За последние тридцать лет в России появилось 1886 новых святых, но это не значит, что заполучить личный акафист и икону стало просто. Почитатели Вячеслава Крашенинникова из города Чебаркуль видели нимб над его головой, верят, что он лечит все болезни и даже опухоли у волнистых попугайчиков, а его предсказания продолжают сбываться через двадцать семь лет после его смерти. Родители Славика построили вокруг его могилы склеп из оргстекла, и ещё недавно жители соседних с кладбищем домов сдавали многочисленным паломникам жильё. Сегодня склеп закрыт, паломники в отчаянии, а Славик так и не канонизирован. На примере истории отрока Чебаркульского самиздат рассказывает, каково быть непризнанным русским святым.
«Помогите! Мне скоро 14, родители хотят заставить меня сделать паспорт!»
«Мне 25, ищу молящуюся девушку, чтобы вместе переехать в заброшенный хутор».
«Друзья! В магазине захотели измерить температуру инфракрасным термометром! Скажите, они могут нанести штрихкод?»
«Скажите пожалуйста, как правильно выполнять земные поклоны? Надо ли выпрямлять спину между ними?»
Эти и многие другие сообщения можно встретить в сообществе «РУССКИЙ АНГЕЛ отрок Вячеслав. Пророчества» во «ВКонтакте». На сегодняшний день крупнейшая группа (всего их около сорока), посвящённая чебаркульскому отроку Вячеславу, насчитывает 20,5 тысячи подписчиков, а последнее сообщение, закреплённое на стене в конце декабря 2019 года, набрало 215 тысяч просмотров, 147 репостов и 268 комментариев.
Сотни людей ежедневно заходят в сообщество за признанием, советом или покаянием, с ужасом ожидают грядущего чипирования и делятся друг с другом страхом перед документами. Самого Вячеслава тут иногда называют святым Славиком.
Вот уже двадцать семь лет могила десятилетнего мальчика, превращённая в склеп из оргстекла, привлекает к себе паломников со всей России. Его родители, Сергей и Валентина Крашенинниковы, годами добивались канонизации своего сына, но РПЦ раз за разом отказывала. Потому что стать русским святым не так-то просто.
«Главное — верить в него. Камушки с могилки в воде настоять и пить. Читать тропари и акафист сколько можете... Я слышала его голос ночью — голос мальчика, который отгонял от меня злых духов. Что со мной творилось — не понимала. Столько в храм хожу, исповедуюсь, причащаюсь — и по ночам не сплю от страха. А тут отрок помог. И мама его говорила читать пять акафистов — очень помогло…» — рассказывает участница сообщества Алина.
Славик лечит всё — начиная от натоптышей на пятке и заканчивая опухолями и одержимостью демоническими сущностями. В пабликах его имени много сообщений, где восторженные женщины пишут, как он помог их детям. Славик с охотой исцеляет и взрослых, хотя сам не дожил и до одиннадцати лет.
Вячеслав Крашенинников был обычным мальчиком из небольшого города Чебаркуль Челябинской области. В книге «Посланный Богом», автором которой является мама Славы, Валентина Крашенинникова, подробно описываются обстоятельства его появления на свет.
«Это случилось перед нашей выпиской. Всем мамам принесли детей для кормления, а мне нет, — пишет она. — Но вдруг распахиваются двери, и с моим ребёнком на руках входит в белоснежных одеждах не то врач, не то медсестра, как будто из хирургической операционной, лет шестнадцати-семнадцати. В тканевых сапогах, в халате до сапог, колпак до бровей, лицо покрыто марлевой повязкой. Видны только глаза, не поддающиеся никакому описанию. Когда детей забирали, я ещё пошутила: видели, кто мне ребёнка принёс? Но с большим удивлением услышала, что никто её не видел, а видели только ребёнка на моих руках. Да и сестрички такой во всем роддоме не оказалось».
