Сегодня в «Предпринимательстве Постапокалипсиса» история крошечной фирмы Pijma Cider, основатели которой хотят немного поменять мир — сделать так, чтобы люди разбирались в сидре и перестали пить химическую бодягу. Спасибо нашим друзьям из Кнопки за помощь в подготовке рубрики!
— Мы с Максом начали этим всем интересоваться ещё лет с семи, — рассказывает Никита. — Мы были соседями по даче, и взрослые постоянно делали всякие яблочные соки и брагу. Мы всё это пили, а потом выросли и задумались о том, чтобы начать делать свой сидр.
Я познакомилась с Максом и Никитой на одном известном оупэн-эйр фестивале. У нас с друзьями заканчивался алкоголь, и мы отправились бродить по палаточному лагерю, надеясь что-нибудь раздобыть. Растерянно оглядываясь по сторонам, я вдруг услышала крик: «Фреш с вискарём!». Выяснилось, что ребята, которые целый день продавали свежевыжатый яблочный сок, к вечеру усовершенствовали свой напиток — начали смешивать его с виски. Рядом с их стойкой помещался странный деревянный агрегат с надписью «Der Rausschmeißer». Я долго его разглядывала, а потом всё-таки спросила:
— А вы вообще кто? И что делаете?
— Сюда мы приехали торговать яблочным соком, но вообще-то по жизни делаем сидр, — ответили мне ребята.
— Ну, сидр сейчас все делают, он же модный.
— Да, но только мы его пастеризуем.
— Как молоко? Зачем?
Так я подружилась с маленькой компанией Pijma Cider. Деревянное устройство, похожее на орудие пыток, оказалось прессом для яблок, а Никита с Максом — начинающими предпринимателями, которые уже несколько лет посвящают всё своё свободное время варке сидра и мечтают когда-нибудь начать зарабатывать на этом, чтобы уйти со своих основных работ и стать профессиональными сидроварами. Примерно так же последние несколько лет существовал и наш самиздат. Люди, которые бросают всё, сжигают офисную одежду и превращают хобби в профессию — это один из главных признаков наступившего будущего, того самого, о котором мы каждую неделю рассказываем в «Предпринимательстве Постапокалипсиса».
Год назад Никита с Максом наконец-то сделали первую по-настоящему крупную партию — около тонны — и тогда же обзавелись прессом. Вообще, если посмотреть на страницу с историей компании, выглядит она занимательно:
- 2012 год. Много сахара, всё нахрен взорвалось.
- 2013 год. Концентраты, неправильные дрожжи. Результат нас не устроил.
- 2014 год. Определились со стилем и рецептом, но… Всё выпили сами.
- 2015 год. Учимся на ошибках: сильно увеличили объём. Мы стали делиться сидром с большим кругом друзей, возить свой сидр на вечеринки и показывать незнакомым людям.
- 2016 год. Открытие производства-сидрерии. Встречайте!
А дальше с сидром «Пижмы» происходит именно то, что отличает его от остальных. В него сначала добавляют глюкозу, чтобы оставшиеся в напитке дрожжи начали «есть» сахар и выделять углекислый газ. От этого напиток становится более крепким и более газированным. А потом его пастеризуют — убивают дрожжи теплом, чтобы бутылка не взорвалась. Оставшийся сахар делает напиток сладким.
— И при этом он остаётся достаточно сильно газированным, — говорит Никита. — Обычно достичь такой степени газированности тяжело, и мало кто этим занимается, потому что нужно много времени.
Как объясняют создатели «Пижмы», их задача — не столько разбогатеть на сидре, сколько возродить саму культуру употребления этого напитка. В дореволюционные времена он был очень популярен в России, и знать постоянно пила его в своих летних резиденциях. А потом — при Советском Союзе — он по непонятным причинам исчез, и люди даже забыли, каким вообще должен быть этот напиток.
— Сегодня его опять полюбили, и молодёжь часто покупает сидр, — говорит Никита. — Но при этом многие пьют разведённый концентрат. Это всё равно, что «Ягуар» в банках. А хочется ведь, чтобы люди знали, чем натуральный продукт отличается от химии, и осознанно подходили к его выбору.
— Раньше всё было проще, — рассказывает Никита. — Главное было, чтобы все санитарные нормы соблюдались. Тогда можно было просто зарегистрировать компанию и начать продавать. А сейчас есть акциз в 9 рублей, и при большом объёме производимого продукта акцизная плата может составить чуть ли не десять процентов себестоимости. Ещё одна проблема — это ЕГАИС, Единая государственная автоматизированная информационная система учёта объёма производства и оборота этилового спирта. Чтобы зарегистрироваться в ней, нужно полмиллиона рублей — это как раз столько, сколько мы в ближайшее время собираемся инвестировать в наш проект. Понятно, что алкоголь — это не игрушки, и было бы странно, если бы государство поддерживало производителей спиртного и при этом никак не регулировало бы их деятельность. Но всё-таки открывать своё дело, с финансовой точки зрения, — очень тяжело. А ещё обидно, что к тем, кто делает химию типа «Ягуара», такой же подход, как к тем, кто производит натуральный сидр.
Свою первую большую партию Никита с Максимом раздали друзьям и нескольким знакомым, которые устраивали разные мероприятия. Сначала боялись, что спроса на их продукцию не будет — слишком много людей делают сидр. Но выяснилось, что глубина рынка и спроса в этой области очень велика. Партия разошлась мгновенно, и стало понятно, что надо увеличивать мощность и размер производства. Сейчас у «Пижмы» есть небольшое помещение за городом. Никакой прибыли всё это пока не приносит, но бизнес-план на ближайшие три года уже есть.
— Сейчас, даже когда мы ездим за границу отдыхать, мы совмещаем это с делом, — говорит Никита. — Например, ходим на местные производства и смотрим, как делают сидр там. А ещё у Максима на работе недавно заблокировали форум сидроваров, потому что он постоянно там сидел. Когда есть любимое дело — это непрерывное самообразование. Ну и, в конце концов, если не сложится, всегда можно начать делать оружие — если положить в сидр много сахара, чтобы дрожжи «переели» его, а потом не пастеризовать напиток, получается почти настоящая бомба. У нас как-то целый ящик взорвался — хорошо, что нас рядом не было. В общем, сидровар — на самом деле достаточно опасная профессия.
1. Похороны путешественников во времени.
История фирмы, которая взялась изменить отношение людей к смерти
2. Изольда и Пикачу. Мир оживших манекенов.
Самиздат рассказывает, откуда на питерских улицах ожившие манекены.
3. Красная скрепка и вагон памперсов. Как обменять всё на всё.
Как обменять скрепку на дом, машину на квартиру, а зарядное устройство на гирю.