проходили в ангаре. Прихожанка начала ссориться со мной, когда я снимал этот объект с дрона. Я рассказал ей об исследовании и обещал выслать фото. К счастью, это сработало. Храм в ангаре, на мой взгляд, — один из самых ярких примеров сакральных сооружений в нашей книге», — вспоминает соавтор фотокниги Алексей Быков.
Станция на канале с крестом, г. Каменское, Днепропетровская область
Во время съёмки мимо проходил мужчина, который рассказал, что станцию купили (или взяли в аренду) люди из Днепра. В одном из озёр стали разводить рыбу. Так как рыба — один из символов христианства, для успеха нового предприятия и из-за веры собственника бизнеса на верхушку водрузили крест. Получился православный брендинг.
Часовня Крещения Господня, г. Киев
Ещё один яркий пример сакрализации чего угодно, в данном случае — контейнера с криповыми решётками на окнах.
Жилой дом с куполом на крыше в районе Оболонь, г. Киев
Говоря о современной православной архитектуре, невозможно не вспомнить о высотке на Оболони, где просто на крыше пентхауса возвышается купол. «К сожалению, нам не удалось установить контакт с владельцем. Было бы интересно с ним поговорить, потому что это во всех смыслах уникальное явление. Человек поставил крест на крыше своего многоэтажного дома. Как это удалось сделать? Как живётся соседям под крестом? Насколько это, в конце концов, безопасно?» — задаётся вопросами Саша Курмаз.
Церковь-цистерна, г. Конотоп, Полтавская область
Один из самых любимых объектов Алексея Быкова — эта церковь в Полтавской области. Основой для храма стал промышленный вагон-цистерна, к которому сверху прицепили купол. В таких вагонах чаще всего перевозят топливо по железным дорогам.
Церковь во дворе ЖК, г. Киев
«На этом фото мы видим несколько характерных символов грядущей эпохи. Строительный забор, вывески супермаркетов и „Макдоналдса“, а также крест. Крест получил много новых коннотаций, — рассказывает соавтор фотокниги Алексей Быков. — Какую роль играет церковь в экономических и политических процессах страны? Она, с одной стороны, является символом суверенитета. С другой — вместе с супермаркетом и детской площадкой становится частью „потребительского пакета“ девелопера. А ещё для кого-то церковь является переосмыслением помещичьих традиций, особенно в регионах, где „новые буржуа“ строят церкви, чтобы определить свой статус среди местного населения».