Сегодня в рубрике «Предпринимательство Постапокалипсиса» история компании «Доктор Губер» и её основателя Никиты Малыхина, который шутит, что свою первую самогонную установку «собрал из типографского станка». Никита объясняет, зачем люди делают домашний алкоголь, как построить на этом бизнес и как убедить покупателей, что самогон — это безопасно и увлекательно. Спасибо нашим друзьям из Кнопки за помощь в подготовке рубрики!
Еды тогда было очень мало, и спасалась семья во многом за счёт самогона. Не в том смысле, что мать и трое сыновей его употребляли. Просто немцы по вечерам часто пили шнапс. А когда он заканчивался (его почему-то всегда не хватало) и им очень хотелось выпить ещё, мать приносила им свекольный самогон — его в доме было много. Солдаты на радостях напивались и теряли бдительность, а женщина тем временем собирала с их стола то, что они не доели, и приносила сыновьям в сарай.
Самогон — и радость, и печаль русского человека. С одной стороны, гнать его — дешевле, чем покупать алкоголь, с другой — многие, пытаясь нелегально его сбывать, наживают себе проблемы. Как, например, одна жительница Псковской области, которая случайно продала партию самогона полицейским под прикрытием. Теперь против неё возбуждено уголовное дело. Но, как бы то ни было, этот традиционный для нас напиток настолько прочно ассоциируется у всех с загадочной русской душой, что даже в российских аэропортах «Домодедово» и «Шереметьево» теперь можно его купить.
Никита Малыхин — основатель фирмы «Доктор Губер» — не из тех, кто уезжает в деревню и тайком от всех гонит там самогон, чтобы его продать. Он занимался вполне легальным делом — проектировал и сооружал разное оборудование, в основном для типографий. Но однажды, в 2007 году, он понял, что пришла пора что-то менять.
— У меня была хорошая должность и неплохая зарплата, — вспоминает Никита. — Но я устал. Несмотря на блестящий послужной список и хорошие связи в производственной сфере, я решил уйти в никуда. Ведь я был молод, и мне хотелось двигаться дальше. А там, где я на тот момент работал, меня постоянно сдерживали, откладывали мои идеи и предложения на потом или подвергали сомнению. Мне хотелось, чтобы «или пан, или пропал». Это потом, уже повзрослев, я понял своих прежних руководителей и научился просчитывать риски. А тогда это казалось ни к чему.
У Никиты были небольшие накопления, и он мог позволить себе какое-то время не искать новую работу, а отдохнуть и заняться чем-нибудь интересным. Чтобы не тратить энергию впустую, Никита решил подготовить подарок для своего друга: у того близился день рождения, и он всю жизнь мечтал начать варить у себя на даче виски собственного производства.
— Я умел делать типографские станки, — объясняет Никита. — И разные другие механизмы. Так почему бы мне было не заняться пищевым оборудованием? Мой опыт вполне позволял научиться это делать. Я проштудировал кучу литературы и составил трёхмерный проект автоматизированной установки для приготовления крепкого алкоголя. Потом разбил этот проект по разным видам работ и отдал нескольким подрядчикам, а систему управления собирал сам, у себя в коридоре.
Ко дню рождения друга всё было готово. И аппарат, и сделанный с его помощью виски так всем понравились, что Никита подумал: изготовление подобных устройств вполне могло бы теперь стать его профессией. Так что в том же самом 2007 году он зарегистрировал компанию, придумал бренд и сам написал для своего магазина сайт.
Сначала там была представлена только одна модель — такая же, какую Никита подарил другу на день рождения. Её себестоимость составляла 52 000 рублей, а продавалась она за 150 000.
Первыми заказчиками были в основном вполне обеспеченные люди — владельцы загородных домов, которые хотели гнать самогон на природе.
Как считает Никита, его клиенты — это вообще люди, которым в первую очередь интересен сам процесс, а не потребление алкоголя.
Производство аппаратов Никита отдал на аутсорс: по его чертежам петербургский завод по производству металлоконструкций делал железную часть аппаратов. В другой компании вырезали детали, в третьей — красили. А вот системы управления предприниматель всегда собирал сам. В 2008 году он арендовал офис, чтобы клиенты могли приехать посмотреть оборудование, прежде чем покупать его.— В этот же период я приобрёл виртуальную многоканальную линию с номером, начинающимся на 8-800, — говорит Никита. — В общем, создал иллюзию крупной компании. Написал сайт, арендовал офис и отвечал на звонки по федеральному номеру. Я сделал это, чтобы клиенты начали мне доверять, ведь мало кто захочет покупать у фрилансера дорогостоящее оборудование, и тут не важно, насколько оно хорошее. Но всё-таки никакого обмана не было, в деле ведь и правда были задействованы многие люди, просто они не сидели у меня в офисе. Да и фирма моя в итоге очень быстро превратилась в ту самую крупную компанию — сейчас в штате около ста человек.
