Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) сообщает: объём рынка онлайн-торговли за 2018 год в России вырос почти на 60 %. Особенно разрастается торговля между покупателями — за прошлый год её объёмы выросли в три раза: на фоне кризиса люди активно продают б/у товары (80 % от всего сегмента). На крупнейших российских сайтах объявлений на данный момент размещено по нескольку десятков миллионов предложений о продаже старых вещей, автомобилей и даже животных. Но вместе с онлайн-торговлей за 2018 год на 92 % выросла и интернет-преступность. Кибермошенничество при этом растёт стремительнее всего, а ведущими пространствами для него считаются именно торговые онлайн-площадки, например «Авито», «Юла» или Ozon. Автор самиздата узнала, как и кого обманывают на сайтах объявлений.
В официальной группе «ВКонтакте» крупнейшего в России сайта частных объявлений «Авито» уже шесть лет ежедневно обсуждают подозрительные объявления. С 2013 года здесь накопилось уже 1140 страниц и около 28,5 тысячи сообщений. Пользователи рассказывают о том, как сомнительные продавцы пропадают после получения денег, отменяют сделки в последний момент или просто не приходят на встречи. Истории изобретательности мошенников настолько разнообразны, что из них можно составить целую энциклопедию.
— За что задержан?
— За разбой.
— Какого рода?
— Угон машины.
Мужчина с ссадинами на лице, потупив взгляд, смущённо отвечает на вопросы полиции.
Царапины, синяки и пятно крови на белой куртке — следствие ДТП, в которое они с сообщником попали на угнанном BMW. Машину нашли на «Авито». Продавец, 25-летняя москвичка, предложила встретиться у её дома на Лосевской улице в десять вечера. К указанному месту подозреваемый вместе с подельником — они вместе приехали в Москву из Ростовской области, где работают в фермерском хозяйстве, — подъехали на такси. Владелица уже была там и прогревала автомобиль.
В результате «техосмотра» девушку ударили дубинкой по голове, а когда она попыталась убежать, её повалили на землю, дотащили до машины и закрыли в багажнике.
Через пару километров нападавшие вспомнили, что у жертвы при себе есть телефон. Вновь остановив машину, мужчины открыли багажник, но отобрать телефон не смогли — девушке удалось вырваться и сбежать. Пока она просила помощи у оказавшегося рядом водителя, мужчины уже уехали — правда, недалеко: угодили в аварию. Разбитую машину угонщики бросили рядом с «Ашаном» на Дмитровском шоссе и разошлись. Одного из них поймали в районе МКАДа неподалёку, а второго взяли почти на другом конце Москвы, на Симферопольском бульваре. На машине, по словам допрашиваемого, они хотели просто покататься.
— А зачем девушку ударили? Она же хрупкое создание, можно было просто оттолкнуть и сесть в машину?
— Хотели вывезти её куда подальше и там выкинуть, чтобы она ушла домой, — не очень уверенно отвечает подозреваемый.
Похожая история произошла год назад в Петербурге. Мужчина тоже продавал свой Volkswagen через «Авито» и назначил встречу покупателям. В итоге три злоумышленника тяжело избили мужчину и угнали автомобиль.
«Ты извини меня. Но всё же мне нужна твоя помощь. Я тебе уже крайне надоела, но у меня нету другого выхода, кроме как обратиться к тебе», — это было уже не первое сообщение, которое Саша получил от Раи. Он долго не обращал на них внимания, пока друзья и родственники не рассказали, что девушка звонит и пишет им и пытается связаться с ним любым способом.
За полгода до этого Саша отдал свой айфон в ремонт парням, открывшим сервис прямо в общежитии университета, где он тогда учился. Всё делалось на доверии, никаких официальных бумаг ребята не подписывали. Телефон пообещали сделать за неделю, однако потом мастера сказали, что ремонт затянется. А позже Артём из сервиса позвал Сашу в курилку при общежитии и сообщил, что телефон был украден курьером, который своровал техники на полтора миллиона. Однако они уже подали заявление в полицию, а пропажу компенсируют новым телефоном, заверил Артём. На всякий случай Саша включил на новом телефоне всё, что могло бы помочь ему в поиске пропавшего гаджета.
