ПЕРЕИЗЛУЧЕНИЕ СЛОВ: как секта «Радастея» учит быть счастливыми и богатыми
Иллюстрации: Мария Есипенко
05 апреля 2017

Россияне активно ищут духовную опору. Кроме традиционных религиозных организаций, в стране действует около двух тысяч сект, в которых состоит сотая часть жителей России. Специально для самиздата «Батенька, да вы транформер» Мария Мартынова изучила деятельность крупной секты «Радастея», поговорила с её членами, узнала, как выйти оттуда и поймала ритмы экстрасенса Евдокии Марченко.

После долгого семинара «Радастеи» в Ледовом дворце Санкт-Петербурга участники  разошлись по своим делам. Большинство — к ближайшему метро «Проспект Большевиков». Один из участников семинара Андрей к тому моменту сильно проголодался. Неудивительно, ведь ему пришлось провести на «Радастее» много часов, отстояв очередь на вход и выход и слушая выступление Евдокии Марченко о ритмологии и о том, как правильно жить. Андрей остановился у киоска с пирожками, рядом с ним выстроилась очередь не менее голодных людей. В толпе Андрей разглядел лица радастейцев. Они бесцеремонно лезли к кассе без очереди и расталкивали других людей. Дело вполне могло дойти до массовой драки, если бы не вмешалась пожилая женщина. Она сказала: «Мы же все тут люди, давайте уважать друг друга!» Именно в этот момент Андрей задумался: человек ли он? И в очередной раз засомневался, на самом ли деле «Радастея» — компания «самых избранных и достойных» на всей планете.

I

Учение международной общественной организации «Радастея» базируется на оккультных и философско-религиозных концепциях, а также идеях самой создательницы «Радастеи» Евдокии Марченко. Секта была основана в начале девяностых, а в 2002 году на её основе был зарегистрирован «Институт ритмологии Евдокии Марченко», который работает до сих пор. По данным института, за период с 2002 по 2015 год обучение прошли восемнадцать тысяч человек в ста пятидесяти двух городах России. Большую популярность получили программы в режиме онлайн. Только в 2012 году проведено более ста восьмидесяти вебинаров по обучению, в которых приняли участие шесть тысяч сто восемьдесят человек. Помимо института, существует ещё онлайн-канал этой секты, группы в социальных сетях, а также онлайн-институт. Также Марченко в 2003 году Академия общественного признания вручила Орден Мудрости, а в 2004 её наградили Грамотой Союза писателей России «За разрушение писательских стереотипов и за эмоциональное расширение познания Вселенной и бытия» в Колонном зале Дома Союзов. В этом же году ей вручили орден «Меценат» «За выдающийся вклад в дело возрождения и процветания Мира, за величие души, за бескорыстную щедрость» в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя и ещё несколько наград. Трудно не поверить столь титулованной особе. Количество адептов и финансов секты растёт, так же, как и количество пострадавших.

Основные цели организации — установить на Земле царство счастливых, богатых и здоровых людей («Живых Ритмов») и объединить все религии в одну. «Ритмы» — ключевое понятие учения «Радастеи». Это стихотворные сочетания, позволяющие влиять на окружающий человека эгрегор — духовную силу.

Члены организации проходят три обязательные процедуры: «переизлучение», «ритмику» и «ритмологию». Все вместе они выливаются в необходимость читать заклинания часами. Ритмика — типичная магическая практика, в которой заклинания читаются в строго заданном порядке. Для переизлучения Марченко изобрела свой алфавит, который снабжён отдельным четверостишьем для каждой буквы. Переизлучить интересующее слово — значит, прочитать эти четверостишья в порядке следования букв в слове. Практика усложняется большим количеством слов, повторов и наличием нескольких алфавитов. Ритмология — чтение заклинаний, в которых встречается интересующее слово.

На каждое событие жизни, даже самое обыденное, можно отыскать соответствующее заклинание. Марченко внушает своим последователям, что «можно избавиться от всех проблем легко, если вещь или событие переизлучить на радастейном языке». Утром и перед сном последователи Марченко обязательно должны пропеть «Утро Радастеи» и «На сон грядущий»: сон в этой организации считается выходом в «тонкий мир» и обязательно должен начинаться и заканчиваться Ритмами.

«Съешьте лимон — он ускорит ваше время».