В книге рассказывается, как с малых лет Славик лечит людей, предсказывает беременность на ранних сроках, находит украденные машины, а после дождя во время радуги над его головой дети видят нимб. «Когда Славику исполнилось семь лет, он пошёл в школу, — пишет Валентина Крашенинникова. — В парикмахерской он говорил: „Хочу как у Иисуса Христа“. В школе ему не нравилось: всё, что там преподавали, он называл неправдой. Ему, кроме Бога, ничего не надо было, и он сразу в школе детям начал рассказывать о Боге. Он сказал, что знает мысли нашего президента, американского президента, да и вообще мысли всех людей знает. Где и сколько ядерных ракет стоит».
Валентина дважды возила сына в Троице-Сергиеву лавру для знакомства со старцем Наумом. Старец поступил с ребёнком так же, как и с другими посетителями, — благословил, но мать восприняла это как признание в нём святого. В общем, всё было хорошо, пока летом 1993 года Славик не подошёл к маме и не сказал: «Нынешней осенью, когда я пойду в школу, в двадцатых числах сентября мне станет плохо. Я заболею и умру».
Ему действительно стало плохо. В больнице у Славика диагностировали лимфосаркому и обнаружили, что ему никогда не делали прививки. Слава был также против переливания крови: «С чужой кровью в человека входят чужие грехи», — говорил он. Неизвестно, как долго продолжалась его болезнь и была ли возможность вылечить её доступными на тот момент средствами. По легенде, в больнице Славик оживил разбившуюся об оконное стекло синичку, а через некоторое время скончался.Согласно церковному определению, святые — это люди, чьё «попадание в Царство Божие обнаружилось ещё до Страшного суда». При этом церковь не «определяет» человека в правильный отсек загробного мира, а лишь констатирует его нахождение там, отталкиваясь от свидетельств праведности прожитой им жизни. Поэтому у каждого нового кандидата в канон должно быть своё «дело», которое церкви надлежит рассмотреть всесторонне и в установленном порядке.
В первую очередь претендент обязан регулярно посещать церковь и причащаться. Творить чудеса при жизни не обязательно — главное, вести себя как правильный христианин: помогать другим, не унывать и не причинять зла намеренно. Если же жизнь кандидата в святые не была абсолютно праведной, но смерть была мученической и произошла «за веру», то может быть сделано исключение. Во всех остальных случаях, если вы задумываетесь о собственной канонизации после смерти, озаботиться свидетельствами того, что вы живёте христианской жизнью, надо прямо сейчас.
Также желательно, чтобы за вашими действиями продолжали следить и некоторое время спустя после отхода в мир иной, так как после смерти совершать чудеса нужно уже обязательно. Это могут быть исцеления, происходящие на вашей могиле или в местах, связанных с вашей жизнью, а также сбывающиеся пророчества. Аргументом в пользу святости может быть явление во сне с советом или рассказом о загробном мире. Чудеса обычно влекут за собой широкое народное почитание, оно тоже может быть засчитано как аргумент в пользу святости, но только если почитают святого церковные люди, а не все подряд. Поэтому канонизация обычно не происходит сразу и занимает в среднем не меньше двадцати лет после смерти.
Нетленность мощей НЕ ЯВЛЯЕТСЯ основанием для канонизации.
Одноклассники и учителя отзывались о Вячеславе как о тихом добром мальчике, без особых талантов. Однако, согласно воспоминаниям его матери Валентины, при жизни Вячеслав сам признался ей в том, что является ангелом, помнил свои путешествия до рождения и рассказывал о будущем нашего мира. Все пророчества известны сегодня в пересказе Валентины.
«Очень много будет подслушивающих устройств. Даже на улице люди будут бояться разговаривать. Времена будут хуже, чем при Сталине».
«Категорически нельзя летать в космос. Небо не синее, а такое, как у Саддама Хусейна, когда у него нефть горела».
«Динозавры не вымерли. Они живут в огромных полостях внутри земли».
«После Ельцина придёт таинственный правитель, которого никто не знает».
