Изольда и Пикачу. Мир оживших манекенов
Иллюстрации: Наталья Ямщикова
11 августа 2016

Если открыть любой сонник, там можно найти сюжет про оживших манекенов (проверено). Это архетип, который живёт в подсознании каждого из нас — антиутопическое видение из будущего. Но будущее уже наступило, предприниматели из StreetWins поставили по всему Петербургу больше десятка живых манекенов и рассылают их по другим городам. И добиваются бешеного успеха. Сегодня в «Предпринимательстве Постапокалипсиса» история фирмы, которая заменила промоутеров роботами. Спасибо нашим друзьям из Кнопки в подготовке рубрики!

С одной стороны, Грэму очень не повезло — у него гигантский череп, провалившиеся глазницы и совсем нет шеи. Когда Грэм появился на свет, общество с его жёсткими стандартами красоты тут же признало его уродом, и за пару дней про него сделали целую кучу мемов и картинок с жестокими шутками. С другой стороны, попади Грэм даже в самую серьёзную автокатастрофу, он останется жив. Впрочем, насколько вообще живым может быть манекен — спорный вопрос, а Грэм вообще-то — муляж, придуманный австралийской художницей. В рамках социальной кампании по предотвращению ДТП её попросили показать, как выглядел бы человек, неспособный пострадать в аварии. Усвоил ли кто-нибудь смысл этого проекта — непонятно, зато Грэм стал популярен по всему миру, его даже поместили на обложку музыкального альбома.


В одной из серий «Доктора Кто» очередной доктор со своей помощницей убегают от оживших манекенов, выглядит это как гротескная антиутопия с философским оттенком. Впрочем, так и есть. Но сегодня, когда мир давно уже в огне, сюжеты любой фантастической литературы и кино начинают сбываться, и манекены, становящиеся всё больше похожими на людей, — верный признак этого. Впрочем, дело, может быть, и в том, что это мы начинаем относиться к ним, как к людям. Например, в Мурманске манекен несколько месяцев охранял стратегический объект: сотрудники одного из ЧОПов посадили муляж вместо себя в сторожку на мосту через Кольский залив. Он целых четыре месяца не пропускал дежурств, не отлучался с рабочего места и исправно получал зарплату. А потом ни за что ни про что оказался замешан в уголовном деле по статье «Злоупотребление доверием и хищение чужого имущества», после чего его отправили с глаз долой — на свалку.

В Европе (предположительно, в Кёльне) незадолго до Рождества кто-то заснял на видео, как некий мужчина обнимает и целует манекен, а потом и вовсе начинает заниматься с ним сексом. Люди, посмотревшие это видео, очень возмутились и заявили, что герой записи — мигрант и таким образом хотел то ли оскорбить европейских девушек, то ли сделать ещё какую-то ерунду. Но, вполне вероятно, он просто раньше других начал жить в сегодняшнем дне — перенёсся в эру оживших манекенов.

В Захаровском районе Рязанской области местные жители поставили на дорогу манекен в полицейской форме. Раньше водители очень неосторожно ездили по этому участку и постоянно сбивали кур и домашних животных из близлежащих дворов, но теперь, увидев вдалеке полицейского, они начали притормаживать. А вот в Краматорске, как сообщают местные СМИ, сорокалетний мужчина пьяным пришёл на рынок и попытался украсть манекен вместе с одеждой. Полицейские считают, что на самом деле его интересовали вещи, надетые на куклу. Но, скорее всего, ему просто, как и всякому пьяному человеку, открылась истина, которой многие ещё не поняли. Скоро манекены будут ходить и говорить наравне с нами.

***
Создатель компании Streetwins Андрей Капитонов давно уже живёт сегодняшним днём. Примерно год назад он вместе с партнёром начал делать манекенов-промоутеров, которые двигаются и издают звуки. Теперь такие стоят по всему Петербургу и иногда пугают прохожих. Впрочем, как говорит Андрей, у всех магазинов и кафе, которые арендуют или покупают роботов в Streetwins, резко начинают расти продажи.

— Всё началось в 2014 году, — рассказывает Андрей. — Я тогда работал директором по маркетингу в сети «Гирлянда», это такие продуктовые магазины. Как-то на одном бизнес-мероприятии я познакомился с Михаилом Кузнецовым, моим будущим партнёром. Он подсмотрел идею в Америке и решил делать в России движущихся промоутеров-манекенов. На момент знакомства он уже успел продать один в Белоруссию, а один сдавал в аренду в Санкт-Петербурге.

Андрей Капитонов и Михаил Кузнецов
Заинтересовавшись движущимся петербургским манекеном, Андрей решил попробовать взять его в аренду. В первый же день количество покупателей выросло на 17%, хотя робота-девушку тогда и одели, по словам Андрея, «как бомжиху». Дальше дела пошли ещё лучше, и, посоветовавшись с руководством, Андрей решил, что манекена надо покупать (тем более что к тому моменту его уже успели переодеть в нормальную одежду).
— В пиковые моменты количество чеков в магазине поднималось до 30%, — вспоминает предприниматель. — Хотя, конечно, тут важен не только сам манекен, но и та акция, которую он рекламирует.

