В российских школах, возможно, скоро появятся «уроки семейного счастья» — по крайней мере, Минобрнауки уже одобрило такую инициативу. На самом деле во многих городах подобные уроки уже есть. Пилотный учебный курс называется «Нравственные основы семейной жизни», сокращенно — НОСЖ. Возможно, именно он станет основой для обязательного российского «семьеведенья». Текста учебника по НОСЖ нет в открытом доступе, но самиздату всё-таки удалось его изучить, а также поговорить со школьниками, которые по нему занимаются.
Двенадцатого декабря детский омбудсмен Анна Кузнецова сказала, что Минобрнауки «принципиально одобрило» инициативу по введению в школы «семьеведенья». Правда, по словам Кузнецовой, специальных уроков для этой дисциплины выделять не будут: курс станут преподавать в рамках уже существующих гуманитарных предметов.
По какому именно учебнику будут заниматься российские школьники (если будут), пока неизвестно. Но на сегодняшний день один из самых известных учебных курсов — «Нравственные основы семейной жизни». Именно за его введение выступает Ассоциация родительских комитетов и сообществ. Это программа для старшеклассников, разработанная екатеринбургским священником Дмитрием Моисеевым и монахиней Среднеуральского женского монастыря Ниной Крыгиной. Авторы написали учебник и методические пособия, которые, по их мнению, должны помочь подросткам освоить «систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре», и подготовить их к созданию «крепкой многодетной счастливой семьи».
Курс «Нравственные основы семейной жизни» уже давно существует как пилотный проект. С 2009 года его преподают в некоторых регионах. На сегодняшний день в эксперименте участвуют уже 60 субъектов РФ.
Что известно об авторах курса?
Нина Крыгина — православный русский психолог (православная психология — сравнительно новое направление в психологии. Его специалисты утверждают, что рассматривают человека как образ и подобие божие и отвечают перед богом за бессмертную душу клиента). Она — кандидат психологических наук, была замужем, но развелась. По данным СМИ, семья Крыгиной распалась из-за того, что её муж отказался принять православие. После этого она ушла в монастырь, и её сын тоже стал монахом (как она утверждает, по собственному желанию). Лекции Нины Крыгиной очень популярны, их можно найти в интернете.
Протоиерей Дмитрий Моисеев окончил биологический факультет Уральского государственного университета. Он специализировался на степной и высокогорной растительности Урала. Позже окончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт и в 2001 году стал священником.
Что думают школьники?
Самиздат поговорил с учениками из разных регионов о том, как проходят уроки НОСЖ и какое мнение об этих занятиях сложилось у подростков. Все мнения — анонимные. Записи разговоров есть в распоряжении редакции.
***
«Я считаю, что такой предмет в школе нужен, но в другом формате. Сейчас он во многом построен на религиозных ценностях. Авторы учебника говорят, что курс носит светский характер, но это не совсем так. Дважды к нам на уроки приходил священник. В первый раз меня не было, но мне рассказали, что на занятии он говорил о телегонии. Ребята пытались ему возражать, но он продолжал о своём. Во второй раз я присутствовал на уроке: речь шла об отношениях жены и мужа в семье. Священник говорил, что муж должен быть во главе семьи, а задача жены — подчиняться. Я попытался спорить: мне кажется, что решения должны приниматься совместно. Он спросил: „А если ребёнок хочет съесть конфету, муж разрешает, а жена против — как надо поступить?“. Я ответил, что в такой ситуации нужно обсудить вопрос и всё-таки прийти к согласию, но священник сказал, что я не прав. Ещё он говорил, что ребёнок становится человеком в момент зачатия. Тут я тоже попытался возразить, ведь эмбрион до определённого момента ничего не чувствует. Священник в ответ сослался на документальный фильм „Безмолвный крик“. Я потом почитал про него в интернете — это фильм про аборты, который научное сообщество резко раскритиковало.