Еда для ритмологов также становится ритуалом, а каждый продукт — знаком. Учение рекомендует: «Если вы собираетесь уединиться, то не пейте чай, потому что это выход на общую траекторию. Лучше выпейте кофе — это личная траектория». «Хотите подумать о будущем — не ешьте морковь. Корнеплоды — это наше прошлое». «Съешьте лимон — он ускорит ваше время». Для своих адептов Марченко настаивает на вегетарианстве, вне зависимости от того, позволяет ли это здоровье человека.

«Радастея» также не предусматривает различий между полами, а внешний облик человека рассматривает всего лишь как скафандр. Мужские и женские скафандры моются в одной бане и купаются в озере без одежды. Большинство ритмологов, вступив в сообщество, уходят из семьи. И если заводят семью повторно, то только с другим ритмологом.

Институт ритмологии входит в перечень наиболее деструктивных тоталитарных сект и групп в России. На его занятиях широко используется групповое давление и психологические методы эмоционального контроля (гипноз, самогипноз), ведущие к состоянию транса. При этом создатель института Евдокия Марченко отрицает сектантский характер организации. По её словам, одним из критериев секты является обожествление лидера. «Но я же не бог. Я — Луч», — оправдывается Марченко.

Ещё в советское время Марченко, выпускница факультета астрофизики и геодезии Уральского государственного университета, увлеклась астрологией. В конце 1980-х годов она стала президентом «Ассоциации экстрасенсов Южного Урала», которая затем приобрела статус общественной организации «Исцеление через духовность». Сильное влияние на Марченко оказали учение агни-йоги, труды Блаватской, Бейли и Рерих. В 1990 году она начала читать стихи собственного сочинения («ритмы»), которые легли в основу учения.

II

Светлана — одна из слушательниц института — попала к ритмологам после смерти двоих детей и ухода из семьи мужа. По её словам, она была никому не нужна, в отчаянии, поддерживала её тогда только бабушка. С бабушкой, по совету односельчан, Светлана пошла к женщине, которая «лечит душевные боли». «Женщина оказалась очень приветливая, добрая, ненавязчивая, — вспоминает Светлана. — Приняла нас. Полечила молитвами, а потом предложила купить „живую книгу“, которая поможет справиться с трудностями. Я заинтересовалась». Как оказалось, эта женщина была последователем «Радастеи». Она проводила семинары, уроки, ритмики, выезжала на природу (чтобы зарядиться лучом), а также распространяла литературу. Всё это было не бесплатно. Но Светлана так увлеклась, что, при своей небольшой зарплате, стала тратить на книги всё больше и больше. «Потом, — вспоминает девушка, — бабушка умерла, и я совсем потерялась. Стала брать кредиты на покупку книг, дисков. Меня уговаривали взять кредит на „Радастею“, но кредиты больше не давали. Я была должна всем».

На этот случай Институт ритмологии, кстати, даёт совет. Если человек не может купить книги по ритмам, так как у него нет денег, то, согласно идеологии организации, это значит, что «деньги не уплотнились» — видимо, человек пропустил слово в ритмах, поэтому нужно читать ещё.

Бывший ритмолог Юлия вспоминает, как по дороге на одно из собраний «Радастеи» в вагоне поезда едва не умер её сосед: «Это был худой мужчина с чёрным измождённым лицом, тихий и сутулый. Мы, конечно, познакомились, он писал стихи, читал их мне. Ночью меня разбудил крик и стоны, мой сосед бился в припадке на полу вагона. Другие пассажиры тоже были разбужены, мужчина (не радастеец) единственный оказал помощь — сунул что-то в рот, потом приехал врач. Больной сосед лежал на полке, но никто из радастейцев к нему не подходил, а некоторые, видя его, охали, говорили мне, что надо читать сейчас и уходили восвояси. Многие его давно знали, дружили даже, а я его впервые видела, но все почему-то сложили заботу о нём на меня». Позже он предложил девушке выйти за него замуж, но она отказалась, так как «он внушал страх какой-то, я боялась жить с таким человеком, не больным, а надломленным каким-то». Впоследствии мужчина был отправлен в психиатрическую больницу — по словам Юлии, «психика его не выдержала радастейной науки».

На занятиях института членам секты говорят, что они должны считать себя избранными, которые спасут мир. Самое большое мероприятие называется Радаст и длится пять-семь дней. Религиозные внушения там проходят на фоне театрализованных спектаклей и песен на стихи Марченко. Задаются «домашние задания»: выучить наизусть тексты. Жёстко ограничивается время сна, приём пищи. За несоблюдение распорядка грозит отлучение.

«Хотите подумать о будущем — не ешьте морковь. Корнеплоды — это наше прошлое».