Через несколько месяцев Саше пришло уведомление, что потерянный телефон был включён в 20 минутах езды от дома. Телефонная книжка молодого человека внезапно стала пополняться контактами, которых он точно не заводил, а в галерее появились фотографии неизвестных людей. Саша сообщил об этом Артёму и предложил передать данные полиции, но Артём сам позвонил контакту «Любимый». Тот сообщил, что его девушка Рая просто купила б/у телефон по объявлению на «Авито». Покупка оказалась почти бесполезной: украденный телефон всё ещё был привязан к Сашиной учётной записи. Поэтому Рая начала просить у Саши пароль от его Apple ID. Делиться паролем он не хотел, поэтому сообщения игнорировал, пока уже в конце марта ему не стали писать друзья и родственники. К ним девушка обращалась в надежде получить Сашин номер телефона. Оказалось, что Рая действительно не подозревала о краже и даже была готова вернуть телефон его владельцу. В итоге айфон девушки всё же удалось отключить от Сашиной учётной записи.
Украденные вещи не всегда успевают попасть к новым владельцам. Буквально пару недель назад в Курске полиция нашла на сайте объявлений велосипед, украденный из подъезда многоэтажного дома. Шестнадцатилетний юноша воспользовался тем, что владельцы не пристегнули велосипед специальным замком, и смог незаметно вывезти его на улицу, а затем выставил на продажу. Однако полиция успела изъять велосипед и вернуть его владельцам. А 43-летний механик из Саратовской области, работавший в местном филиале РЖД, пытался продать украденный с работы сварочный аппарат стоимостью в несколько сотен тысяч. Пропажу смогли вычислить по серийным номерам.
Товар не всегда оказывается именно краденым. Он может быть сломанным или просто не тем, какой вы изначально хотели увидеть. Так, 18-летний молодой человек из Анапы договорился через «Авито» обменяться мотоциклами с жителем Пензы, но вместо обещанного товара отправил ему два велосипедных колеса и мешок цемента. После обращения обманутого пензенца в полицию юный мошенник был пойман, теперь ему грозит до пяти лет заключения.У 34-летней Людмилы сахарный диабет — с недавнего времени она отслеживает уровень сахара в крови с помощью сенсоров, которые передают данные на телефон. «Стоит эта штука в районе пяти тысяч на две недели, — рассказывает женщина. — Это дорого, сами понимаете». Сегодня на официальном сайте сенсоры стоят около 4500 рублей, объявления на «Авито» начинаются с четырёх. Сенсоры Людмила уже несколько месяцев покупала на «Авито», до недавнего времени проблем не возникало: продавцы находились быстро, просили за товар меньшую цену и отправляли его оперативно.
По очередному объявлению Людмиле ответила девушка, сказала, что у неё тоже диабет и муж привозит ей сенсоры из командировок. Людмила знала о том, что в сети можно встретить недобросовестных продавцов, поэтому, как и всегда, проверила страничку: профиль существовал не первый день, закрытые объявления были. Продавщица взяла телефон Людмилы, на следующий день с ней связался тот самый супруг, взял данные для отправки и попросил 60 % предоплаты.
«Слышался на заднем плане голос маленького ребёнка, он его называл „сынок“, это и подкупило», — вспоминает женщина. У Людмилы самой маленькая дочка, во время разговора Людмила несколько раз прерывает рассказ, чтобы ответить ребёнку. После полученных 7 тысяч предоплаты продавец пообещал отправить сенсоры на следующий день, но вскоре начал ссылаться на занятость, перестал отвечать на звонки. Трек-номера для отслеживания посылки Людмила так и не получила. Она написала заявления в полицию и в службу поддержки «Авито». Объявление сняли, а вот сам профиль не заблокировали: «недостаточно оснований».