Но, если не считать участия священника, уроки проходят хорошо. Наша преподавательница позволяет себе отклоняться от учебника, она говорит, что мы можем иметь свою точку зрения и нам ничего не навязывается. Часто мы дискутируем на разные темы и можем не соглашаться с тем, что написано в учебнике. У нас были очень интересные уроки про ВИЧ и контрацепцию, а с девочками учительница отдельно говорила о половом просвещении. Мне кажется, это правильно. Многие в классе тоже считают, что сам предмет полезный, но лучше бы он носил светский характер.Чтобы рассказывали побольше о психологии и поменьше о христианских ценностях. А сейчас даже глава в учебнике называется „Не убий“».
***
«В прошлом году я перешла в лицей, в химико-биологический класс, и выяснила, что теперь у меня будет предмет „Нравственные основы семейной жизни“. Я пролистала учебник, и многие вещи сразу показались мне странными. На первом же уроке я начала спорить с учительницей. Она говорила, что аборт — это грех, убийство, и что эмбрион — это ребёнок. Причём повторила это несколько раз. Я спросила, зачем она навязывает нам свою точку зрения. Она ответила, что ничего не навязывает. Но для чего тогда несколько раз повторять одно и то же? Потом, уже на другом уроке, она показывала нам видео, где записан аборт на позднем сроке беременности, когда уже видны очертания ребёнка. При этом она не упоминала, что есть ещё и медикаментозные аборты на ранних сроках. Как будто специально сделала так, чтобы всё выглядело пострашнее.
Ещё мы проходили темы „женственность“ и „мужественность“. Выяснилось, что все обязанности должен брать на себя мужчина. А когда говорили о женственности, оказалось, что женщина должна быть тихой и ещё ей нельзя пошло шутить. В этом разделе мы смотрели видео, где утверждалось, что сильная женщина должна притвориться слабой, иначе она не сможет быть рядом с мужчиной. Можно подумать, это цель каждой женщины! Мне кажется, каждый человек — это самостоятельная личность. Если у него нет отношений, он всё равно может добиться, чего хочет.
На первом уроке, когда я стала спорить с учительницей, меня очень расстроило, что одноклассники сидели и молчали, некоторые только улыбались. Но потом я познакомилась с ними поближе и поняла, что многие придерживаются такого же мнения, как и я. Хотя есть, конечно, и те, кто согласен с учебником. Школа находится в благополучном районе, тут есть семьи с достатком. И одна моя знакомая, у которой несколько братьев и сестёр, говорит, что аборт — это грех. Так ей папа всегда объяснял. И будто бы, если бог послал ребенка, то пошлёт и денег на него. Но я в это не очень верю. Далеко не всем так повезло в жизни.
Ещё был очень странный момент, когда на уроке мы говорили про семью. Учительница заявила, что мальчикам к моменту вступления в брак желательно быть невинными, а девочкам — обязательно. А просто жить вместе, вне брака — плохо. Потому что если женщина поживёт с одним, с другим, с пятым, то кому она потом нужна будет, такая пожившая? Когда заговорили о сексе, всё вроде бы начиналось нормально — преподавательница даже сказала, что это полезно для здоровья. Но потом как-то плавно перешла к тому, что сексом можно заниматься только в браке. Одноклассница спросила, что делать, если она не хочет выходить замуж, но хочет быть здоровой? Ответ был: «Тогда иди в монастырь». Это было очень неожиданно и непонятно, всех даже рассмешило.
Теперь эта учительница больше не преподаёт у нас НОСЖ, она вообще ушла работать в другую школу. Новая преподавательница меньше говорит про религию. Но всё равно эта тема никуда не делась, ведь она постоянно встречается в учебнике».
***
«Предмет НОСЖ появился у нас в прошлом году, в десятом классе, в формате элективного курса. Мне нужно было выбрать между физикой и НОСЖ, а я больше склоняюсь к гуманитарным предметам, так что выбрала второе. Я много раз пожалела об этом: никакой новой информации не получила, но раз в неделю вставала на сорок минут раньше.
У нас этот предмет вела учительница музыки, которая очень интересуется религией. Она проводила уроки с задором, обращалась к нам „зайка“ и „солнышко“. Учебники нам выдали, но по одному на парту. В конце каждого урока мы должны были вернуть их на стол учителя, так что мы ими не пользовались и даже толком не узнали, что в них.
Вообще я полностью за то, чтобы в школах вводили подобные предметы. Но конкретно в нашей школе нам не рассказывали того, что мы бы хотели услышать. Не говорили о половой жизни, воспитании, детях, ссорах, психологии, разводах. Вместо этого много обсуждали, что семья — это род и мы все должны его продолжать. Мы успевали сделать алгебру, обсудить химию и просто поболтать, пока у доски рассказывали о корнях Пушкина.
Домашних заданий не было, но в конце года мы сдавали зачёт. Это мне понравилось — можно было самим выбрать наиболее интересную для себя форму. Кто-то говорил о своих корнях, кто-то исследовал пословицы, связанные с семьёй, кто-то сделал герб и гимн своего рода».
***
«Я не посещал все уроки, в нашей школе НОСЖ — элективный курс. Но на тех занятиях, где я присутствовал, нам объясняли, как важно, чтобы у человека была полноценная семья, что нужно найти своего человека и прожить с ним всю жизнь. У каждого свои взгляды на жизнь, и на уроках часто разворачивались дискуссии. Лично мне показалось, что нам навязывают какую-то идеальную модель. Ты должен жениться один раз в жизни, должен завести детей, должен умереть в семьдесят лет. Если твоя жизнь не похожа на эту модель, ты ненормальный, ты с дефектом и никому не нужен. Мне это не очень понравилось. Я считаю, что каждый сам выбирает, что и как ему делать.
Но действительно полезными мне показались уроки на тему древа: нужно было как можно больше узнать о своих корнях и рассказать на занятии. Благодаря этому заданию я задумался о том, что в жизни всё не просто так».
***
«На уроках НОСЖ мы обсуждали всё, что связано с обществом. Другие люди, мнения, различные пороки и прочее. Поднималась тема наркотиков и их пагубного влияния на нашу жизнь и жизнь близких. Говорили про семейные ценности, про то, как важно в наше время иметь семью и какую роль она играет в жизни общества и государства. Показалось странным, что педагог наделял всё высшей силой. Будто нам всё даровано богом и происходит только благодаря ему. Но это учительница добавляла уже от себя, так что я решил воспринимать подобные замечания просто как дополнительную информацию».
Что говорят учителя?
Из всех преподавателей НОСЖ, с которыми связался самиздат, на интервью согласился лишь один. Его монолог публикуется анонимно. Аудиозапись находится в распоряжении редакции.
***
«Я примерно два года работаю добровольцем в центре помощи семье и детям "Колыбель". У меня есть высшее образование, мне нравится читать и преподавать. Поэтому я участвовал в просветительских мероприятиях в "Колыбели". Например, читал лекции Константина Шестакова (социолога и пролайф-активиста. — Прим. ред.). Потом мы пригласили в наш центр Нину Крыгину. Она приехала со своей программой и привезла десять комплектов учебников. Каждый комплект состоит из двух учебных пособий — для десятого и одиннадцатого классов, методички и хрестоматии для учителя. Вместе с епархиальной комиссией по защите детства, материнства и семьи мы провели рабочее совещание. На нём были представители колледжей, и после этого семь лекторов начали читать курс НОСЖ в семи колледжах города.
Это экспериментальный курс. Он рассчитан на 64 часа, но в рамках пилотной программы нам отвели всего 16. В начале курса подростки проходили входной тест, а в конце будет ещё и выходной. Так что мы сможем понять, повлияли ли как-то на учеников эти уроки и стоит ли вводить их в других школах. Финансирования пока нет, и лекторы работают на добровольных началах.
Кто-то упрекает этот курс в излишней религиозности. Но ведь Министерство образования проверяло учебник, и комиссия признала его светским. Лично я — верующий человек, но курс, который веду, считаю светским. Поэтому стараюсь не говорить с учениками о религии. Если даже заходит речь вскользь, я извиняюсь. Говорю: "Я не хочу навязывать вам свою веру, потому что не все из вас верующие". В учебнике встречаются упоминания о религии, и я обычно их обхожу. Хотя, мне кажется, там и так не акцентируется внимание на церкви. Курс рассказывает скорее об общечеловеческих ценностях. Это как уроки литературы: школьники разбирают произведения, в которых затрагиваются важные жизненные вопросы, это воспитывает личность. Но в литературе многое не говорится прямо, а своей головой не все приходят к выводам. На "Нравственных основах семейной жизни" мы напрямую говорим о таких понятиях, как совесть, стыд, счастье, дружба, любовь.
Мы существуем в очень разнородном информационном пространстве. Вокруг много идеологий: либерализм, феминизм, гуманизм… Всё это льётся через разные информационные каналы. Взрослый человек, у которого уже есть своё мировоззрение, может фильтровать информацию. Но ребёнок рискует запутаться в этом. Мы не навязываем церковь или молитву, а стараемся дать базу. Видели бы вы глаза детей, когда я включил им ролик про дружбу, с песней Высоцкого "Если друг оказался вдруг". Видно было, что им этого не хватает — чистоты, дружбы, истины. Земля выбита из-под ног детей.
Я видел статью в The Village, и мне показалось, что там заметно проглядывает феминизм. Да, мы можем быть феминистами в социальном плане — признавать, что у всех равные права и обязанности. Но если рассматривать мужскую и женскую психологию, то говорить, что они одинаковы, — значит, противоречить науке. Разве можно спорить о том, кто больше разговаривает — мужчина или женщина? Это же очевидно. Я не хочу утверждать, что кто-то лучше, а кто-то хуже, не хочу снизить роль женщины как члена общества. Я просто знаю, что у мужчин и женщин есть свои особенности.
В целом курс НОСЖ построен очень современно: к каждой теме есть мультимедийные материалы, их можно посмотреть на уроке. Можно задействовать фильмы, видеоролики, музыку. Я готовлю презентации к каждому занятию. Ещё в начале урока можно использовать мультимедийный эпиграф — пока он будет идти, дети успокоятся после перемены. В преподавании есть свои сложности. В методических рекомендациях говорится, что этот предмет не нужно преподавать "поверх голов". Нужно выходить на открытый диалог с детьми. Чтобы не было морализаторства. Я так и делаю, и иногда у нас возникают дискуссии. Ведь в пятнадцать лет человек может понимать слово "любовь" совсем не так, как в двадцать или в двадцать пять. Иногда то, как мы смотрим на какие-то понятия, может не совпадать.
В самом начале курса описаны правила: во время урока никто никого не перебивает, даже если не согласен. Нельзя подтрунивать над чужим мнением, каждый должен иметь возможность высказаться. Например, сегодня мы говорили про любовь. Я считаю, что любовь к супругу должна быть сильнее, чем любовь к ребёнку. И в курсе так говорится. Но одна девочка со мной не согласилась. Я не стал её переубеждать. Это её право — иметь своё мнение.
Бывают и провокации. Например, меня спросили: "А что, если девочка влюбилась в девочку?". Но я не поддался и ответил, что это патология и извращение. Такие вопросы задают специально, чтобы вывести учителя из себя. От них не надо уходить, и не надо злиться.»
Так что же в этом учебнике?