В конце 2014 года в магазине начались кадровые перестановки, и Андрей задумался, чем бы ему заняться дальше. Посоветовавшись с коллегами и старшими товарищами, он решил поставить на поток создание движущихся манекенов, связался с Михаилом, который продал ему первого такого робота, и предложил работать вместе. Теперь Михаил занимается всем, что касается производственной части, а Андрей — пиаром и маркетингом.

— Первые полгода, как любое новое дело, шло довольно тяжело, — говорит предприниматель. — Никто не знал и не понимал, что это мы такое делаем, какие-то люди жаловались, что пугаются наших манекенов. Но на нашей стороне была статистика — у каждого магазина, который арендовал нашу продукцию, тут же росли показатели. А для владельца любого кафе или магазина это куда более важно, чем один-два испугавшихся посетителя. Роботы прекрасно привлекали к себе внимание, и постепенно среди наших клиентов появились и «Coffeshop», и «Кофе Хауз», и «Розовый кролик». Через полгода мы уже стали продавать представительства по регионам, пока кто-нибудь не начал занимать рынок. Сейчас у нас есть двенадцать представительств в разных городах, и в ближайшее время я хотел бы начать переговоры с Казахстаном. Это здесь, в Санкт-Петербурге, некоторые плюются и говорят, что наши манекены — это недостаточно высококультурно. А в регионах к этому относятся проще — как к классной новинке. А ведь это и есть классная новинка. Чтобы выжить в малом бизнесе, надо придумывать что-то новое, чтобы не было конкурентов. Сейчас появляются фирмы, которые пытаются делать что-то подобное, но мы уже далеко от них ушли, им тяжело догнать нас и по ценам, и по темпу производства.

***
В 2016 году после новогодних праздников у Streetwins был небольшой спад продаж — цены на комплектующие сильно выросли, так что подорожала и продукция. Но потом компания где-то ужалась, где-то заменила комплектующие, и теперь возвращается к нормальному обороту. Сейчас предприниматели собираются выпустить робота-покемона — это будет Пикачу, размахивающий лапками. На такого манекена поступило уже два заказа из разных кафе.

Обычно комплектация одного робота обходится примерно в 55 000 рублей, и эта сумма полностью окупается — «живые» манекены оказались очень востребованными, и в день бывает по 15% прибыли. Роботов не только продают, но и сдают в аренду — по 500 рублей за день. Как объясняет Андрей, это куда лучше, чем ставить живого промоутера, который поработает всего несколько часов за 200 рублей. Манекен будет стоять весь день напролёт и точно привлечёт к себе больше внимания. «Вот вы, — спрашивает Андрей, — часто берёте рекламки у промоутеров?».

— Клиенты порой дают механическим промоутерам имена, — говорит Андрей. — Вот в магазине «Удачный» почему-то всех манекенов называют Изольдами. Но мы между собой так не делаем. Максимум — назовём какого-нибудь робота Страшилой. Ну, если он страшный. 

При этом Streetwins не только сдаёт и продаёт манекенов, но и помогает придумывать для них рекламные акции. Однажды, как говорит Андрей, он предложил одному только-только открывшемуся магазину объявить, что туалетная бумага сегодня продаётся за три рубля, и вручить манекену плакат с объявлением. «Уже на следующий день все местные пенсионерки тусовались возле магазина, потом рассказали друзьям, родственникам, и о новой торговой точке узнал весь район», — вспоминает предприниматель. 

Правда, иногда, если оставить такого робота без присмотра, у него могут что-нибудь украсть: пару раз на Сенной площади у механических промоутеров воровали одежду и ботинки. Зато, если с арендованным манекеном что-то случилось, компания сама его чинит и берёт на себя всю ответственность, а ещё можно иногда менять роботов: пару дней постоит манекен-мальчик, потом — манекен-девочка. А потом — Барт Симпсон.

В одном из прошлых текстов про бизнес Постапокалипсиса самиздат уже рассказывал о роботе-бармене, который умеет смешивать напитки и общаться с посетителями. Теперь во многих городах вместо промоутеров с рекламками стоят механические Изольды. Когда-нибудь и вместо меня тексты будет писать робот-болван (и наверняка будет делать это лучше, чем я). Кажется, мир, в котором нас заменят механизированные работники, становятся всё ближе, и это мы его таким придумали. Расслабься, дорогой читатель, убегать уже поздно. И, скорее всего, всё самое интересное только начинается.

P.S.:

1. Наука о вранье. Чем занимается академия исследования лжи.
Что делать, если все кругом врут, как не попасть в секту и зачем люди чешут нос.

2. Бармен и его фартук.
Когда нечего есть, люди пьют. Бармены становятся всё более важными членами общества. Рассказываем, как живут бармены и зачем им фартуки.

3. Настоящий пёс из интернета.
История про сайт Teddyfood, который похож на Тамагочи, но, в отличие от него, там можно кормить настоящих животных.