Большинство текстов пророчеств касаются отдалённого будущего, а те предсказания, которые хронологически уже стали настоящим, очень пространные либо возникают после того, как событие произошло. О пророчестве «В Америке упадут два больших дома» все узнали уже после 2001 года. Не сохранилось его видео или аудиозаписей, а тетрадь с записями самого Вячеслава якобы была утеряна сразу после его смерти. Тем не менее поклонники Русского ангела продолжают искать откровения, в группе можно встретить такие переписки между пользователями:
Анна: Подскажите, есть ли какие-либо пророчества за Грузию? Реально ли там будет спастись? Как там обстоят дела с биометрией, чипизацией, ювеналкой и т. п.?
Наталья: Отрок сказал, что Грузию затопит грязевыми оползнями.
Валентина Крашенинникова написала «Посланный Богом» в первые годы после смерти сына. Вскоре к ней добавилась книга Лидии Емельяновой «Бог говорит избранникам своим…» Оба издания распространялись в церковных лавках и передавались верующими из рук в руки. Позже было выпущено ещё два документальных фильма. Эти произведения состоят из свидетельств исцелений, описания сбывающихся пророчеств, и в целом события жизни мальчика показаны так, будто все они вели к его мученической смерти и святости. Но в РПЦ дело видели иначе.
Специальная Синодальная комиссия по канонизации святых действует в РПЦ с 1989 года. За время своей работы она подарила православным 1886 новых святых для почитания. В основном их число пополняется за счёт жертв религиозных преследований эпохи сталинских репрессий, а также признания локальных (или местночтимых) святых общецерковными. Многое в работе комиссии определяется внутрицерковной повесткой, но темпы её работы беспрецедентны. Для сравнения: за первые 600 лет существования Русской православной церкви было канонизировано всего 68 человек.
Сложившийся за тридцать лет работы механизм подразумевает определённый порядок рассмотрения дел. В самом начале желание канонизировать кого-либо должно возникнуть на уровне епархии и быть поддержано местным архиереем. Мирянин не может лично подать прошение в комиссию, а только после того, как его желание одобрит ближайший к нему митрополит. После чего готовится пакет документов, который отправляется в комиссию.
В пакете документов должны быть не просто рассказы о чудесных исцелениях, а их медицинские свидетельства и другие документальные подтверждения (например, заметки в местных газетах). Если решение комиссии положительное, необходимо, чтобы его подтвердил лично патриарх. После канонизации святому составляется акафист (молитва в его честь) и пишется икона, по примеру которой потом создаются все другие иконы.
Попытки канонизации Вячеслава изначально делались не по существующим правилам. Группа почитателей не обращалась к местному епископу, а написала письмо сразу в Троице-Сергиеву лавру, откуда пришёл отказ. Вероятно, это дело даже не дошло до комиссии.
Официальный документ относительно святого Вячеслава появился в церкви в 2007 году, когда митрополит Челябинский и Миасский Григорий (в миру Андрей Петров) обратился к архиереям Русской православной церкви с письмом, согласно которому «отрок Вячеслав Чебаркульский» не является канонизированным святым.
Согласно его словам, «культ является самоизмышленным, содержит в себе элементы заурядного суеверия, кощунственного посягательства на учение Церкви и насаждается достаточно организованной группой антицерковно настроенных людей».
Главным аргументом в документе было то, что высказывания Вячеслава, которые его мать приводила как доказательства святости ребёнка, не соответствуют православному богословию. В пророчествах изложены идеи, не признаваемые церковью и осуждённые Вселенскими соборами. Например, в рассказах ребёнка о событиях, которые произошли до начала его жизни, увидели ересь оригенизма, осуждённую ещё в VI веке Пятым Вселенским собором. Предсказания будущего, по мнению комиссии, представляют собой «солянку» из голливудских фильмов и православного фольклора. Также под сомнение ставилась праведная христианская жизнь Вячеслава. Священники и прихожане общины, к которой формально относились Вячеслав и его мать, говорят, что не помнят регулярного участия их семьи в церковных таинствах.