«Я был уверен в божественности Марченко и избранности её окружения, я не сомневался в её морально-этических качествах, — рассказывает Андрей, который провёл в секте одиннадцать лет. — Ещё находясь в „Радастее“, я много думал, читал, ездил на Радасты, но никак не мог понять природу лучей и потоков Марченко, их источники. Переживал, что я глуп и несовершенен перед этой наукой. Понеся большие материальные и физические потери, по милости Господа, я вышел из этой секты. Вы спросите, почему я там оказался? Почему я раньше не мог понять всю фальшивость „Радастеи“? Отвечу: мне начало льстить, что я не такой, как все».

Светлана вспоминает: «С первых дней нахождения в „Радастее“ нас убеждали, что наши родственники не захотят, чтобы мы менялись, и будут против наших занятий. Мы делали работы по чистке родословных, профессиональных корней. Марченко говорила, что со сменой ФИО человек начинает заново проживать свою жизнь, закрывается карма. Теперь мне понятно, что нас постепенно настраивали против тех родственников, которые не занимаются в „Радастее“, и против наших друзей. Они подменяли истинные ценности на ложные, внушали, что нужно заниматься только своей личной лентой жизни, не жить жизнью наших родителей, мужей и жён, детей, а выйти на личную траекторию. В нас взращивали эгоизм, манию величия».

Доход и влиятельность основателей сект напрямую зависит от количества адептов, поэтому став членом секты, очень сложно из неё выйти самостоятельно. По словам Юлии, вышедшей из «Радастеи» через три года, основная причина — в том что, у людей отключается критическое мышление: «Я заметила, что люди там теряют здравомыслие, считают, что раз занимаются „Радастеей“, то у них есть страховка от всего. Были случаи, когда люди в культе лечились книгами Марченко, вовремя не обращались к врачам и умирали. Я знала четырёх человек, которые умерли от онкологии, от сердечного приступа. Знаю двоих, которые через несколько лет нахождения в секте стали пациентами психиатрии, одна из них вышла из дома в шлёпанцах и домой не вернулась — возможно, у неё была потеря памяти. Знаю несколько человек, которые потеряли зрение».
III

Сегодня в стране действует порядка восьмидесяти крупных сект и ещё около полутора-двух тысяч мелких. В них зарегистрировано около полутора миллионов россиян. Число сект продолжает расти, и они становятся всё более опасными для жизни. Российский психолог Сергей Ениколопов, руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья Российской Академии Медицинских Наук, связывает растущую популярность сект с тем, что люди недовольны нынешней религией: «Она устарела и не может отвечать на запросы современной жизни». При этом «вера и мораль держат человека в рамках — этим религия и полезна».

«Радастея» в России официально не запрещена. Более того, она ведёт свою деятельность на территории Евросоюза: в настоящее время действуют центры в Литве, Германии, Швеции; планируется возведение собственного международного центра.

Конституция Российской Федерации даёт право на свободу вероисповедания. Поэтому государство столкнулось с постоянным увеличивающимся количеством религиозных объединений. Центр политического анализа и информационной безопасности, созданный в 2010 году и зарегистрированный в Министерстве юстиции России в форме региональной общественной организации, предоставил список шести самых опасных сект в России: куда включены сайентологи, кришнаиты, муниты, организация «Анастасия», секта Григория Грабового и неопятидесятники. Отчёт конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» содержит перечень наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, куда и входит институт ИРЛЕМ («Радастея»).

В 2016 году секта «Аум Синрикё» была внесена в список запретных на территории России и признана террористической организацией — ещё в 1995 году в Японии адепты этой секты организовали теракт в токийском метро, где погибло тринадцать человек. Как сообщает «КоммерсантЪ», в апреле 2016 года в результате масштабной проверки полиции в Москве и Санкт-Петербурге были задержаны около пятидесяти адептов секты. Следствие полагает, что деятельность организации была сопряжена с насилием над гражданами и принуждению их к отказу от имущества.

Андрей Попов, именующий себя «Богом Кузей», основал псевдоправославную секту в девяностых. В 2016 году началась проверка этой секты: в семи квартирах, которые, по версии следствия, имеют отношение к его секте, в результате обысков было изъято более 43 000 000 рублей и свыше 100 000 долларов. Кроме того, была обнаружена специфическая литература и экзотические животные. Как сообщает бывшая супруга Попова: «За кулисами благовидных мероприятий в это же время проходили отвратительные сцены сексуального, психологического и физического насилия».