Путешествие длиною в четырнадцать реинкарнаций

Иллюстрации: Bojemoi!
09 февраля 2016

«Весь мир в огне», — сказал две с половиной тысячи лет назад Будда Шакьямуни. С тех пор, как мы понимаем, мало что изменилось, поэтому сегодня мы познакомимся с главным буддистом нашего времени: политиком, просветителем, медиа-звездой и публицистом Далай-ламой XIV, а также с его предыдущими тринадцатью воплощениями. И пока китайцы ругаются со всеми, кто принимает в гости Далай-ламу, и запрещают выставки тибетского искусства, мы с вами посетим уединённый Тибет, в котором засели духовные учителя человечества, и разберёмся, на кой он так всем сдался.

Едва ли первый Далай-лама знал, что его четырнадцатая реинкарнация покинет это нагорье и будет жить в изгнании. Первый Далай-лама родился в 1391 году и до семи лет пас скот в горах, после смерти отца стал монахом, в двадцать лет стал учеником дяди и быстро завоевал славу учёного. В первом воплощении лама изучал логику и оставил после себя шесть томов буддийских трактатов. Он основал крупный монастырь Ташилунпо, ставший резиденцией для Панчен-ламы. «Великий учёный» отвечает за распознавание и обучение новых инкарнаций Далай-ламы. Панчен-ламы также реинкарнируют, составляют преемственную линию и представляют будду Амитабху в земном воплощении. К старости первого Далай-ламу стали называть Старейшиной и Держателем нравственности, и тогда он покинул мир в восемьдесят три года.

Первые люди поселились на Тибетском нагорье больше 4 000 лет назад. В VII веке тридцать третий царь Тибета Сонгцэн Гампо вывел страну из гордого уединения прямиком в международную политику. Он женился на дочерях китайского императора и непальского царя, заключил с этими странами союзы и принёс в горное царство буддизм. Много столетий тибетские учёные разрабатывали свою версию буддизма, медитируя в пещерах и на горных вершинах. Тибетские политики на протяжении всей истории использовали буддизм как средство обретения влияния. В XVI веке духовная и политическая власть слились в едином лице — Далай-ламе. Dalai — с монгольского «море», Lama —«гуру» или «учитель». С тех пор все политические интриги Тибета, Китая, Монголии, Непала, Англии и Индии стали крутиться вокруг очередного официального воплощения Будды Милосердия, который между интригами старается спасти всех живых существ. В XX веке Тибет насильно стал частью Китайской Народной Республики, а четырнадцатый Далай-лама большую часть своей жизни живёт в изгнании.

Второе воплощение Далай-ламы обнаружило себя в четырёхлетнем мальчике, который в точности описал предыдущего Далай-ламу и назвал его по имени. Родители запомнили это и в десять лет разрешили ему посвятиться в монахи. В итоге Далай-лама стал мистическим поэтом и тантрическим мастером, основал новый монастырь и в тридцать шесть лет осел в Ташилунпо — монастыре, который он же заложил в предыдущем перерождении. В шестьдесят семь лет решил, что нужна новая реинкарнация, и умер.

Третий раз Далай-лама решил переродиться в богатой семье в 1543 году, а родители кормили его молоком белой козы. В семь лет его посвятили в монахи, а в тридцать один он основал монастырь Намгьял. В тридцать пять он поехал к монгольскому хану Алтан-хану и получил от него титул Далай-ламы. Первые две инкарнации распознали задним числом, а первый реальный Далай-лама стал сразу третьим. Умер в сорок пять лет в Монголии, где продолжал основывать монастыри.