К 2009 году у «Доктора Губера» уже появился первый офлайн-магазин в Петербурге. Как вспоминает Никита, самым сложным на этом этапе было бороться со стереотипом, будто бы гнать самогон — это какое-то маргинальное занятие.
— Я показывал клиентам, что это безопасно, — говорит Никита, — как с научной, так и с житейской точки зрения. В магазине вам могут продать фальшивый алкоголь, а тут мало того, что человек сам приготовил напиток и знает, как и из чего он это сделал, так он ещё и может сделать этот напиток таким, каким ему хочется. Например, гречневую водку или ржаное хлебное вино.
В том же самом 2009 году Никита решил, что пора расширять ассортимент, и разработал ещё один аппарат — небольшой, который можно использовать на кухонной плите. Эта идея оказалась очень удачной, сегодня примерно 90% установок, которые продаёт «Доктор Губер», — именно такие, кухонные.
Потом в магазине появились хмель, солод, ячмень, кукуруза и другое сырьё для изготовления самогона. В 2010 году, когда подрядчики начали часто поставлять бракованные детали, предприниматель решил, что пора открывать своё производство: арендовал производственный цех и начал постепенно покупать оборудование для изготовления аппаратов. Сегодня товары «Доктора Губера» почти полностью собираются там, только мелкую фурнитуру приходится заказывать за границей.
Сейчас «Доктор Губер» продаёт не только самогонные аппараты, но и мини-пивоварни. Сначала их поставляли из Германии, но потом Никита начал делать аппараты собственного производства — специально для этого он пошёл учиться на кафедру биотехнологий в ИТМО.
Изучив пивоварение, предприниматель понял, что на самом деле и самогонный аппарат можно очень легко переделать в пивоварню, и теперь в комплекте с самогонной установкой можно купить специальную перфорированную сетку — такую, чтобы с её помощи можно было делать пиво и самогон на одном и том же аппарате.
В ИТМО Никита познакомился со студентами, которые изучали сыроделие, и задумался о том, чтобы начать выпускать аппараты ещё и для варки сыра. Отучившись на нескольких дополнительных курсах, он приступил к делу, и в 2016 году в ассортименте «Доктора Губера» появилась первая такая установка — её тут же приобрёл женский монастырь в Йошкар-Оле. Теперь фирма продаёт сыроварни трёх видов: есть самый простой набор для непрофессионалов за 12 500 рублей, сыроварня с водяным нагревом за 23 500 и профессиональная установка за 128 000 — за первые несколько месяцев продаж Никита получил уже пятнадцать заказов на такие устройства.
— Быть начальником самому себе, начинать собственный бизнес — это не так легко и здорово, как многим может показаться, — считает Никита. — Если ты собственник предприятия, то на тебе всегда лежит очень большая ответственность. Перед сотрудниками, клиентами, партнёрами. И риски тоже большие: сначала ведь непонятно, сможешь ли ты заработать денег или, наоборот, уйдёшь в минус. Далеко не каждый человек способен сам стать хозяином своего дела. И не всем это надо. Тем более, что квалифицированные наёмные управляющие тоже высоко ценятся на рынке. Например, у меня в штате сейчас есть наёмные руководители, и они зарабатывают не намного меньше меня. Но всё-таки, похоже, я из тех, кто может делать собственное дело, и мне это нравится. Сначала, когда уходишь со стабильной работы просто так, в никуда, бывает страшно и тревожно. Но всё-таки я так ни разу и не пожалел о своём решении. Однако чтобы быть успешным в бизнесе, нужно очень много работать и постоянно учиться. Нельзя думать, что предпринимательство — это такое поле чудес в стране дураков, где можно посадить две монеты и вырастить денежное дерево. И помощи тоже ждать ни от кого не надо — в том числе и от государства. Всем, кто берётся за своё дело, я советую рассчитывать исключительно на свои силы.
1. Правила сидроваров: главное — чтобы не взорвалось.
Как делают сидр и можно ли на нём заработать.
2. Бармен и его фартук.
Когда нечего есть, люди пьют. Бармены становятся всё более важными членами общества. Рассказываем, как живут бармены и зачем им фартуки.
3. Доходы от отходов. Как открыть мусорный бизнес.
Как делать тротуарную плитку из мусора и сколько отходов нужно, чтобы замостить такой плиткой Тверскую.