Пресс служба «Авито» сообщает, что компания всё время работает над повышением безопасности, ежедневно через модерацию объявлений проходит более трёх миллионов публикаций. Сначала объявления проходят через автоматическую систему, а при возникновении спорных ситуаций или при получении жалоб от пользователей объявление переходит в стадию ручной проверки. Зная, что мошенников не всегда можно распознать на стадии модерации, «Авито» сделал целый раздел, в котором подробно описаны правила безопасных сделок и приведены примеры разных схем обмана.
Изначально предоплата должна была выступать как своеобразная защита продавца — гарантия того, что он не останется без денег. Однако теперь уже покупатель рискует остаться без товара, отправив продавцу деньги заранее. Так 19-летняя жительница одного из районов Республики Коми лишилась 9 тысяч рублей при покупке енота: нашла объявление на «Авито», перевела деньги на указанные реквизиты, но зверя, которого ей должны были доставить на поезде из Ростовской области, так и не дождалась.
На подобную уловку могут попасться даже те, кто знает об опасностях предоплаты, например ветеран торговли с рук Роман из Краснодара. На «Авито» он находится практически с момента основания, до этого пользовался онлайн-аукционом Ebay, газетой объявлений «Из рук в руки» и местными форумами, на которых тоже активно велась торговля. Он знаком с очень многими схемами обмана, может распознать мошенника, просто изучив его объявления и профиль продавца, и старается предупреждать о них в специальном обсуждении в официальной группе «Авито» «ВКонтакте». Однажды он нашёл на сайте объявление о продаже часов в Калужской области. Само объявление и общение с продавцом не вызывали подозрений, поэтому Роман перевёл деньги на указанную карту. Продавец несколько раз перезванивал с почты: спрашивал, страховать ли посылку, упаковывать ли её, — и за каждую услугу просил ещё денег. Только тогда Роман догадался, что трек-номер он уже не получит. «Я мог бы оплатить почтовые расходы, а за товар заплатил бы, когда он мне скинул трек, — объясняет свои ошибки мужчина. — Он меня просто заболтал, а я понадеялся на то, что меня столько лет никто не бросал».В тот день Лана и двое её детей были в поликлинике — трёхлетней дочери нужно было пройти медкомиссию для детского сада. Дело шло к вечеру, дети устали, проголодались и начали капризничать. В этот момент раздался звонок — мужчина интересовался грудничковым комбинезоном, выставленным Ланой на «Авито». За новую фирменную, так и не ношенную вещь женщина просила около двух тысяч. Мужчина уверял, что комбинезон очень понравился его жене, поэтому он готов сразу перевести предоплату, чтобы вещь никто не перехватил. Обычно Лана не берёт предоплату, но тогда она была слишком уставшей, да ещё и покупатель, судя по всему, очень торопился, поэтому она продиктовала мужчине номер карты. Он без остановки задавал ей вопросы, после чего моментально сказал, что уже перевёл деньги. Сообщил, что ей придёт подтверждение в виде набора цифр. Повесить трубку, чтобы зайти в личный кабинет Сбербанка, Лане не давал — боялся обмана. Окончательно вымотанная, она продиктовала пришедшие цифры. Почти сразу с её карты списались деньги, отложенные на школу для семилетнего сына.
Номера карты и кода-подтверждения из смс хватило, чтобы мошенник смог зайти в её онлайн-банк и через него снять деньги. Банк был через дорогу от поликлиники, поэтому она схватила детей и побежала писать заявление о блокировке и перезапуске карты. Когда Лана из интереса перезвонила мошеннику, он начал просить её разблокировать карту, якобы чтобы вернуть ей «случайно» списанные средства. Лана записала разговор и на следующий день написала заявление в полицию. Прошло два с половиной месяца, но дело так и не продвинулось. Позже женщина вспомнила, что буквально за десять минут до звонка мошенника ей звонили с другого номера. Лана предполагает, что звонок был сделан специально, чтобы убедиться, что сейчас она, скорее всего, будет не так бдительна.