БУДДИЗМ В ТИБЕТЕ

Точных данных о том, как миролюбивый буддизм появился в воинствующем Тибете, нет, но, в любом случае, он был неизвестен тибетцам до VII века. До этого в горном царстве процветала религия бон. Бон буквально переводится как «ритуальное речевое действие», и на тот момент был набором религиозных, колдовских и мистических приёмов, позаимствованных из множества иностранных религий и выработанных на месте. Бон не исчез и по сей день, однако большей частью был ассимилирован буддизмом, и вся народная мудрость перешла к ламам. По легенде горный народ узнал о буддизме благодаря чуду: с неба упал ларец со священным текстом и предметами, которые стали «таинственными помощниками» царя. Тибетцы с большим трепетом отнеслись к учению Освободившегося и на его основе выстроили собственную утончённую систему, ставшую тибетским буддизмом. «Когда мудрый серьёзностью прогоняет легкомыслие, он, беспечальный, подымаясь на вершины мудрости, смотрит на больное печалью человечество, как стоящие на горе — на стоящего на равнине, как мудрый — на глупого».

Последователей Будды просят определиться — хочешь спасения души только для себя или сразу для всех? Если ты реализовываешься ради людей — окончательного освобождения не видать, пока не освободятся все живые существа, а ты из рождения в рождение собираешься помогать всему живому покинуть тонущий корабль сансары. «Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит?» Если же ищешь истины только для себя, стоит уединиться, воспринимать людей как помехи и, добившись нирваны, испариться. Альтруисты и эгоцентрики составляют два крупнейших направления в буддизме — Малую и Великую колесницы. Далай-лама возвращается в мир ради спасения всех живых существ и не уйдёт, пока все не спасутся или он не посчитает, что дело совсем безнадёжно.

Следующим, четвёртым, воплощением Далай-лама выбрал тело правнука Алтан-хана, основавшего институт ламаизма, точнее его политическую составляющую. До двенадцати лет четвёртый Лама обучался буддизму в Монголии, а в 1601 году поехал в Тибет, где получил официальное посвящение и принял монашеский обет. В результате политической борьбы первый и единственный Далай-лама в монгольском теле был отравлен в двадцать семь лет.

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

Четыре благородные истины открылись Будде Шакьямуни, когда он вышел из своего царского дома на улицу. Во дворце он купался в роскоши, его окружали только красивые, молодые и крепкие люди. Когда же он вышел из дворца к простому народу, он впервые столкнулся с болезнью, старостью и смертью. Будда понял, что никакие жёны, никакие пиршества и услады — никто и ничто не спасёт его самого от страданий, болезней и неминуемого конца. Тогда он посвятил себя поискам ответа на вопрос — есть ли из всего этого выход? В общении с мудрецами, в суровой аскезе и, наконец, в уединённой медитации Будда умудрился найти выход из круговорота жизни и смерти. Своё понимание он сформулировал в учении, в основе которого лежит простая четверичная формула. Первое: жизнь — это страдание, потому что нужно стареть, болеть и умирать. Второе: страдаешь потому, что у тебя есть желание и жажда удовольствий. Третье: страдание можно прекратить, ситуация не безнадёжна. Четвёртое: можно жить так, чтобы избавиться от страданий и наслаждений, а по итогу выйти за пределы жизни и смерти.

В пятом воплощении Далай-лама объединил разрозненные политические силы Тибета в единое государство, заключив союз с воинствующим монголом Гушри-ханом. Чтобы централизовать власть, Далай-ламе при помощи хана пришлось расправиться с представителями других тибетских школ буддизма. Столицей Тибета стала Лхаса, где началось строительство правительственного монастыря Потала. Создатель нового государства умер при загадочных обстоятельствах, а его смерть скрывалась от общественности и от других стран больше десяти лет, пока молодая политическая сила Тибета во главе с министрами набирала обороты. В этом же воплощении Далай-лама писал визионерские истории и стихотворения. На этот раз Далай-лама покинул мир в шестьдесят пять лет в 1682 году.

ТИБЕТСКАЯ КНИГА МЁРТВЫХ

«И тогда один из Палачей-Мучителей Бога Смерти набросит тебе на шею петлю и повлечёт за собою. Он отсечёт тебе голову, вырвет сердце, вывернет чрево, высосет мозг, выпьет кровь; он пожрёт твою плоть и изгложет кости, но ты не сможешь умереть. Хотя тело твоё будет разорвано на мелкие части, оно оживёт вновь. И так будет повторяться снова и снова, причиняя тебе ужасную боль и муку». Это и другие описания того, что нас ждёт непосредственно после момента смерти, можно найти в «Бардо Тхёдол». Тибетская книга мёртвых была раскрыта/опубликована Карма Лингпой (1326 — 1386), который умер за пять лет до рождения первого официального Далай-ламы, а западному читателю стала доступна только в 1927 году. По данным тибетских эзотериков, после смерти ты сдаёшь экзамены духам блаженства, похоти, страха, боли и так далее. Во время этих экзаменов ты должен осознать, что тела больше нет, бояться нечего, желать нечего, но переживание продолжается — и тогда ты соединяешься с источником и пребываешь. Если же ты продолжаешь настаивать, что всё реально, конечно, нужно бояться и, конечно, чего-то хочется, ты видишь множество совокупляющихся пар, одна из них приковывает твоё внимание, и — бац — вместе со сперматозоидом, попадающим в яйцеклетку, ты попадаешь в новое тело. Теперь нужно всему заново учиться, но уже присутствует нечто новое — ты помнишь, что ты — это не твоё тело. Что было с тобой до момента рождения и будет после смерти?

Из-за того что премьер-министр Тибета много лет скрывал смерть пятого Далай-ламы, сроки, подходящие для выбора ребёнка на пост духовного патриарха, истекли, и шестым Далай-ламой был объявлен юноша по имени Цангьянг Гьяцо. Очень быстро он вышел из-под контроля премьер-министра и монгольских покровителей, начал писать стихи, пить вино и дружить с женщинами. Потом вообще снял с себя большую часть монашеских обетов. Во время его скитаний за власть в Тибете боролись монголы, китайцы и сами тибетцы. В 1706 году в результате этой борьбы шестого Далай-ламу, которому было двадцать три года, отравили у горного озера под названием Коконор. В результате убийства начался хаос, Пекин надавил на Лхасу, чтобы там признали шестого Далай-ламу незаконным и искали нового. В конце концов, все заинтересованные стороны договорились о том, что родился новый, седьмой, Далай-лама.

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ

Восьмеричный путь — это инструкция Будды для тех, кто живёт между мирскими удовольствиями и аскезой. Идя по этому пути, можно прекратить страдания и освободиться от власти иллюзорной сансары. Восемь элементов пути такие: правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное самообладание и правильное сосредоточение. Сформируйте адекватную картину мира и всегда думайте самостоятельно. Не замышляйте ничего дурного, следите за словами и никого не обманывайте, отвечайте за свои действия и не наносите никому вреда. Живите здорово и цельно, не прокрастинируйте и не перетруждайтесь. Овладейте мыслью, телом и ощущением. Освойте концентрацию и сделайте сознание подобным лазеру. Есть простой путь и есть правильный, и не стоит думать, что они ведут в одно и то же место.

В двенадцать лет Кесланг Гьяцо, шестая телесная оболочка Далай-ламы, возглавил Тибет. Во время его правления разгорелась политическая борьба между монголами и китайцами за влияние на государственные дела. В итоге бразды правления перешли к министрам, представлявшим интересы Китая, а Далай-лама занялся исключительно духовными делами, отстранившись от исполнительной власти. В этом же воплощении он впервые впустил католическую миссию, представлявшую интересы европейцев, на свою территорию. В конце жизни Далай-ламе удалось вернуть себе политическую власть и написать восемь томов религиозных сочинений. Седьмое воплощение покинуло материальный мир относительно спокойно, в возрасте сорока девяти лет в 1757 году.

НАГАРДЖУНА

Нагарджуна — любимый индийский философ четырнадцатого Далай-ламы. В юности Нагарджуна обучался у индийского йогина, который научил нескольких своих учеников становиться невидимыми. Незрелая молодёжь оказалась неготовой к таким знаниям, и, пользуясь невидимостью, чтобы обойти охрану, юноши стали посещать царский гарем. Царь раскусил схему, словил молодцов и всех казнил. Кроме Нагарджуны, которому удалось ускользнуть и переосознать жизненные приоритеты. Он подался в монастырь, и в результате усердной практики ему явилось видение индийской матрёшки. Он начал открывать матрёшку, но каждый раз обнаруживал, что внутри есть ещё одна, такая же, внутри которой есть такая же — и так до бесконечности. Тогда Нагарджуна понял, что нет никакой первой матрёшки, у жизни нет первопричины в лице бога. По его словам, у каждого из нас есть два основных уровня сознания: первым мы воспринимаем обыденность, а вторым — высшую реальность. Далай-лама одной ногой стоит в обыденной реальности, а другой притопывает в высшей. Сколько бы проблем он ни решал, сколько бы речей ни произносил — матрёшки обстоятельств будут множиться, и нужно будет начинать всё сначала.

В 1758, в год рождения восьмого Далай-ламы, на каждом стебле ячменя вместо одного колоска, вырастало сразу пять, а на чрево вынашивавшей его матери однажды указала радуга. Воплотился он в «мягкого и созерцательного человека», не особо интересовавшегося политическими делами. Управление страной он передал в руки регентов, которым удалось на сто пятьдесят лет стать основной политической силой в Тибете. Большую часть времени Далай-лама проводил на официальных церемониях и в духовных практиках, а в сорок шесть лет ушёл из мира.

ОСОЗНАННОСТЬ — РАВНОВЕСИЕ УМА

Что наверху, то и внизу. Человек — образ и подобие божие. Микрокосм тождественен макрокосму. Всё внешнее — отражение внутреннего, и наоборот. Поэтому, изменяя себя изнутри, человек изменяет мир. Нынешнее воплощение Далай-ламы советует не слишком радоваться радости и не слишком горевать в печали — нужно находиться в ровном состоянии. В западном мире нашего времени это равновесие часто достигается с помощью антидепрессантов и транквилизаторов. Тибетцы посвятили изучению этого состояния равновесия и ясности много столетий, выработали традицию, посвятили в неё Далай-ламу, а он, в свою очередь, свёл эту науку к самым простым и доступным формулам, понятным нашим современникам. Не злись на врага. Люби всех, а не только друзей и тех, кто любит тебя. Не воображай себя центром вселенной и вместе с телом человека принимай его обязанности и вызовы.

В девятый раз Далай-лама пришёл ненадолго, всего на девять лет. Лунгтог Гьяцо стал единственным Далай-ламой, умершим в детстве, и одним из пяти, умерших до двадцати двух лет. Английский журналист, встречавшийся с ним, описывал необыкновенную красоту ребёнка и сильное психическое воздействие, которое она производила. После встречи журналист расплакался.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ

Негативные эмоции обычно имеют конкретную и чёткую цель, предмет ненависти. Но, если смотреть на мир как на систему, где всё соединено со всем, невозможно объяснить все свои беды одним человеком, одним поступком или даже одним народом. И когда основанием своих несчастий ты видишь всю систему сразу, понимаешь, что другие страдают и не понимают так же, как ты, негативным эмоциям становится не к чему прицепиться, и для гнева не остаётся чёткой цели. Настроения и мысли чиновников выливаются в спокойствие или войну внутри страны, простой народ своими мыслями возводит и низвергает всё новых и новых кумиров, которые опять разводят смуту, разбавленную кратковременными периодами спокойствия и процветания. Согласно легенде, в пещерах Тибета находится волшебная страна Шамбала, в которой живут тайные учителя человечества. Из уединения пещер они управляют общим ходом истории, видимо, транслируя свои мысли в тела ключевых людей из внешнего мира, передавая через них мудрость и знания. Попасть в эту страну и к этим тайным учителям можно, только войдя в определённое состояние сознания, тогда вы найдёте её и в физическом мире. Искать её на карте бесполезно, и всё же говорят, что она находится где-то между снежными вершинами Тибета и песками пустыни Гоби.

После ранней смерти предыдущей инкарнации нового Далай-ламу не могли найти целых восемь лет, пока не вмешался Панчен-лама и не использовал технику «золотой урны». Жеребьёвка указала на мальчика из бедной семьи, а полное посвящение в священнослужители он прошёл в девятнадцать лет. В этот раз Далай-лама продержался на земле двадцать один год, большую часть времени читал священные писания, медитировал и совсем не уделял внимания политике. Десятый Далай-лама умер в 1837 году.

РЕИНКАРНАЦИЯ

«Я прошёл через сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя его. Рожденье вновь и вновь — горестно»
Душа переходит из тела в тело до тех пор, пока не накопит достаточно мудрости, чтобы понять, кто она такая и где её дом.

В классической буддийской философии нет идеи реинкарнации — переселения душ — в чистом виде, так как не признаётся существования индивидуальной души. Сознание в буддизме — это безличная субстанция, которая подобно колючке, катящейся по земле, цепляет на себя впечатления из разных миров. И только в момент смерти, в промежуточном состоянии, сознание приближается к границам освобождения — чтобы снова зацепиться за какой-то из миров. Но тибетский буддизм заимствовал индуистское понимание реинкарнации из Махаяны: личность перерождается и сохраняется даже после достижения нирваны, потому что нужно спасать остальных.

Одиннадцатый Далай-лама получил титул в два года, но прожил всего восемнадцать лет и в 1856 снова покинул наш иллюзорный мир. Политические разборки между тибетцами и китайцами не давали выполнить основную миссию инкарнации Авалокитешвары — проявить милосердие ко всем живым существам.

АВАЛОКИТЕШВАРА

Авалокитешвара, воплощение бесконечного милосердия всех будд, однажды дал монашеский обет спасти всех живых существ от власти иллюзии. Но это оказалось настолько непосильной задачей, что голова его не выдержала и раскололась на одиннадцать частей. Другие будды вошли в положение и помогли Авалокитешваре снова собраться воедино — на этот раз в теле с тысячей рук и с одиннадцатью головами, чтобы спасение всего живого не казалось такой непосильной задачей. В Китае и Японии тибетского Авалокитешвару считают женским проявлением, а зовут соответственно Гуаньинь и Каннон. «На левое плечо Авлокитешвары наброшена шкура дикого оленя, символизирующая добрый и нежный характер сострадательного бодхисаттвы и его способность подчинять заблуждения». Вместо живого оленя рядом с божеством мы видим шкуру убитого парнокопытного, служащую символом доброты. Земное воплощение Владыки взирающего — Далай-ламу — чаще всего приносили в жертву и раз за разом разыгрывали вечную историю умирающего бога.

Двенадцатое воплощение Далай-ламы четвёртый раз подряд приняло решение покинуть землю в молодом возрасте, на этот раз в девятнадцать лет. Во время его правления возросло влияние англичан, которые обрели власть в соседних с Тибетом Бутане и Сиккиме. В апреле 1875 года Тинлей Гьяцо умер от загадочной болезни.

АХИМСА

«Победа порождает ненависть; побеждённый живёт в печали. В счастье живёт спокойный, отказывающийся от победы и поражения»

Ахимса — принцип непричинения зла — лежит в основе всех мировых религий, однако каждая трактует его по-своему. Люди, практикующие ахимсу, как бы они её ни называли, стараются не причинять вреда ничему живому, не убивать, не обижать, не ссориться. Продвинутый йогин может обрести сверхспособность в дисциплине ахимса, и тогда все споры, ссоры и конфликты в его присутствии угасают по щелчку пальца. Иисуса Христа, призывавшего к ахимсе и советовавшего подставить другую щёку, если вас ударили по одной, распяли на кресте. Самого выдающегося политического практика ахимсы, Махатму Ганди, застрелили в его собственном саду. И всё же Христос показал, как, сложив оружие, взять царство небесное и основать религию, а Ганди показал, как, согласившись сесть в тюрьму, можно создать страну и спасти миллионы жизней.

Обретя тринадцатое воплощение, Далай-лама снова взялся за политику и принял активное участие в масштабном противостоянии в Центрально-Азиатском регионе между Британией, Империей Цин и Россией. Балансируя между тремя внешними силами, Далай-лама провёл внутренние реформы, сделавшие Тибет относительно современным государством: ввёл налогообложение, начал бороться с коррупцией, отправил солдат в Индию обучаться стрельбе из стрелкового оружия и артиллерии, в общем, запустил современную государственную машину. Перед смертью, наступившей в пятьдесят семь лет, Далай-лама предрекал тёмные времена для Тибета и угрозу самой линии реинкарнаций Авалокитешвары.

ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ В XX ВЕКЕ

Тибетская тема начала захватывать сознание европейских мистиков, историков, религиоведов и многочисленных обывателей в конце XIX века. Издательства начали переводить и печатать тибетские священные тексты, а в газетах и журналах всё чаще стали появляться заметки английских, немецких и американских путешественников о горном царстве. Мировое эзотерическое сообщество во главе с Еленой Петровной Блаватской объявило Тибет духовным и сакральным центром современного мира, были изданы многочисленные тома, осмыслявшие тибетские сутры и тантры. В средине XX века интерес к Тибету резко вырос, так как КНР лишила его статуса самостоятельной страны, а Далай-лама пустился в международные бега и основной своей целью сделал привлечение внимания к тибетскому вопросу. Голливуд снимает фильмы с Далай-ламой. Вот Брэд Питт дружит с маленьким Далай-ламой и в горной стране окунает маленького патриарха в американскую культуру. Вот Мартин Скорсезе забывает про гангстеров и снимает «Кундун» — историю юного Далай-ламы, бегущего от китайских властей. Вот Вернер Херцог снимает документальный фильм о церемонии Калачакра, которую Далай-лама вынужден проводить не в Тибете и даже не в Индии, а в австрийском городе Грац. Четырнадцатый Далай-лама регулярно появляется во всех крупных современных СМИ, в ток-шоу и на телевидении.

При четырнадцатом перерождении Далай-ламы Тибет стал частью коммунистического Китая, а он сам — главой правительства в изгнании. Через три года он может побить рекорд первого Далай-ламы по долголетию и прожить больше восьмидесяти трёх лет. На данный момент Авалокитешвара в человеческих оболочках с нами в общей сложности уже шестьсот двадцать пять лет.

ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРАКТИКА

Сегодняшний Далай-лама просыпается в 3:30 утра и ложится спать в 21:00. Каждый день, совершив положенные практики, около шести утра Далай-лама завтракает, перечитывает сутры и слушает радио BBC. Затем снова погружается в медитацию до восьми-девяти часов утра. Затем начинаются бесчисленные встречи, исполнение ритуалов, проведение служб, решение проблем тибетского правительства в изгнании и публичные проповеди. В отличие от своих предыдущих инкарнаций, четырнадцатый Далай-лама больше не ведёт холиваров с другими школами и религиями. Теперь он вместе с христианами молится Иисусу Христу, вместе с мусульманами почитает Аллаха, вместе с евреями служит их богу и при этом не скрывает, что по убеждениям он атеист. В его вере божественное равномерно распределено по миру, единого бога нет, но все боги едины с людьми. Все религии сходятся в главных заповедях и предписаниях, просто каждая по-своему ведёт своих последователей к финальной цели. Когда Далай-ламу спрашивают о его просветлении — он лукаво улыбается и говорит, что умом понял, что это такое, ещё в 70-х, но вот с однонаправленностью ума туговато, потому что мало времени на ежедневную практику и слишком много дел.

В конце концов, он говорит: «Если я буду думать, что отличаюсь от вас, что я буддист или даже больше — Его Святейшество Далай-лама, или если я буду думать, что я Нобелевский лауреат, — я стану узником этих представлений. Я забываю эти вещи. Я просто думаю о себе как об одном из семи миллиардов существ».

Текст
Киев
Иллюстрации
Москва