Ещё одна претензия к культу заключалась в широком распространении магических практик среди его адептов. Паломники используют камни и цветы с могилы как инструменты лечения, заваривая на них чай и прикладывая к больным местам.
Также, с точки зрения Церкви, смерть от саркомы, хоть и безусловно мучительная сама по себе, не может считаться смертью за веру и основанием для присвоения мученического статуса не является.
«Бог — не формалист, ему насрать на ваши бумажки))))», — пишет Наталья. Речь идёт об отказе от паспорта, СНИЛС и ИНН. В ветке темы «Отказ от паспорта» насчитывается более четырёхсот сообщений.
Ответы последовали незамедлительно.
«Женщина, у вас времени много? Зачем вы сюда пишете?», «Лучше бы по дому уборку сделала, поесть приготовила, чем сюда гадости писать», «Вы — хамка!»
Почитатели Славика вообще очень боятся документов, паспортов, а особенно биометрии, потому что однажды отрок Вячеслав сказал, что каждая бумажка — от Сатаны.
В соседних темах обмениваются видео, где учат делать трёхслойные шапочки из фольги, кто-то подробно описывает, как путём нехитрых манипуляций символ COVID-19 превращается в звезду Давида, и пишут, что «жиды придумывают новые способы чипирования».
Здесь же подписчица по имени Наталья рассказывает, как её чуть не погубил загранпаспорт. По её словам, после получения документа её неделю рвало. Затем, на даче, она бросила загранпаспорт в мангал. Когда последняя страничка догорела, ей мгновенно полегчало.
«На бутылке со святой водой был штрихкод, я его поздно увидела. Как срезала, уже поздно было — вода уже с гнильцой была», — жалуется Светлана в соседней теме с названием ПСИТЕРРОР.
«Нас чем-то травит государство… и как этому противостоять? Пускают химический запах в туалете. На днях запах йода был, а порой и без запаха, но начинает жечь во рту, слабость и сонливость, хоть всё бросай и ложись. Конечно, мы молимся», — пишет Ангелина.
В основном подписчики паблика «Русский ангел» — это неприметные люди, у которых в статусе стоят цитаты из Библии, а весь альбом заполнен картинками с молитвами в низком разрешении. Но есть и вполне типичные семьи. Много женщин с фотографиями с отдыха и с серией домашних снимков с котом. Мужчины позируют у мангала или с пойманной щукой. Много молодых парней в джемперах и футболках, фотографирующихся на лавочках или в торговых центрах.
Наталья работает кинологом, и все бытовые болезни, начиная от порезов и заканчивая простудами, она лечит маслом из цветов с могилки Славика. Согласно рецепту, сухие лепестки надо вымочить в оливковом масле и дать им настояться.
Ежедневные молитвы помогли Алине избавиться от ночных кошмаров. А Егор вылечил свой желудок, выпивая натощак воду, настоянную на камушках с могилы святого Вячеслава. Пользователя Инну отрок спас от «неизлечимой болезни», послав ей ремиссию, а Ирине он вылечил больную пятку.
Алёна, работающая шахматным тренером, убеждена, что она стала болеть тогда, когда перестала молиться. Начав молиться вновь, она выздоровела, а заодно прошла опухоль у домашнего волнистого попугайчика.
«Сейчас в храмах благодати нет, — рассказала мне Марина. — Я это давно почувствовала. В последний раз на причастии меня вырвало, батюшку аж перекосило всего. С тех пор в церковь я ни ногой. А ведь до этого я певчей в храме работала, на службе пела».
Марине сорок четыре года, в семнадцать она вышла замуж и родила, а в тридцать развелась. Сейчас она нянчит маленьких внуков и ни о чём не жалеет. Раньше общалась с Валентиной Крашенинниковой лично, но связь утратила.
«Я давно отказалась от документов, — говорит Марина. — Коммуналку вот без паспорта оплачиваю. Жалко людей, которые набирают справок, документов. Чем больше всяких бумажек у тебя, тем сложнее выйти из этого порочного круга. Ты не думай, что я „замоленная в доску бабёнка“ или из тех, кого в „психушечку“ вести пора. Я просто верующая женщина.
Я в деревню перебралась, потому что Валентина Афанасьевна сказала: бегите из городов! У меня тяжелейшая форма заболевания тройничного нерва. Как только начала Славочке молитвы читать, самочувствие сразу улучшилось. Я после молитвы как Геракл работаю.
В 2021-м что-то ужасное будет. Тут не всё на поверхности лежит, надо пазлы воедино собирать. Из книжек о Славике, из видео. Молиться надо каждый день и акафист читать. Во всех людях бесы, и во мне самой тоже живёт сущность. Мне это Славик рассказал. Я теперь немного побаиваюсь к нему на могилку ехать. Если там некоторых верующих трясти начинает, то боюсь представить, что с неверующими будет или с теми, в ком бес сидит. У неверующих исходят шипящие и рычащие звуки. А вообще, однажды я и верующую женщину обняла. Казалось бы, что такого. А она ведьмой оказалась, меня заразила.
Вон что с [схиигуменом] отцом Сергием делают — схватили его полицаи, сломать пытаются. Но его никто не сломает, он давно в вере. Нет, в городах сейчас делать нечего. Рюкзак бери и уходи поскорее. Есть кредиты? Бросай, зачем они тебе нужны. Деньги какие есть — снимай и уходи. Перебирайся в Псковскую область. Там тебе девушку найдут. Там молодых, симпатичных много».
Напоследок Марина просит меня найти номер Валентины Афанасьевны. Мама Славика, как и полагается настоящей мессии, в один прекрасный момент просто исчезла. Я обещаю поискать.
Получив отказ в РПЦ, Валентина Крашенинникова попыталась найти понимание в неканонических православных церквях. В 2010 году отрок был канонизирован в Российской истинно-православной катакомбной церкви. Это произошло через несколько месяцев после создания этой религиозной организации. Катакомбная церковь не имела официальной регистрации и на сегодняшний день из-за разногласий руководства больше не функционирует как единая организация. Кроме отрока Вячеслава, за время существования в ней были канонизированы император Павел I и солдат Евгений Родионов. Канонизация Павла I готовилась в начале ХХ века, но процесс так и не был начат, спустя сто лет велись разговоры о её необходимости, но в РПЦ никаких действий не предпринималось.
История Евгения Родионова чем-то похожа на история Вячеслава, но её, вероятно, ждёт другая развязка. Канонизацией Евгения также занимается его мать, Любовь Родионова. Евгений погиб в Чечне в 1996 году. По словам сознавшегося позднее убийцы, парню предоставили выбор — снять крест либо быть казнённым. Евгений выбрал второе. Благодаря этому кресту на теле впоследствии его опознала мать, приехавшая в Чечню на поиски. Одновременно с Евгением были казнены три его сослуживца, но почитается только он один.
Позже, в 2003 году, Любовь выступала в Синодальной комиссии по канонизации, где её прошение было отвергнуто по причине отсутствия подтверждений мученической кончины Евгения, а также свидетельств о его церковной жизни. Возможно, такой скорой канонизации не случилось потому, что на момент первого обращения матери прошло всего семь лет со дня гибели сына. В 2016 году этот процесс начался повторно и пока не завершён. Сегодня Церковь не называет его последователей сектантами и не выступает против этого культа открыто. Его иконы находятся в православных храмах России, Сербии и Румынии. Этот культ вписывается в череду предшествующих святых воинов-мучеников, поэтому, возможно, канонизация Евгения случится в ближайшее время.
Валентина долгое время выполняла роль главы культа. Она каждое утро приходила к могиле, но со временем стала делать это всё реже и реже, а летом 2019 года переехала, не сказав куда, и с тех пор о ней ничего не известно. У Валентины нет страницы в социальных сетях; скорее всего, она не пользуется интернетом и просит паломников не пытаться выходить с ней на связь. Её муж умер в 2013 году от инфаркта. Валентина комментирует его смерть: «Целились в меня, а попали в него».«Его мама — святая, — пишет участник группы Андрей, двадцати пяти лет. — И в дождь, и в снег — круглый год стоит на кладбище и к каждому из приезжих относится как к родному». По его словам, даже в туалет не хотелось: рядом с могилкой Вячеслава сразу забываешь обо всех низких телесных потребностях.
Русскую православную церковь многие подписчики сообщества винят в том, что Валентина больше не приходит на могилку к своему сыну. На связь с Валентиной Афанасьевной уже не выйти.
«…Да и мама отрока на связь не выходит: её загнобили органы и епархия… Даже писали, что её пытались травить — в квартиру газ пустили… Она где-то пряталась, а как сейчас — не знаю...» — рассказала в беседе с корреспондентом самиздата подписчица Анна.
Три года назад Сени пророка Вячеслава, как называют склеп в среде его почитателей, стали закрывать на зиму, а сейчас заперли вовсе. На калитке — табличка:
«Дорогие братья и сестры, я, Валентина Афанасьевна, осталась одна: без машины, без серьёзной поддержки, без здоровья и хронически уставшая. Поэтому: камешков больше не будет, оградка на зиму, с ноября по февраль, будет закрыта, летом — открыта: пятница, суббота, воскресение, с 11 до 16 часов. Просьба: домой не стучать! В. А. Крашенинникова».
Теперь же мама Вячеслава переехала окончательно, но куда — неизвестно.
Администраторы группы отвечают пространно: «Может, могилку ещё и откроют», «Может, и встретите её там, если повезёт».
В сообществе висят десятки сообщений: люди со всей России просят, умоляют и требуют номер телефона Валентины Афанасьевны. Или хотя бы название населённого пункта, откуда можно было бы начать её поиски.
Но все эти сообщения так и остались без ответа.
Славик похоронен на Ветеранском кладбище Чебаркуля. Могилу отрока я нашёл почти сразу: двухметровый павильон из оргстекла с двойной решёткой виден издалека. Внутри — выложенный тротуарной плиткой пол, мраморный памятник с фотографией мальчика и золотым ангелом, который тянет к нему руку. Могила отца Славика, Сергея Крашенинникова, расположена не внутри склепа, но совсем рядом.
Раньше павильон украшало множество икон, цветов и россыпь мраморных камешков, которые паломники забирали с собой (при жизни Вячеслав говорил, что мрамор живой и бесы его боятся). Здесь же продавались брошюры и книги, а хозяева домов из ближайшего к кладбищу садового товарищества сдавали комнаты паломникам. Сейчас на дверях запертого павильона записка, автор которой просит «ничего не бросать отроку через оградку», потому что «отроку ничего не нужно». Тут же — пластиковая ваза с засохшими розами, несколько иконок и одинокая свечка. Когда я подошёл, у могилы уже стояли три женщины. На одной из могил в стороне от склепа кто-то наводил порядок у памятника родственнику. «Опять эти припёрлись», — донеслось оттуда.
— А вы тут впервые? — спросила меня одна из паломниц, с виду лет пятидесяти, в длинном платье и платке.
— Да. Бабушка болеет, попросила сюда прийти и помолиться за неё, — соврал я. — Только я даже не знаю, что мне делать.
Мне тут же вручили три камешка, которые надо прикладывать к больной бабушке. Следом — дюжину камешков поменьше, которые надо класть в воду. А воду пить маленькими глотками, благодаря при этом отрока Вячеслава. На могилу давно не привозили камни, поэтому уже какое-то время люди приходят со своими, «намаливают» их у могилы и только потом используют.
Считается, что самой большой силой обладают камни внутри павильона, поэтому закрытие его ворот в среде почитателей Славика воспринимается с особой болью. Мы продолжили разговаривать, и женщина в палатке представилась Светланой.
«Ещё давно, когда я фэншуем увлекалась, мне о Славике рассказала подруга, — делится Светлана. — По фэншую, чтобы деньги дома водились, я должна была зарыть мешочек с деньгами в саду. Уже потом я поняла, что всю жизнь мне мешал этот зарытый мешочек. Мне так Слава [явившись во сне] сказал. Но как я его теперь найду — столько лет прошло? Я взяла отгулы на работе и поехала в сад. Два дня копала. Реву уже, с ног падаю. Мешочка нет нигде. Я захожу в дом, ноги трясутся. Падаю на колени и прошу: Боже, помоги мне! А потом меня осенило: а что это я отрока Вячеслава не попросила ни разу мне помочь? С новыми силами бегу в огород и шепчу: „Славка, помоги мне!“ — Светлана осекается и бьёт себя по губам: — Ой, грешная я! Нельзя его Славиком называть! — Перекрестившись, продолжает: — Так вот, только копнула я, так сразу лопата упёрлась во что-то. Смотрю — так это тот мешочек с деньгами! С тех пор у меня жизнь наладилась».
Вторая женщина приехала из Сибири. Она была немногословна и всё время подносила палец к губам.
«Вячеслав не любит, когда много болтают», — сказал она.
Третья — девушка из Нижнего Новгорода. Миниатюрная и голубоглазая. На вид — лет двадцати семи. Аккуратное платье, на ногах — нью-бэлэнсы. Рядом со Светланой и женщиной из Сибири она выглядела как минимум странно, но в чудодейственную силу Славика верила не меньше.
«Надо избавляться от айфонов, купить кнопочный телефон, — говорила она. — По смартфонам можно отследить любого человека, узнать, где он живёт». Рассказала историю, как у одного монаха, сделавшего загранпаспорт, после смерти на лбу появился QR-код.
— А потом, у меня соседи алкаши были, — внезапно встряла в разговор Светлана. — Сверху шумели день и ночь, а я боялась слово сказать. Там муж у них — уголовник. А однажды я легла в кровать с иконкой Вячеслава и попросила у него: «Умоляю, пусть они перестанут». И они перестали.
— Ну разве это не чудо??? — чуть ли не кричит Светлана. Три пары глаз устремились на меня.
— Конечно, это чудо, — говорю.
Светлана становится на колени перед закрытой сенью отрока и молится. Молчунья и девушка присоединяются, прислоняя к железной решётке акафист — специальные молитвы для святого, которые верующим в отсутствие признания церкви приходится сочинять самим.
Выпрямившись, Светлана взяла из пластиковой вазы увядшую розу и протянула мне.
— Лепестки замочишь в масле, — сказала она. — Пусть бабушка прикладывает к больным местам. Стебелёк ни в коем случае не выбрасывайте. Его можно с чаем заваривать.
Напоследок они мне напомнили, что, согласно пророчеству Славика, скоро придёт новый Царь, о котором много и расплывчато говорится в книге «Посланный Богом».
— Настоящий, во плоти? — уточнил я. — Или духовный?
Светлана задумчиво посмотрела на небо.
— Не знаю, — ответила она. — Время покажет.
Напоследок я получил напутствие: молиться каждый день и не стесняться этого. Желательно найти поддержку среди друзей или родственников, которым тоже нужна помощь святого Славика.
— Но как мне рассказать об этом друзьям, если мне двадцать пять? — спросил я. — Меня засмеют.
— Значит, они ещё не готовы. Дай Бог, одумаются со временем. Все мы будем в аду, и только от нас зависит, в первых рядах или на галёрке, где не так жарко, — добавила Анна.
— Отрок говорил, что уцелеют только несколько городов, — продолжает Светлана. — Те, в которых больше всего верующих. Остальные города ждёт беда.
На этих словах все трое крестятся. Я тоже крещусь.
В конце они записывают все свои пожелания отроку на листе бумаги и кладут его в специальную коробочку. Если верить сообществу отрока Вячеслава, Валентина Афанасьевна приезжает, читает все записки и молится за всех написавших.