Самиздат изучил первую часть учебника «Основы семейной жизни» издания 2015 года и приводит несколько цитат из книги:
Тема 1.2 Тайна личности
«Проблема понимания личности научной психологией, на наш взгляд, заключается в том, что психология, возникшая как наука о душе, душу-то в качестве предмета своего исследования как раз и не рассматривает, ограничиваясь „поведением“, „сознанием“ и тому подобное. Объяснением духовной стороны нашей жизни и всего происходящего в ней занимается богословие. Принципиальное отличие понимания личности психологией и православным учением заключается в том, что, с богословской точки зрения, личность свойственна человеку изначально, а не формируется в процессе его жизни. Человек не может существовать, не имея личностного бытия. Это свойственно человеку на всех этапах его жизни — с момента зачатия до перспективы посмертного существования».
Тема 1.4 Тайна пола
«В настоящее время существуют два диаметрально противоположных подхода к необходимости учёта различий между полами в деловом и межличностном общении людей. Представители одного из них убеждены в том, что различия между людьми разного пола не настолько значительны, чтобы обращать на них внимание. Главный акцент делается на равенстве полов и эмансипации женщин. При этом под эмансипацией понимается „раскрепощение“ женщин, их отказ от традиционных норм поведения. Другие утверждают, что половые различия существенны, с ними необходимо считаться в межличностном и профессиональном общении. Незнание психологических особенностей людей разного пола неизбежно приводит к тому, что от представителей другого пола ожидается поведение или эмоциональная реакция, характерная для представителей своего пола. В семейной жизни это обстоятельство может выступать в качестве своеобразной „питательной среды“ для возникновения супружеских конфликтов и влиять на остроту их протекания». (К этой главе прилагается для размышления пословица: «Не бывать калине малиною».)
«В результате многочисленных отечественных и зарубежных исследований было установлено, что в процессе развития у мужчин более устойчивыми оказываются такие черты, как интеллектуальные интересы, высокий уровень притязаний, эмоциональная стабильность и более высокая агрессивность, а у женщин — социальная ориентация, настойчивость, эстетическая отзывчивость, желание дойти до пределов возможного. Женщины склонны верить авторитетам и опираться на авторитеты в затруднительных случаях, что менее характерно для мужчин».
«Многие проблемы в супружеских отношениях возникают из-за того, что люди не могут осознать разницы в психологии мужчин и женщин. Например, когда женщина перескакивает с предмета на предмет, чрезмерно эмоционально вовлечена в обсуждаемый вопрос, мужчина может этого не понять и будет призывать жену держать себя в руках, хотя ей нужно, чтобы её просто выслушали. Или же если мужчина занимается каким-либо делом, то приглашение жены пойти погулять он просто не воспримет, так как ему нужно время для того, чтобы переключиться с одной программы — „работа“ на другую — „отдых“».
«Установлено, что уже в четырёхлетнем возрасте начинает проявляться глубинное психологическое различие в ориентациях мальчиков и девочек. Если в экспериментах детям предлагалось свободно выбрать игрушки, у мальчиков и девочек проявлялись явные различия: машины и кубики выбирались для игры преимущественно мальчиками, а посуда и куклы — девочками. Такое предпочтение отражает действенное проникновение детей в специфику мужской и женской деятельности. Мальчики имеют больший интерес, знания и умения в сфере техники, а девочки — в сфере быта».
(Ещё одна пословица к этой главе: «У девки загадки, а у парня смысл».)
Тема 2.2 Стыд и совесть
«Любой закон в человеческом обществе основывается на чьём-то авторитете. На чьём же авторитете зиждется нравственный закон? Великий русский писатель Ф. М. Достоевский, пытаясь решить для себя этот вопрос, пришёл к следующему выводу: „Если Бога нет, то всё дозволено...“. А значит, духовно-нравственный закон зиждется на вере в Бога. Если человек теряет веру, разрушается его духовная и нравственная жизнь — то начало, которое существенно отличает его от животных».
Тема 2.4 Мужественность
«Русский солдат шёл на войну не грабить и убивать, а защищать Отечество и умирать за него. Большинство войн, которые вела Россия, были оборонительными и примирительными. В военных победах Россия обретала богатство, силу и славу. Однако это не являлось главной целью войн. Главной целью было хранение мира, того „тихого и безмолвного жития во всяком благочестии и чистоте“, о котором мы молимся и которого просим у Бога за каждым богослужением. А значит, мужественность предполагает во всяком деле и во всяком месте ответственное служение — перед Богом, Отечеством, родом, семьёй — во имя хранения и приумножения этого мира».
Тема 2.5 Женственность
«Семейным психологам и священникам по исповеди очень хорошо знакомо то чувство, которое испытывают современные мужчины, общаясь с „сильными“ представительницами „слабого пола“. Наиболее точно оно соответствует понятию „тоска по женственности в женщинах“. Дело в том, что мужественность и женственность — это две взаимодополняющие характеристики. Одно без другого не может существовать. Если теряется одно, например женственность у девушки, то ей очень трудно ожидать проявления настоящей мужественности у тех представителей „сильного пола“, с кем ей придётся встретиться на своём жизненном пути. Не стоит забывать, что „пол“ означает половина, а половина стремится стать целым. Это становится возможным, когда соединяются прекрасная женственность и истинная мужественность».
«В настоящее время образы идеальной девушки и идеальной женщины сильно искажены. Средствами массовой информации нередко пропагандируется образ сильной, целеустремлённой, независимой „амазонки“ или коварной соблазнительницы мужчин. Некоторые девушки, поддавшись этому воздействию, начинают стремиться „всё в жизни попробовать и взять от жизни всё“, что обычно заканчивается для них весьма плачевно».
«Американская исследовательница данной проблемы Х. Анделин написала книгу „Очарование женственности“, которая стала очень популярной и помогла сохранить многие семьи. В ней дается следующее определение: „Женственность — это нежное и мягкое качество, которое проявляется во внешности, манерах и природе женщины. Женственная натура производит впечатление мягкости и деликатности. В ней чувствуется дух очаровательного послушания и зависимости от мужчины, который о ней заботится и защищает её. В ней нет ничего мужского, нет свойственной мужчинам агрессивности, соперничества, бесстрашия, силы“».
Тема 5.1 Семья в ожидании ребенка. Отцовство и материнство
«У женщины коренным образом меняется отношение к миру и к себе самой, когда она узнаёт, что внутри неё зародилась новая жизнь. Она ощущает значимость происходящей перемены в её жизни. Происходит ясное осознание того, что как когда-то она оказалась в утробе своей матери, так и сейчас ей самой выпало счастье стать матерью собственного ребенка. Если у женщины сформировано правильное отношение к материнству, то она испытывает очень сильное и радостное чувство от того, что у неё появляется возможность исполнить своё главное предназначение на земле».
Тема 5.2 Чудо жизни
«Зачатие — это не просто процесс соединения мужского и женского начал. Зарождение новой жизни — это великое таинство. В момент зачатия маленькой клеточке даруется живая и бессмертная душа».
Тема 5.3 «Не убий»
«Что такое „искусственное прерывание беременности“? Искусственное прерывание беременности, или аборт, — единственная операция, цель которой не излечение от болезни, а прекращение вновь возникшей жизни, то есть убийство ещё не рождённого ребёнка. Аборт — это наибольшая трагедия в истории человечества. Как показывает опыт многих стран, легализация абортов увеличивает их количество. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире проводится ежегодно 40–60 миллионов абортов, а значит, уничтожается больше людей, чем погибло за всё время Второй мировой войны. Без преувеличения можно сказать, что это массовое убийство».
«Нам надо понять, что даже в самой сложной ситуации мы не в состоянии распоряжаться чужой жизнью. А ведь решение о прерывании беременности, на которое чересчур легко идут некоторые молодые люди, считающие, что они ещё недостаточно пожили для себя, и есть по своей сути решение о том, жить или не жить ещё одному существу, которое только начинает свой путь».