Жалобы на подобные попытки обмана встречаются часто. В обсуждении с подозрительными объявлениями можно встретить несколько подобных историй. Легенды мошенников разные, но суть одна: у продавца выпытывают данные карты, а затем просят сказать код из смс якобы для подтверждения платежа. Не все помнят, что для оплаты не нужно ничего, кроме номера карты и имени владельца.
«Мой знакомый продаёт багажник для автомобиля через „Авито“, выставил тысяч за 60, уже полгода продаёт», — рассказывает историю своего знакомого Роман из Краснодара. Ему позвонил покупатель из Костромы, спросил, возможна ли доставка в другой город, пообещал выслать деньги, как только получит фото квитанций об отправлении. Чтобы перестраховаться, продавец попросил сразу выслать ему тысячу рублей «за хлопоты», после чего отправил товар в Кострому, скинув покупателю фотографии. При оформлении мужчину удивил факт, что получателем была указана женщина, но его заверили, что забирать товар придёт жена. Получив фото, покупатель внезапно попросил отправить ему посылку наложенным платежом, сославшись на неработающий банкомат. Через две недели продавцу позвонила незнакомая женщина и обвинила его в мошенничестве: она заплатила за багажник 30 тысяч рублей, специально попросила прислать ей фото квитанций, а теперь в пункте доставки ей говорят про наложенный платёж и просят заплатить ещё 60 тысяч. Таким образом, мошенник обманул двоих людей сразу: не заплатил за купленный багажник и получил деньги от другого человека, представившись продавцом. «В итоге товар отправляется обратно в Краснодар, транспортная компания 5 тысяч просит за эту доставку туда-обратно, — завершает историю Роман. — Товарищ мой теряет 4 тысячи рублей и кучу времени».
Редко можно услышать что-то про такие сложные мошеннические схемы, однако Роман знает несколько таких историй. Одна из них произошла с ним самим. У Романа есть свой магазин, специализирующийся на технике Apple. В один день ему позвонил мужчина с предложением продать несколько айфонов. Получив согласие, мужчина предупредил, что на встречу придёт не он сам, а курьер. «Меня в офисе в тот момент не было, у меня были суета, аэропорт, встречи — я позвонил сотрудникам своим, сообщил, — вспоминает Роман. — Попросил всё проверить на оригинальность, где-то может подвох быть». Вечером к магазину подошёл курьер, товар оказался качественным. Роман созвонился с продавцом и сам предложил перевести ему деньги на карту. «Я это предложил, так как меня не было на месте, не знаю, как так получилось, — видимо, мне для опыта», — предполагает мужчина.
Через несколько минут после перевода Роману позвонил его сотрудник и сказал, что курьер уходит с телефонами, потому что денег ему не прислали, а человек, обещавший заплатить, недоступен. Тогда мужчина понял, что произошло. Договорившись с Романом о покупке, мужчина позвонил в настоящий магазин электроники с желанием якобы купить два айфона. Но предупредил, что расплачиваться будет не тот, кто выйдет к курьеру получать товар, а он сам закинет деньги на карту дистанционно. В итоге он получает деньги от человека, которому представился продавцом, и не пересылает деньги тем, кому представился покупателем. Роман отмечает, что вся схема была совершена вечером, в любимое время мошенников — когда закрыты все банки и нет возможности сразу написать заявление об обмане и списании средств.
Если после этих историй вам захотелось удалить свои аккаунты со всех сайтов объявлений и больше никогда не быть онлайн — не спешите. Самиздат всегда готов прийти на помощь и подготовить вас к Постапокалипсису: мы уже рассказывали, что делать, если вы очнулись во вселенной Marvell или проснулись жуком. На основе опыта наших героев и рекомендаций специалистов разного профиля, включая астрологов и эзотериков, составили полезную инструкцию, как вам выжить в этом лживом мире: