Хтоническая любовь Бабы-яги

Иллюстрации: Bojemoi!
08 марта 2016

Многие из нас познакомились с Бабой-ягой ещё в колыбели, когда нам читали «Русские сказки» Афанасьева. Злобная носатая старуха в лохмотьях известна нам из детских мультфильмов и кино. Во взрослой жизни Баба-яга от нас никуда не делась, просто напудрилась, принарядилась и нацепила на нос очки. Давайте разберёмся, зачем она в нашей жизни, почему у неё костяная нога и чего она хочет, когда кричит и пилит нас.

1. Баба-яга

«Возле этого дома был дремучий лес, и в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила Баба-яга; никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят»

Баба-яга и в наши дни обитает на окраине леса в избушке на курьих ножках, которая иногда также «пирогом подпёрта» и «блином крыта». Домик стоит в окружении вековых деревьев вблизи лесного озера, обнесённый забором из человеческих костей. Во дворе у неё живут проводники душ в загробный мир, собаки, и вещие птицы-предсказатели, вороны. Баба-яга всё время чем-то занята, беспрерывно стряпая что-то в своей алхимической печи. А если выходит в свет, то появляется из ниоткуда и без колдовства никуда не уходит. В одной из сказок её появление перед героями выглядит так: «Вдруг закутилося-замутилося, в глаза зелень выступила — становится земля пупом, из-под земли камень, из-под камня Баба-яга, костяная нога, на железной ступе едет, железным толкачом погоняет, сзади собачка побрёхивает». Сама Баба-яга составляет своеобразную пару Кощею Бессмертному — они то ли пожилая разведённая пара, то ли брат и сестра, то ли просто закадычные друзья. Имя Яга родственно польскому jedza и чешскому jezinka — «лесная баба»: нечто вроде женской ипостаси Лешего с функцией управления змеями. Есть мнение, эта баба была супругой Змея из-под Калинового моста, с которым бесконечно боролись богатыри. А в тюркских языках есть созвучный Яге дух предков «бабай ага» (в переводе «старый дед»). Баба-яга — божество наших хтонических предков.

Первый вывод. Не удивляйтесь, когда по утрам на вас из зеркала смотрит старая ведьма или леший: это древняя хтонь зовёт вас из глубин коллективного бессознательного в приключения навстречу собственной целостности.

2. Хтоническое существо

Баба-Яга неизменно связана с лесом. Лес, как и океан, олицетворяет бессознательное человека, внутреннее лунное королевство. Лес по отношению к человеку безграничен, в нём можно заблудиться, в нём можно поселиться, а можно и погибнуть. Греческая богиня Луны Диана обитала в лесах, подальше от глаз смертных, где предавалась безудержной охоте. Однажды охотник увидел, как Диана и её девичья охотничья свита купались в лесном озере. Это зрелище не предназначено для глаз смертных, поэтому Диана, заметив охотника, натравила на него его же собственных собак и те разорвали его на части. Тайна леса сокрыта от людей, и встреча человека с носителем этой тайны обычно чревата гибелью. Эту же идею выражает в первой части «Фауста» Гёте: вызвав хтонический дух Земли, учёный не может даже посмотреть в его сторону. Воплощённая природа оказывается ужасной и вызывает у простого смертного панику. Деревья в лесу ни на минуту не утихают, постоянно что-то шепчут и общаются между собой — только обычному человеку не понять шёпота бессознательного, поэтому герою, решившему пройти в гущу тёмной стороны, на контрольно-пропускном пункте бабкиной избушки будут выданы волшебные помощники. Но когда она не помогает юным героям продираться сквозь иной мир, Баба-яга крадёт и ест детей и молодцов.

Второй вывод. Когда вы видите перед собой злобную фурию, брызжущую ядовитой слюной, помните: это говорит её языческая природа. Не пытайтесь перекричать бесноватую: на её стороне весь потусторонний мир. Если вам есть, чего у нее искать, — терпите, улыбайтесь и хвалите её дом, наряд и социальные навыки. Вы получите своё. Если просто так, мимо проходили — бегите, потому что иначе погибнете в бессмысленной схватке со хтонью.

3. Двойственная природа Бабы-яги

Живя на границе с бессознательным (или загробным миром), сама Яга принадлежит одновременно двум мирам: одна нога у неё обыкновенная, а другая — костяная, мертвецкая. Баба-яга не всегда олицетворяет зло, в сказках у неё несколько лиц. Яга-воительница, Яга-похитительница и Яга-дарительница — три ипостаси, в которых она, соответственно, угрожает герою, что-то у него забирает и что-то ему отдаёт. В лапы к Бабе-яге можно попасть двумя способами: по собственной беспечности или же просто так. Жил-был мужик и не знал лиха. Стало ему интересно, что за лихо такое, о котором все говорят? Пошёл искать лиха, встретил такого же зеваку и вдвоём они попали к Бабе-яге. Та сразу же зажарила и съела зеваку, а герой по итогу смог бежать, только лишившись пальца. Потом он ходит и показывает свою изувеченную руку односельчанам: вот, мол, лиха хлебнул. Дураков Баба-яга учит тому, чему они просят. Природа убивает наглецов, которые не знают, чего хотят, но ищут встречи с её силами. Часто Баба-яга появляется в жизни персонажей как злой рок. Кажется, будто герои совершенно ни в чём не виноваты: вот мальчик ловит рыбку на озере, кругом тишь да гладь, и тут налетают злые птицы, как в одноимённом фильме Хичкока, и уносят его прямиком в избу к старой покровительнице мистерий, которая собирается им плотно пообедать. Мальчик не успел натворить ничего, за что его следовало бы наказать, просто пришло его время стать взрослым и пройти инициацию.

Третий вывод. Опыт показывает, что не стоит искать сумасшедших женщин: пришедший к ним со здравым смыслом от него и погибнет, а внутренний хаос разрастётся так, что в нём заведутся русалки, — и годны вы будете только для весенней пахоты и сна на печи девять месяцев в году. Как молодая, так и зрелая Баба-яга найдёт вас сама: не приложив к этому урагану в своей жизни усилий, вы с чистой совестью можете попытаться пронести свою невинность сквозь безумие этой ситуации. Если останетесь стойким — получите принцессу, когда злодейка сдастся.

4. Инициация

Обряд инициации всегда предполагает символическую смерть старой личности инициируемого с последующим возрождением в новом качестве, чаще всего с новым именем. В наше время своеобразной инициацией служит получение подростком паспорта и идентификационного кода: человек обретает мистическое имя, в нашем случае — порядковый номер, и становится полноправным членом племени. В древние времена к инициациям относились более сурово: чтобы получить паспорт-татуировку, юноше нужно было сдать серьёзный экзамен — и физический, и психологический. Часто во время этого экзамена юноша получал травму, а в некоторых племенах, чтобы добиться права быть мужем, юноша должен был пройти обряд обрезания. Чтобы что-то получить, нужно сперва отдать.

Баба-яга традиционно считается жрицей, посвящающей молодёжь во взрослую жизнь. Именно поэтому она угрожает детям, холостым молодцам и незамужним девицам: тем, кто ещё не превратился в полноправного человека. Герой, отправляющийся в путешествие в потусторонний мир, должен позволить Бабе-яге попарить себя в баньке вовсе не для удовольствия: ритуальное омовение покойника — непременный атрибут переезда на тот свет. Да и просьба накормить — не праздный голод, а имитация поминок с ритуальными блюдами: блинами, горохом и кутьёй. Сам образ Яги и её жилища — лежит в избушке без окон и без дверей на печи, а нос в потолок врос — напоминает мертвеца в гробу.

В древности в лесу строили специальную избушку, в которой проходил обряд инициации мальчиков. Отец отводил сына в лес и оставлял его одного, чтобы он самостоятельно нашёл эту самую избу инициации. В ней мальчика ждали суровые испытания, после которых он получал статус посвящённого. «Видимым символом такого посвящения является рассечение кожи спины от шеи вниз. Иногда под кожу спины и груди пропускались ремни, за которые мальчиков подвешивали». Инициация всегда связана с переживанием смерти, и оттого непременный её атрибут — смертельный страх. Подростку на посвятительных обрядах объясняют, что жизнь — это всерьёз, при каждом удобном случае она норовит содрать с тебя кожу или сжечь тебя в печи, так что помни об этой хижине в лесу и о том, что Баба-яга может появиться из-под камня в любой момент.

Если Яга не сдирает со спин испытуемых кожу «на ремень», то занимается тем, что сажает детей в ковш, чтобы зажарить их в печи. Её фигура имеет отношение к народным бабушкам-повитухам, которые недоношенного ребёнка могли обмазать тестом и на хлебной лопате всунуть в тёплую печь, символизирующую женское лоно, чтобы младенец «дошёл», как пирожок.

Четвёртый вывод. Если вам тридцать, а вы всё ещё не дошедший пирожок — самое время отправиться в печное приключение. Поезжайте в заповедник, поработайте сторожем, лесником или смотрителем водохранилища. Отпустите бороду, гуляйте ночью и изучайте энциклопедию символов Мэнли Палмера Холла. Когда случится что-то, после чего вы обосрётесь чертятами, — можно будет возвращаться домой: отныне вас все будут слушаться без удара кулаком по столу.

5. Избушка

Избушка не просто затаилась в волшебном лесу — пока герой не произносит волшебных слов, она не предстаёт перед ним в истинном виде. Изначально избушка стоит к герою задом, а к лесу передом, и он должен правильно попросить её развернуться. Возможно, это ключ к сексуальному контексту инициации? Деревянный дом, окна и дверные проёмы — традиционные символы женского чрева. Чтобы попасть внутрь избы, нужно «знать магию открытия дверей», знать специальное заклинание, магию жестов (герой окропляет двери избы водой), а также задобрить зверей, охраняющих дом Яги. Современному молодому человеку даже в век информационных технологий не стоит пренебрегать древними сказками о ждущих его на пороге сладкой любви чудовищах. Мужская инициация была символом вхождения в возраст половой зрелости — после неё мужчина мог убивать и любить. Искусству убийства обучали мужчины, а премудростям любви — женщины. Существует мнение, что «ведунья», занимавшаяся инициациями, как раз и жила в одиночестве в отдалении от селений, подобно храмовой жрице. Полная же опасностей избушка с печью, в которой можно сгореть дотла, — олицетворение страхов так называемой vagina dentata — зубастого чрева, которое нужно укротить в разных сказках по-разному, то силой, то хитростью, то лаской.

Избушка, как и мистическая страна Шамбала или Белый вигвам в «Твин Пиксе» Дэвида Линча, открывается только правильному человеку и в правильное время. Невозможно просто обшарить лес и найти избу — ты должен быть дураком, героем, на худой конец — ребёнком, чтобы попасть на собеседование к Бабе-яге: всех троих объединяет непосредственность и решимость, отсутствие трусости и сомнений. Либо же ты можешь оказаться в этом окаянном месте по воле злого рока. В том же «Твин Пиксе» упоминается «домик в лесу, в котором всегда играет музыка», а в доме Бабы-яги герой часто слышит игру на волшебных гуслях. В таком случае мальчик уподобляется Одиссею, Баба-яга и её колдовской джаз-бэнд превращаются в сирен, а лес становится морем, по которому герой возвращается домой.

Пятый вывод. В мире есть множество дверей. Не все они открываются ключами, и даже сила и напористость не всегда помогут. С чистым сердцем и смекалистым умом вы откроете всё что надо и попадёте куда надо.

6. Испытание и награда Яги

Герой, попавший к Бабе-яге, может победить её, только воззвав к природному инстинкту бабушки. Когда злая Яга выходит навстречу молодцу и собирается его съесть, он не теряется и в ответ сам просит его накормить — мол, какой разговор на пустой желудок? «Вот дура я, стала у голодного да у холодного выспрашивать», — Баба-яга и сама рада накормить удалого гостя. Как только герой апеллирует к матриархальным ценностям и напоминает Яге о её женской натуре, та сразу же меняется в отношении. Героя не оттолкнула внешность Яги, её усохшая нога и старое неприятное лицо. Он не побрезговал её потусторонней пищей — лишь в немногих сказках герой притворяется, что ест, и скидывает еду на пол, в основном он действительно рад угощению. После трапезы довольная хозяйка избы расспрашивает молодца о том, о сём, дополнительно проверяя его на тему «свой-чужой», и после награждает его подарком. В основном мистическая старушка дарит молодцу волшебного скакуна, крепкого жеребца. Лошадь в славянской культуре была одновременно символом плодородия и связным между мирами, поэтому играла важную роль в свадебном обряде (который во многом был схож с погребальным). Так что конь предвещал скорую женитьбу молодцу, а в одной из сказок Яга дарит герою коня, чтобы тот победил Кощея Бессмертного. Как вариант, в награду ему может достаться одна из дочерей Яги, однако история умалчивает, как складываются отношения с костеногой тёщей. В любом случае, старушка олицетворяет женское материнское начало в его языческой форме: силу матери-природы, которая питает и разрушает, награждая только обладающего собственной мощью.

Шестой вывод. Когда встречаете ведьму, помните: за её зубастой орущей личиной скрывается материнская натура. Нет ничего хитрее и проще, чем урезонить старую каргу собственной уязвимостью. Не кривите носом, не обходите стороной то, что кажется страшным, но взывает к вам. Жизнь, как и природа, бывает страшной, но раз она не убивает вас, значит, скорее всего, любит — так что потрудитесь над взаимностью.

7. Баба-яга и красны девицы

Если у Бабы-яги плохое настроение — она крадёт детей и насилует мужчин. Но в основном она живет обычной старушечьей жизнью — днём улетает в лес, вечером плотно ужинает и ложится спать на печь, иногда воюет с вредными соседями. Но, в общем, никого не трогает и мирно заведует лесом. Обычно у неё есть несколько дочерей, которых она держит в своеобразном рабстве. Как иначе можно объяснить, что, как только молодец попадает в избу с намерением убить Ягу, её дочери — тут как тут с инструкциями, как правильно отсечь их маменьке голову. Как правило, после убийства старой злодейки следует свадьба всех её дочерей, а главному герою неизменно достаётся самая младшая и самая красивая дочь. С мёртвой тёщей молодцу живётся спокойнее, однако неясно, как же быть с Бабиными генами? Видимо, наличие удалого мужа, который часто обладает полуживотной природой, как-то уравновешивает проблему наследия костяной ноги. Женская инициация проходит с меньшими приключениями, чем мужская, и больше связана со способностями к рукоделию, домашней работе и смирению. Василисе Прекрасной удаётся вырваться из плена Яги, только доказав, что она умелая домохозяйка: «Когда завтра я уеду, ты, смотри, двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь, да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисти её от чернушки». Во многих сказках, чтобы получить благословение в жёны от Бабы-Яги, девушке нужно несколько дней беспрекословно выполнять все её требования, носить старуху на горбе, например. Или до изнеможения толочь воду в ступе: это действо — символ взаимодействия мужского и женского начал и зарождения новой жизни.

Седьмой вывод. Если вы намерены жениться, помните, что нет для вас лучшего друга до свадьбы и злейшего соперника после — чем тёща. Если в статусе юноши тёща-Яга при правильном вежливом и смиренном обращении раскроет все кнопки управления будущей супругой, то после свадьбы станет кнопкой уничтожения вашего брака. Поэтому тёща должна быть метафорически уничтожена: для этого у героя есть меч-кладенец, символ мужской силы и мощного ума.

Прибежала она к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землёю.

Текст
Киев
Иллюстрации
Москва